Экономические проблемы инвестиционного климата России.
Как и в любой другой стране, экономическая система России несовершенна. Имея
хорошие показатели по одним макроэкономическим параметрам, она может уступать в
других. В ходе сложившейся конкуренции инвестиционных климатов стран, процесс
формирования инвестиционного климата заключается в исправлении несовершенств,
делая страну более привлекательной для инвесторов. Основные проблемы
формирования инвестиционного климата заложены в факторах экономической системы,
которые этот климат создают.
«Из-за существующей «вязкой» системы госстандартов и согласований страна не
только не получила большого количества иностранных инвестиций, нанесен вред и
отечественному бизнесу» - отметили в комитете. Однако правительство не так
бездействует, как это кажется на первый взгляд. В феврале 2007 года
правительство одобрило в целом законопроект, регулирующий участие иностранцев в
капитале российских компаний в стратегических отраслях промышленности. Данный
законопроект в целом способствует инвестиционному климату, так как подразумевает
процедуру отказа от принятия инвестиций мотивированной и усложненной.
Инвестиционная комиссия может принимать только положительные решения в
регламентированный срок. Решения по отказу принимаются совместно с
правительством, в случае если иностранный контроль над акциями создает угрозу
национальной безопасности.
В том же году был принят законопроект, четко регламентирующий права и
обязанности иностранных инвесторов в сфере разработке недр. Были прописаны сферы
влияния иностранных инвесторов. Они не смогут участвовать в разработке
месторождений урана и алмазов, а также некоторые крупны месторождения золота и
меди, также не смогут контролировать разработки континентального шельфа, а также
месторождения нефти и газа с запасами более 70 млн. тонн и 50 млн. куб. м
соответственно. Не смотря на то, что законопроект ограничивает действия
инвесторов, они им довольны, так как законопроект устанавливает четкие правила
инвестирования.
Другая проблема заключается в сильном налоговом бремени, созданном
правительством. Наряду с этим, на данный момент не регламентирован порядок
налоговой инспекции, что позволяет налоговым службам произвольно подвергать
проверке любое предприятие. Также часто происходят конфликты между налоговой
инспекцией и частными компаниями.
Для разрешения этих вопросов правительство нуждается в налоговой реформе и
создании специальных подразделений аудита на каждом уровне Федеральной налоговой
службы, к которым сможет апеллировать налогоплательщик в случае возникновения
разногласий с проверяющими органами. В этих подразделениях будут работать
высококвалифицированные специалисты, способные объективно оценить возникающие
ситуации и получающие за это соответствующую зарплату.
В рамках предстоящей налоговой реформы будет ограничен перечень документов,
которые необходимо предоставлять налогоплательщику в ходе камеральных проверок и
этот перечень будет исчерпывающим. Налоговые органы также будут ограничены в
сроках проведения налоговых проверок с тем, чтобы они не могли быть
приостановлены и продлены на неопределенный срок. Будут также существенно
ограничены основания для повторной проверки. Также планируется снижение налогов
на один процент ВВП в год. Планируемая реформа не только упростит процесс
налогообложения, но и ослабит административный барьер, оставит меньше
возможности для коррупции.