СЛОВАРЬ

 

Абилитация комплекс мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи.

Авторитет – влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.

Авторитет ребёнка – признание его личности, способностей, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других. Авторитет ребёнка выступает важным условием самоутверждения, обретения психологического комфорта, положительного взаимодействия с окружающими.

Адаптация приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

Адаптация социальная – активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Активизация – усиление деятельности; побуждение к решительным действиям.

Активность свойство человека как живого существа избирательно отражать, воспринимать и реагировать на любые раздражения и воздействия.

Активность – усиленно деятельное состояние отражения и преобразования действительности, принимающее ведущее участие в развитии человека, становлении его личности.

Активность общественная – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определённого класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь другим при выполнении общественных заданий.

Активный досуг – форма самопроявления человека в организации своего досуга. Стимулирует развитие способностей личности, расширение кругозора, восстановление психического тонуса и энергии.

Актив учащихся – наиболее деятельная и дисциплинированная часть учащихся, которой принадлежит ведущая роль в жизни детского или юношеского коллектива.

Акцентуация – свойственное для подросткового возраста выделение какого-либо свойства характера, выделяемого на фоне других, его особенное развитие.

Альтруизм – мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами; готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.

Альтруизм система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности.

Амбивалентность двойственность, противоречивость натуры, явления, процесса.

Аномия – состояние безнормности в группе или даже в целом обществе, когда люди не знают, каковы нормы, или они потеряли веру в них.

Антипатия – чувство неприятия, нерасположения; противоположно симпатии.

Антисоциальная личность личность, не приспособленная к выполнению норм, принятых в обществе, характеризующаяся безответственностью, неспособностью чувствовать вину, частыми конфликтами с окружающими и общественными институтами, иным поведением, указывающим на недостаточную социализацию.

Апатия – состояние человека, характеризующееся эмоциональным равнодушием, безразличием и бездеятельностью.

Асоциальное поведение – поведение подростков, юношей, противоречащая общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных поступков.

 

Бездомность отсутствие жилища у отдельного человека и его семьи.

Безнадзорность детей – общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в отчуждении детей от семьи, детского коллектива, и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.

Библиотеки детские – внешкольные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение и выдачу для чтения литературы, вошедшее в круг детского чтения, и проводящие воспитательную работу среди ее посетителей.

Блага – все, что способно удовлетворить повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу.

Благополучие – состояние физического здоровья, эмоционального комфорта и экономического обеспечения; спокойное и счастливое состояние семьи; жизнь в удовольствие.

Благосостояние – необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Брак – совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности мужа и жены, а так же их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

 

Вера – убежденность человека в чем-либо, неподкрепляемая убедительными логическими аргументами и фактами.

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

Виктимизация – процесс и результат превращения индивида или группы в тот или иной тип жертв неблагоприятных условий социализации. Факторы, предопределяющие виктимизацию: объективные и субъективные. К объективным факторам относятся природно-климатические и экологические условия, уровень социально-экономического развития, социальные катаклизмы (катастрофы, войны, землетрясения, наводнения, депортации и др.), к субъективным – генетическая предрасположенность к саморазрушению и отклоняющемуся поведению, степень устойчивости и гибкости индивида, его ценностные ориентации, развитость саморефлексии и саморегуляции, экстернальность и интернальность личности и пр.

Виктимность – предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся, проведения социально-педагогической работы с ними.

Внеучебная деятельность – вид деятельности школьников, который отличает организованный характер и проведение в свободное время.

Внешкольная работа – образовательно–воспитательные занятия и культурно–просветительные массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях (станциях юного техника, центрах технического творчества) с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга.

Внутришкольный контроль – один из элементов самоуправления в школе, включающий систематическое и глубокое изучение учебно—воспитательного процесса и труда учителя, оказание ему своевременной помощи.

Возрастная группа одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста.

Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определённым лицом (учитель, воспитатель, родитель) и/или социальным окружением (семья, творческий, трудовой, спортивный или учебный коллектив), с другой стороны, субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.

Воспитанность – качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.

Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном или ином детском учреждении.

Воспитательная система – совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности.

Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных и поведенческих умений и навыков.

 

Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества.

Государство – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру правления.

Группа – индивиды, взаимодействующие друг с другом на основе формальных или неформальных связей.

Группа малая – относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединённых общими целями или задачами; в малой группе, как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы. Если малая группа занята социально значимой для всех её членов совместной деятельностью, то она может представлять собой группу высокого уровня развития – коллектив; в малой группе, как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы.

