4. Социальный педагог в учреждениях системы  здравоохранения

В ведении Министерства здравоохранения РФ находятся дома ребенка, где содержатся дети до 3 лет, детские поликлиники (медико-социальный патронаж семьи), больницы и клиники, обслуживающие детей в условиях стационара, учреждения медико-социальной реабилитации, медико-психолого-педагогической помощи, система психиатрических и наркологических клиник и диспансеров (в стране лишь одна детская психиатрическая больница, подростковых психиатрических и наркологических учреждений нет). В последние годы приоритет отдается валеологическому направлению, создаются валеологические службы и центры.

Валеология – наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Предметом валеологии является здоровье современного «общественного человека» и тот образ жизни, который ведет к обретению, сохранению, поддержанию или возвращению этого здоровья.

Особую роль играют центры планирования семьи. В перспективе возможно основанное на опыте 1930-х годов создание социально-правовых кабинетов в женских и детских консультациях.

К функциям социального педагога в системе здравоохранения можно отнести обеспечение заботы о больных в до- и послегоспитальный период, помощь в снятии стрессов, содействие оздоровлению, в том числе пропаганду здорового образа жизни. В зависимости от места работы различаются функции специалиста: в учреждениях межведомственной принадлежности он оказывает медико-социальные услуги, в учреждениях, службах и центрах здравоохранения – социально-педагогические.

В качестве примера деятельности социального педагога межведомственных учреждениях приведем опыт работы валеологической службы санаторной школы-комплекса :

Цель создания службы – организация целостной системы валеологического образования, направленной на формирование культуры здоровья и организацию здорового образа жизни, сохранение здоровья учащихся и сотрудников школы.

Система деятельности  в санаторной школе включает ряд направлений.

Первое направление – создание психолого-медико-педагогического консилиума для получения целостного представления о школьном статусе больного ребенка, ребенка-инвалида, сотрудников школы, коллектива; разработка общей стратегии валеологического сопровождения ребенка-инвалида.

В процессе работы консилиума формируется представление об актуальном состоянии ребенка, разрабатываются конкретные шаги в валеологическом сопровождении ребенка-инвалида.

Индивидуальное валеологическое сопровождение детей-инвалидов предполагает:

- валеологическое образование (проведение специальных занятий);

- валеологическое развитие с учетом психофизиологических возможностей (обучение анатомии и знание ребенком особенностей своего организма и состояния здоровья, отработка навыков выполнения правил личной гигиены, разработка валеологически обоснованного режима труда на день (неделю), определение особенностей питания, основ лечебной физкультуры и культуры движения, массаж, релаксации, аутогенная тренировка, аромотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, отработка навыков; физического самоконтроля и преодоления критических ситуаций, связанных с заболеванием, оценки состояния своего здоровья; осторожности в социуме, правил поведения в экстремальных ситуациях, обучение правовым основам охраны здоровья детей с элементами охраны труда и т. п.).

Второе направление – формирование валеологической грамотности. Оно предполагает повышение валеограмотности учителя и определение уровня его готовности к валеоработе с детьми, повышение валеограмотности родителей; осуществление валеологической экспертизы учебно-воспитательного процесса в школе и в структурных подразделениях; проведение валеологического анализа урока, режима жизнедеятельности санаторной школы-комплекса.

Третье направление – коррекционная работа, которая представляет собой меры по снижению имеющихся отклонений от нормы. В основном используются индивидуальные формы взаимодействия с учеником, позволяющие учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и т. д.

Четвертое направление – консультативная деятельность.

Пятое направление – организационно-методическая деятельность (подбор литературы, методик валеологического анализа урока, систем коррекционных упражнений, обобщение наработанного опыта и т. п.).

Задачи социального педагога-валеолога, организатора валеологической службы определены следующим образом:

- возглавляет валеологическую службу и координирует деятельность администрации, врача, психолога, социолога, эколога, учителей по вопросам формирования, сохранения, укрепления здоровья учащихся и учителей;

- совместно с завучем составляет расписание занятия или корректирует его с учетом валеотребований;

- планирует работу, направляет исследования, осуществляет контроль и коррекцию форм здорового образа жизни учащихся, педагогов, воспитателей, родителей; руководит методической деятельностью всех работников валеологической службы школы;

- обеспечивает внедрение организационно-методических рекомендаций валеологической службы; отвечает за материально-учебную базу кабинета валеологии и кабинета психологической разгрузки;

- совместно с администрацией школы осуществляет подбор кадров, профилизацию по учебным курсам и по направлению валеоработы;

- проводит в школе групповые, индивидуальные валеоисследования;

- посещает уроки, внеурочные мероприятия, занятия групп продленного дня с целью наблюдений за деятельностью учащихся, оценки их здоровья и динамической работоспособности;

- выступает с обобщением опыта работы на педсоветах, методических объединениях;

- участвует в аттестации педагогических работников, является экспертом по оценке создания валеологически благоприятных условий в процессе обучения;

- постоянно повышает уровень самообразования.

Обобщая опыт работы социальных педагогов в учреждениях здравоохранения, можно выделить следующие возможные направления их деятельности:

- социально-средовая и социально-психологическая реабилитация (выработка социальных навыков; умения общаться, умения подать себя и т. п.; освоение социальных ролей; обеспечение личностного роста, формирование активной личностной позиции,  творческого потенциала);

- работа с семьями детей и подростков (семейное консультирование, организация родительских «групп поддержки», коррекция нарушений психологического состояния членов семьи);

- профессиональная ориентация (ознакомление с миром профессий, помощь в профессиональном самоопределении, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений);

- организационная, учебно-методическая и просветительская работа с ближайшим социальным окружением детей и подростков;

- социально-правовое консультирование и информирование.