2. Социальный педагог в учреждениях системы образования

 

В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социально-педагогические функции выполняют система профтехобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения .

Школа – одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется статьей 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении :

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей социализации, т. е. знакомство всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

- участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

- использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

- тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;

- оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;

- воздействует на позитивное изменение социального поля в школе.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должнос-тям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

- выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

- определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

- организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

- способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

С точки зрения санкт-петербургских специалистов, основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.

Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким.

График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учреждения образования.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством.

Существуют авторские разработки функционала социального педагога в образовательном учреждении. Приведем пример характеристики Санкт-Петербургской социально-педагогической службы образовательных учреждений.

Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении :

-  учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни;

-  контроль за передвижениями учащихся (переход в другую школу и т.д.);

-  предупреждение отсева учащихся из образовательного учреждения;

-  изучение социальных проблем обучающихся (воспитанников), условий их возникновения и разрешения с учетом возможностей образовательного учреждения;

-  учет педагогически и социально неблагополучных семей; установление контактов и взаимодействий с КДН (комиссия по делам несовершеннолетних) и ОППН (отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних);

-  осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;

-  создание условий для безопасности личности обучающихся (воспитанников), охраны их жизни и здоровья, оказание помощи попавшим в экстремальные и кризисные ситуации;

-  осуществление мер по трудоустройству обучающихся (воспитанников) и взаимодействие со специалистами служб занятости района и города;

-  объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необходимой помощи социально незащищенным обучающимся (воспитанникам) и их семьям.

В случае уточнения специализации функции и содержание деятельности также конкретизируются. Рассмотрим некоторые примеры специализаций социального педагога.

 

Деятельность социального педагога в условиях  микрорайона, общеобразовательной школы, детского сада

 

-  выявление несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, отобрания детей у родителей без лишения родительских прав, признания родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявления их умершими, длительной болезни родителей, отбывания родителями наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия остались без попечения единственного или обоих родителей, а также детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства в связи с трудным положением в семье, уклонением родителей от участия в их воспитании, детей с нарушениями умственного и физического развития;

-  обеспечение устройства на дальнейшее воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в помощи государства, в семьи граждан под опеку или попечительство, усыновление, в детские дома семейного типа, интернатные учреждения всех типов, в специальные учебные заведения;

-  принятие мер по защите и сохранности имущества и жилой площади, принадлежащих несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей;

-  взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. по вопросам защиты личных, имущественных и жилищных прав несовершеннолетних детей и распространения на них льгот, предусмотренных Правительством РФ;

-  участие в судебных заседаниях по делам о несовершеннолетних детях;

-  осуществление наблюдения за условиями жизни и воспитания, состоянием здоровья детей, находящихся под опекой или попечительством граждан;

-  разрешение конфликтных ситуаций несовершеннолетних детей со взрослыми, выявление отклонений в поведении детей и подростков и оказание им экстремальной социально-экономической помощи и поддержки;

-  посредническая деятельность между личностью несовершеннолетнего и школой, детским домом, семьей, средой, властью;

-  поддержание партнерских отношений с семьей детей и подростков с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

-  взаимодействие с педагогами, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и др. в оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства, в предоставлении им льгот, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

-  реализация прав и свобод обучающихся, создание для них комфортной и безопасной обстановки, обеспечение сохранности их жизни и здоровья, выполнение обязательного всеобуча;

-  информирование (ежегодно) районного, городского органа управления образованием о проделанной работе по охране личных и имущественных прав и интересов детей и молодежи.

 

Социальный педагог в детских дошкольных и внешкольных учреждениях

 

Влияние социальной педагогики на дошкольное детство началось с реализации многоплановой программы “Детский сад-ясли на дому”, в рамках которой фактически апробировался уникальный вариант социальных педагогов семейного, домашнего типа, работающих с дошкольниками. Затем стали появляться гувернеры, ориентированные специально на работу с дошкольниками в семье. Внедрение этих программ сразу же приняло межведомственный характер. В них участвовали органы народного образования, культуры, здравоохранения, депутатские группы на местах, профсоюзы, педагоги, работники культуры и спорта, детского питания, широкая общественность.

Особенно успешно эти приемы нашли свое применение на селе. Детский сад-ясли на дому – филиал базового детского дошкольного учреждения – становился очагом социальной работы и создавался в целях увеличения охвата социально-педагогическим влиянием дошкольников, создания им элементарных условий для развития и подготовки к школе при непосредственном участии матери в процессе воспитания, с использованием национальных традиций, особенностей народной педагогики и семейного воспитания.

Детский сад-ясли на дому обычно создается на базе нескольких (чаще всего многодетных) семей, где имеются соответствующие жилищно-бытовые условия. Если таких помещений нет, то они предоставляются местными органами власти, за которые предоставляется аренда. Все сотрудники детского сада-ясли на дому обязательно являются матерями или членами многодетных семей. Независимо от выполняемых функций все сотрудники проходят специальную социально-педагогическую подготовку. Местными органами народного образования и базовым детским садом он обеспечивается штатом, необходимым оборудованием, инвентарем, учебно-методической литературой, играми, игрушками.

Проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий в филиале базового детского дошкольного учреждения осуществляют территориальные лечебно-профилактические учреждения. Питание организуется подразделением общепита при участии местных органов власти.

Предусмотрен комплекс мер по оказанию методической помощи социальному педагогу. Программа воспитания детей перерабатывается с учетом региональных областей. Общее руководство работой детских садов-яслей на дому осуществляют заведующая базовым детским садом и местные органы социальной защиты. Финансирование осуществляется из бюджетных средств, предусмотренных на содержание социально-культурных учреждений в соответствующих регионах.

Главное - активизируются социально-педагогические функции семьи, сохраняются богатейшие традиции народов России, основанные на культуре домашнего очага, законах народной педагогики, формирующее в детях уважение к старшему, заботу о младшем и близком, человеческую доброту и отзывчивость.

Практикуются еще ряд интересных форм социальной заботы о дошкольниках и их семьях, например, дошкольный микрорайонный центр, который организуется на базе лучшего детского сада микрорайона, который ассимилирует новые виды групп, возникающих по инициативе родителей, а также создает другие формы социальной работы с дошкольниками, необходимые населению микрорайона (автор идеи – Н.А. Гришаева, научный сотрудник). Это могут быть прогулочные группы, центр эстетического воспитания детей, который выявляет и развивает творческие способности детей, а также мини-школа, спортивно-оздоровительный центр, группа изучения иностранного языка, различные кружки, микрорайонный логопедический центр. ДМЦ (дошкольный микрорайонный центр) позволяет гармонично сочетать интересы и потребности детей и родителей, объединить традиционные детские комплексы в маленькие уютные домашние группы, максимально приблизить дошкольные учреждения к дому с помощью социальных педагогов. Центр помогает выявить интересы и склонности ребенка, создает условия для развития его способностей, полноценной подготовке к школе.

 

Социальный педагог в микрорайоне (по месту жительства)

 

Одна из практикуемых форм деятельности социального педагога в микрорайоне – это создание спортивных баз, культурных  и реабилитационных центров на базе прежних клубов по месту жительства, создание различных объединений для совместного времяпрепровождения в выходные дни: походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых, создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, открытие клубов по интересам, оборудование спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, создание домовой библиотеки.

Но! В современных условиях возникает практика совместной социальной работы с детьми и в школе, и по месту жительства. Эта практика деятельности по единому плану воспитательной работы в микрорайоне и школе объединяет школу и все социальные службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. Главным в этом единении является ребенок, личность. Такова практика социально-педагогических центров, комплексов Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и других городов. Эксперимент создания социально-педагогического комплекса в России был начат еще в конце 60-х годов с целью заполнить пробел во времени молодых людей с пользой. Для этого надо организовать, говорили спортивные функционеры, по месту жительства, в зонах отдыха, при спортивных сооружениях клубы – организации досуга молодежи. Началась компания по созданию этих клубов, выделены были средства в ЖКО для педагогов-организаторов. Инициативу подхватил комсомол: были организованы Всесоюзные турниры “Кожаный мяч”, “Золотая шайба”, “Оранжевый мяч” и др. Хорошая идея создания клубов по месту жительства с целью повышения массовости превратилась в подготовку спортивных резервов. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества.

В настоящее время социальный педагог в микрорайоне может иметь разные специализации, из особенностей которых вытекает соответствующая направленность его социально-педагогической деятельности:

социальный педагог - эколог;

социальный педагог - этнолог;

социальный педагог - валеолог;

социальный педагог - организатор физкультурно-массовой оздоровительной работы;

социальный педагог - организатор технического творчества детей.

Так, например, этапы деятельности социального педагога – организатора физкультурно-массовой оздоровительной работы в микрорайоне:

1 этап – социологический анализ микрорайона, предусматривающий выявление неблагополучных семей, подростков с девиантным поведением; оценка состояний спортивных сооружений. В течение определенного времени педагогу-организатору необходимо побывать в местах массовых игр детей, выяснить в личной беседе их отношение к физической культуре, к техническому творчеству.

2 этап - ознакомительные беседы с директорами школ, воспитателями дошкольных учреждений, учителями физической культуры, воспитателями внешкольной и внеклассной работы, с администрацией спортивных сооружений; работниками общественных организаций, милицией и т. д. Все это позволит решить первостепенную задачу – создание актива и общественного совета. На заседаниях совета рассматриваются и решаются разнообразные вопросы: планирование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, открытие секций и кружков, проведение соревнований и спортивных праздников, строительство игровых площадок и контроль за состоянием уже имеющихся и др. В своей работе педагог-организатор должен опираться на домоуправления, районные комитеты по физической культуре и другие организации.

3 этап - создание по месту жительства физкультурного коллектива.

Агитационно-пропагандистская работа социального педагога-организатора физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства имеет большое воспитательное значение. Формами агитационно-пропагандистской работы может быть наглядная агитация (плакаты, уголок физической культуры); просмотр научно-популярных и художественных фильмов, телепередач с последующим обсуждением, физкультурные праздники, спортивные соревнования и конкурсы, а также лекции, диспуты, консультации для детей и взрослых по вопросам физической культуры и спорта.