Группа номинальная – группа людей, имеющая формальный статус (например, только что созданный класс), цели, содержание деятельности которой задаются извне.

Группа официальная (формальная) – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус. Она всегда имеет нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закреплённые права и обязанности её членов.

Группа первичная – группа, члены которой имеют тесный и близкий контакт друг с другом.

Группа референтная (эталонная) – реальная или воображаемая социальная общность (группа людей), на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своём поведении. Она выполняет нормативную и сравнительную функции для самооценки поведения действий членами группы.

Группы по интересам – группы людей, объединённые общими задачами и проявляющие формальную и неформальную активность для их достижения.

 

Деградация личности – утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей.

Дезадаптация – нарушение приспособительного поведения индивида в силу действия тех или иных внешних или внутренних причин – непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права; формировать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность приобретается в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет. Решение о недееспособности принимает суд. Юридически несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной недееспособностью; полностью отсутствует дееспособность у малолетних до 6 лет.

Деперсонализация – состояние временной утраты человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических и социальных потребностей.

Депривация процесс ограничения сферы общения  ребенка с другими, блокирование возможностей развития специфически человеческих потребностей и способностей. Депривация – сенсорная недостаточность, которая может привести к дезадаптации. Чаще всего возникает у детей, находящихся длительное время вне семьи, в учреждениях интернатного типа.

Депривация – лишение или недостаточность условий необходимых для нормальной жизни.

Депрофессионализация – это потеря прежней и (или) квалификации.

Десоциализация – утрата человеком, по каким – либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизни факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.

Детская субкультура в широком смысле все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно–исторической социальной ситуации развития.

Детство – этап онтогенетического развития индивида, начинающийся с рождения ребенка и кончающийся его непосредственным включением во взрослую жизнь; этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Дефицит общения – недостаточное по количеству и качеству общение ребенка с окружающими людьми.

Деформация личности изменение качеств, свойств личности под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение.

Деятельность совместная – деятельность, возникающая при объединении людей для достижения общих целей.

Деятельность социальная – совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определённые социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

Дисгармоничность развитие, характеризующееся нарушением в нем пропорций, отсутствием соразмерности.

Должностные обязанности – отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы.

Должность – относительно обособленная позиция в системе производственных отношений, имеющая юридически установленные  функциональные полномочия, ответственность и систему коммуникаций.

Досуг – часть свободного времени, которым человек располагает по своему усмотрению.

Дошкольные учреждения – детские учреждения, предназначенные для общественного воспитания и элементарного обучения детей, начиная с младенческого до старшего дошкольного возраста (включительно).

Душевность  характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность.

 

Желание – состояние актуализированной, т. е. начавшей действовать потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Жестокость – способность причинить страдания людям или животным.

Жизненная перспектива – целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни.

Жизненное поле – совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространство реального действования – актуального и потенциального, – охватывающего прошлое, настоящее и будущее.

Жизненное самоопределение – выбор того или иного образа жизни человеком.

Жизненные сценарии – программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни.

Жизненные цели конечные события определенных этапов жизни, являющиеся основными ориентирами на жизненном пути в будущем.

 

Забота – деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействия благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности.

Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребенка.

Запущенность педагогическая – отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности ребенка, обусловленное недостатками воспитания.

 

Идеология – система взглядов, идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Является выражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув в свою очередь, активно воздействует на развитие общества, способствуя или препятствуя ему.

Иждивенчество общественное явление и особенность личности, проявляющиеся в неспособности и нежелании людей материально и духовно содержать себя, в отсутствии чувства ответственности и готовности самостоятельно решать сложные жизненные проблемы.

Избалованные дети – результат гиперопеки, ослабления требовательности родителей и других старших членов семьи к детям.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Индивидуализация (по В.И. Слободчикову)обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и в собственной жизни.

Индивидуальность – категория, отражающая характеристику человека как уникальной самобытной личности, реализующей себя в творческой деятельности. Это также степень развития определенных личностных черт конкретного человека.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Инициатива – состояние проявления человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

Инициатива – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком – либо действии.

Инициативность – творческая способность, заключающаяся в постоянном стремлении к самостоятельным действиям, активной жизненной позиции личности.

Интерес – состояние эмоционально окрашенного, повышенного внимания человека к какому-либо объекту или явлению.

Институт социальный – относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которой организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность социального института определяется: набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института, осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Инфантилизм – задержка в развитии организма; сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту.

Исполнение – вид деятельности социального педагога, означающей копирование чужих образцов выполнения деятельности.

 

Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для совместного отдыха и развлечений; учреждение при органах местной власти, профсоюзах или крупных предприятиях, соединяющее культурно-просветительские и образовательные функции.

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Коллектив детский – группа детей, объединенная совместно целеустремленной деятельностью и общей организации этой деятельности.

Коллективизм – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.

Коллективно-творческая деятельность – вид групповой деятельности, ставшей уже классическим в воспитательной работе с детским коллективом.

Комплекс неполноценности – состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, умений, знаний), сопровождаемое глубокими отрицательными переживаниями по этому поводу.

Конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих стрессы и аффекты.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Кризис – состояние душевного дискомфорта, вызванное неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно–исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

 

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Личностное самоопределение – высшее проявление жизненного самоопределения.

Лишение родительских прав – мера, принимаемая в судебном порядке против родителей в случае злоупотребления ими своими правами по отношению к детям (жестокое обращение, злостное уклонение от выплаты алиментов, систематическое оставление ребенка без надзора).

 

Маргинализация – процесс деградации человека, потеря им прежнего статуса, превращение в социальное явление, нетипичное для цивилизованного общества

Мировоззрение личности – система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности.

Многопоколенная семья – семья, включающая детей, родителей и прародителей.

Молодежная политика – деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развитие молодежных объединений, движений и инициатив.

Моральное пренебрежение – процесс негативного отношения взрослых к ребенку, подразумевающий такие явления как неспособность подать ребенку положительный пример, осуществлять какое-либо нравственное воспитание.

Мотив – вынужденная устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотивация – динамический процесс внутреннего психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку.

 

Навык действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементно сознательной регуляции и контроля.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Напряженность – состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон.

Насилие – умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу, группе с целью достижения каких-либо целей.

Наследственность – свойство живой материи передавать потомству признаки и особенности развития родителей; обеспечивает преемственность морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ в ряду поколений.

Наставник – лицо, осуществляющее индивидуальное или профессиональное групповое обучение непосредственно на рабочем месте (зачастую в ходе выполнения оплачиваемой работы).

Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога – мастера.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Неполная семья – семья с одним ребенком, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей.

Несовершеннолетние – лица, не достигшие возраста 18 лет.

Неформальность – признаки следующих групп: «байкеры», «брейкеры», «хиппи», «панки», «рокеры», «рэпперы».

Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и детей, т. е.социального и биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей.

 

Образ жизни – совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.

Обучаемость – восприимчивость обучаемого к обучению и накоплению опыта, зависящая от его способностей.

Общение – процесс взаимодействия между людьми, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.

Общеобразовательное учреждение – основное звено системы непрерывного образования, учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Одаренность – свойство личности, отражающее наличие у человека задатков к развитию способностей.

Одаренный ребенок ребенок, имеющий более высокий уровень развития каких-либо способностей по отношению к сверстникам.

Ожидания социальные – подразумеваемые требования, которые предъявляются окружающими индивиду по отношению к его действиям, мыслям и чувствам, необходимым или уместным в той или оной ситуации. Выступают как неформальные санкции, упорядочивающие взаимодействия людей относительно неписанных правил, межличностных ролей и принятых норм и способов общения.

Олигофрения – различные формы врожденного или приобретенного в раннем детстве психического недоразвития (слабоумия).

Опыт – совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни, и того, что он осознает.

Ответственность – способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым обществом или в коллективе нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности общему делу, а при несоответствии – чувство невыполненного долга.

Отклоняющееся поведение – несоответствие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Отчуждение – процесс или результат утраты для человека значения или личностного смысла того, что раньше привлекало его внимание, было интересным и важным.

 

Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно, служить ей и защищать ее.

Патронат – воспитание и оказание необходимой помощи в государственной защите детям, осуществляемых формах патронатного воспитания или социального патроната.

Педагогическая запущенность – состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, подростками, проводимой в семье, дошкольном учреждении, школе.

Педагогически запущенные дети – дети, не получившие по тем или иным причинам целенаправленного позитивного воспитания, своевременного научения в соответствии с возрастом.

Перевоспитание – вид воспитания, цель которого – устранение отрицательных и развитие положительных свойств личности, чтобы, опираясь на них, гармонично формировать личность в целом и  главное – мотивы ее деятельности.

Подопечный – лицо в отношении, которого устанавливается опека или попечительство.