Социальный педагог в доме является своеобразным связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями, социальными институтами: школой, дошкольными учреждениями, правоохранительными органами, учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, социального обеспечения. По мере необходимости он привлекает различные структуры социальной защиты: депутатов, специалистов-консультантов (психологов, медиков, юристов, органы охраны порядка).

Благодаря социальному педагогу в доме может быть устранен естественно целый ряд формально-отписочных, эпизодически возникающих вторжений в семью, раздражающих членов семьи и ничего не дающих ей в целом.

Взамен этого создается возможность опосредованных, заранее планируемых длительных и действенных мер, к числу которых относятся: налаживание контактов, изменение позиций членов семьи в системе семейных отношений, организация свободного времени, формирование разносторонних интересов, трудовой и познавательной активности, решение конкретных проблем, возникающих в повседневной жизнедеятельности семьи.

Повышение субъективной позиции семьи: успех этого определяется умением социального педагога подбирать актив в доме, создавать опору из числа самых заинтересованных, самых исполнительных жителей. Поле их деятельности – активное изучение социально-педагогических возможностей микрорайона, определение содержания социальной работы по месту жительства, активное влияние на неблагополучные семьи, поддержка и развитие социальных инициатив среди взрослых и детей.

Семья выступает как специфический объект социальных воздействий, когда педагогические усилия направляются на нейтрализацию ее отрицательного влияния на детей, перестройку отношений в семье, создание основ формирования социально значимых ценностей. Нельзя ждать, когда семья сама, добровольно и сознательно займется преодолением собственных трудностей, так как кризисы и противоречия, будучи затяжными, могут не осознаваться как опасные.

Составляющими «семейной» специализации социального педагога являются :

-  планирование семьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей;

-  помощь в преодолении семейных конфликтов, в оформлении опекунства, усыновления, в заботе о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;

-  вмешательство в случае жестокого обращения с детьми, физического или психического насилия над ними;

-  работа с неблагополучными семьями;

-  помощь семьям в кризисных ситуациях (развод, воспитание в неполной семье, повторный брак, появление нежеланного ребенка, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость, проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблагополучной семьи в продаже квартиры за долги);

-  помощь семьям, имеющим межэтнические, межпоколенные проблемы, проблемы на религиозной почве.

 

Социальный педагог в интернатных учреждениях

 

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации. Социальный педагог в данном типе учреждений осуществляет:

-      сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;

-     взаимодействие с судом, загсом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т. д. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую жилую площадь;

-      обеспечение защиты личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки и т. д.;

-      обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу;

-      оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;

-     связь с выпускниками до достижения ими 18 лет;

-     ведение картотеки на выпускников.

Самая первая и самая главная – это проблема работы с новичком. Социальный педагог помогает прижиться ребенку, освоиться. Для ребенка это процесс не простой. Важно расположить его к “дому”, к новому коллективу взрослых и детей. Это новый мир, новые отношения и, естественно, ребенок волнуется. Необходимо, чтобы с первой минуты он окунулся в атмосферу участия, тепла, атмосферу заботы о его судьбе.

Малыши, отторгнутые от родителей, часто плачут, ждут, когда за ними придет мама. Важно дать ребенку почувствовать, что он другим людям не безразличен.

Прибывающие подростки по семье не скучают, но также вначале не могут усвоить порядок и требования приюта, детского дома. Одни подростки, стремясь утвердиться, занимают позицию изолированности, стараются отгородиться ото всех. Другие – оказывают сопротивление требованиям коллектива приюта, третьи – демонстративно игнорируют эти требования, четвертые – настроены агрессивно ко всем и ко всему. Здесь главная особенность работы социального педагога – умение понять подростка, понять его судьбу, суметь убедить подростка, что его жизнь в приюте будет лучше, то есть настроить на оптимизм. Поэтому спокойное и доброжелательное отношение социального педагога к ребенку, к подростку может растопить лед первых дней его пребывания в приюте.

Трудовое воспитание – важный элемент в реабилитации детей и подростков. Постепенно приучают к самообслуживанию, прививают ответственность за проделанную работу, оплату за производственный труд, интерес к творчеству, чтобы воспитанник не считал выполняемую работу бесполезной.

Социальный педагог знает интересы, потребности, способности, мотивы поведения, психологические особенности любого ребенка. Педагог внушает уверенность в своих силах, в реальности изменения своей жизни. Он знает все нюансы отношений воспитанников в группе, степень влияния группы на любого подростка.

 

Социальный педагог в других образовательных учреждениях

 

В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Во многих современных образовательных учреждениях создаются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их родителей, педагогического коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспитанников) и оказания квалифицированной и своевременной социальной поддержки и помощи. Социальная служба должна выполнять следующие функции:

- выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

- охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

- создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

- оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

- налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;

- изучать общественное мнение в школьном коллективе;

- организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

- организовывать работу школьного телефона доверия;

- способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

 

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования – необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.