Положение детей совокупность сложившихся в обществе условий для выживания, развития и воспитания детей. К этим условиям относятся степень материальной обеспеченности жизни детей, состояние детского здравоохранения и развития сети оздоровительных учреждений, сложившаяся в стране система общественного образования и воспитания, воспитательные возможности семьи, развитость общественной и государственной заботы о детях и законодательные нормы, закрепляющие жизненно важные права и интересы детей, в том числе и прежде всего детей, находящихся в особо трудных условиях.

Попечители – совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над одинокими, совершеннолетними, дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Поступок сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Потенциал совокупность возможностей, источников, средств, запасов и т. п., которые могут быть приведены в действие, использованы для решения определённых задач, достижения поставленных целей; возможности отдельного лица, общества, государства в определённой области (военный, экономический, творческий потенциал).

Потребительская корзина минимальный набор продуктов питания не продовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребность состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его осуществления и развития, и выступающее источником его активности.

Права человека принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага.

Правонарушение – вид действий, противоречащий правовым нормам, проявляющийся как проступок или преступление.

Преступность – относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, форма отклоняющегося поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой уголовным законом.

Привилегия исключительное право, преимущество, предоставляемое кому-либо.

Призвание – высший уровень профпригодности.

Притязание – стремление личности достигнуть определенного статуса, определенной цели, определенного результата деятельности.

Приют – место, где ребенок может находиться круглосуточно, обеспечиваться питанием и необходимой помощью.

Проблемная ситуация – наиболее частый вид психологической ситуации, одно из обстоятельств которой осознается (или заранее поставлено) как вопрос, на который должен быть получен ответ путем анализа и понимания всей ситуации.

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а так же обязательные платежи и сборы.

Проституция – практика половых сношений вне брака, осуществляемых за вознаграждение.

Профессия – род занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы.

Профконсультирование – индивидуально-ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

Профпригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда.

Профессиональная карьера – активное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей в профессиональной деятельности.

Профориентация – комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии.

Психодиагностика – вид деятельности психолога, который включает оценку психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно-проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию о личности.

Психологическое консультирование – вид деятельности психолога, который включает оказание практической психологической помощи людям в форме, рекомендаций на основе предварительного изучения проблем, волнующих этих людей, а так же их самих и их отношений с окружающими людьми.

Психокоррекция – вид деятельности психолога представляет собой целенаправленное изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи, посредством методов психологического воздействия на него.

 

Развитие личности – психическая жизнь человека, характеризующая то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для его возрастного этапа.

Развитие социальное – процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере, общественной жизни в целом или отдельных её компонентах – социальных отношениях, в социальных институтах, в социально групповых и социально организованных структурах и т. д.

Реадаптация – восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов.

Религия форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозных верований.

Ресурсы – это все, что может быть привлечено и использовано для удовлетворения определенной потребности или решения конкретной проблемы.

Референтная личность – человек, чьи личностные свойства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания.

Решительность – характеристика поведения человека, предполагающая готовность перейти к практическим действиям, сформированность намерения совершить определенный поступок.

Ригидность – свойство человека, проявляющееся в заторможенности мышления, трудности отказа от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Роль социальная – социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определённой роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение социальной роли деформированы.

 

Самоактуализация – форма активности человека предполагающая стремление к возможно более полному развитию и выявлению своих личностных возможностей; она предполагает самосовершенствование, отражает проявление способности человека становиться всем, чем он захочет, достижение своих целей, проявление своей общечеловеческой и личностной сущности.

Самоопределение – процесс и результат самостоятельного выбора человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм и условий жизни.

Самоопределение личности – сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.

Самопознание – познание своего Я в его специфике, условиях и характерных способах реакции, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я.

Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в процессе естественного физиологического, физического,  психического и социального развития.

Саморазвитие индивида – процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которого служит присвоение социального опыта.

Самораскрытие – раскрытие сокровенных переживаний и мыслей человека перед другим человеком.

Самореализация – претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей. Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поведением и деятельностью.

Самоутверждение – установившаяся форма самостоятельной деятельности в определенных условиях.

Семейный бюджет – совокупность доходов и расходов отдельной семьи в единицу времени.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поведением и деятельностью.

Санаторно-курортная школа лечебно-образовательное учреждение для школьников 7-14 лет с ослабленным здоровьем, осуществляющее комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий в сочетании с обучением программам общеобразовательного учреждения.

Семья – лица, которые связаны родством и свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Семья социального риска – это семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов.

Семейная политика – комплекс практических мер, представляющих семьям с детьми, определенные социальные гарантии, цель которых улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества.

Сиротство социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родитель которых умерли, а так же детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей в установленном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственные родители.

Склонность одна из форм направленности личности, в структуру которой входит интерес и волевое стремление осуществлять его в своей деятельности.

Сопереживание – процесс испытывания человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Социальная безопасность термин, который наиболее часто употребляется в понимании обеспечения основ безопасности и жизнедеятельности как отдельного индивида, так и всего общества в целом.

Социальная группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры).

Социальная запущенность несформированность у человека социальных чувств, интересов, навыков, умений.

Социальная защита система приоритетов механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а так же системы социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающий  достичь социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития.

Социальная зрелость – уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому.

Социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении, путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучение правозащите и введению иных льгот.

Социальная политика – составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Социальная помощь – система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группе населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей поддержания их социального статуса, адаптации в обществе.

Социальная проблема – несоответствие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое, между ее целью и результатом.

Социальная программа – совокупность мероприятий необходимых для реализации плана социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

Социальная работа – вид профессиональной деятельности, направленная на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, на создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

Социальная роль – социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определённой роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр.

Социальная санкция одобрение и поощрение либо неодобрение и наказание, направленные на поддержание социальных норм.

Социальная служба – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а так же гражданские, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Социальная установка – состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций и поведению в них.

Социально запущенные дети – отсутствие должной заботы о ребенке, когда родители или лица, их замещающие, не обеспечивают необходимые условия для его полноценного физического, эмоционального и социального развития.

Социальное обеспечение – государственная система помощи и поддержки и обслуживания престарелых нетрудоспособных граждан, а так же семей, имеющих детей.

Социальное окружение макро– и микросреда, с которой прямо или опосредовано взаимодействует индивид.

Социальное отклонение – это такое социальное развитие человека, поведение которого не соответствует общественным ценностям и нормам, принятым в обществе.

Социальное пренебрежение – процесс негативного отношения взрослых к ребенку, который включает в себя недостаточное внимание к социальной активности ребенка, к кругу его общения, нежелание занять ребенка полезными видами деятельности или неспособность приучить ребенка жить в обществе других людей.

Социальное развитие личности – количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Социально-неприспособленный ребенок – ребенок, на чье развитие и роль в обществе существенное влияние оказывает его стрессовое состояние или окружающая среда.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – учреждение, предназначенное для профилактики безнадзорности, обеспечения социальной помощи и реабилитации, несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации.

Социальность – личностное качество, характеризующее меру развития человека как общественного существа; выражается в уровне овладения знаниями, умениями и другими элементами накопленного в обществе социального опыта; проявляется через способность индивида реализовывать свой духовно–культурный потенциал в процессе совместной с другими людьми деятельности.

Социальные навыки – набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе.

Социальные ожидания – подразумеваемые требования, которые предъявляются окружающими индивиду по отношению к его действиям, мыслям и чувствам, необходимым или уместным в той или оной ситуации; выступают как неформальные санкции, упорядочивающие взаимодействия людей относительно неписанных правил, межличностных ролей и принятых норм и способов общения.

Социальные сироты – это сироты при живых родителях.

Социальные ценности – нравственные и этические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Социальный приют для несовершеннолетних место для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Социальный заказ – официальная ориентация общественных институтов на достижение в своей деятельности заданного результата как необходимого для дальнейшего развития общества в целом.

Социальный институт относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которой организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальный опыт индивида – опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном.

Социальный статус – положение лица или группы в обществе, отличающее их от других лиц или групп.

Социум – большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры.

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках определенной профессии; конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие успешность какой-либо деятельности, быстроту и прочность овладения способами ее осуществления.

Среда – окружающие человека социально–бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с ним общностью этих условий.

Суицид – следствие болезненного и мучительного духовного и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла страданий и всей жизни.

Счастье – такое состояние человека, которое наиболее соответствует внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

 

Толерантность терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров, сформировавшееся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию.

Традиции – нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению; характеристика коллектива, отражающая такие устойчивые формы его жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи и желания его членов.

Трудновоспитуемость – отклонение в поведении и психики ребенка, учащиеся, требующие усиленного внимания педагога, родителей, индивидуализации средств воздействия для их преодоления.

Трудные дети – категория детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии.

 

Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умственная отсталость – стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру.

Уровень притязаний актуальное стремление индивида достичь определенных успехов, чтобы подтвердить или повысить свою самооценку.

 

Фанатизм состояние чрезмерной увлеченности человека чем-либо, сопровождаемое снижением контроля над своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.

Физическое пренебрежение процесс негативного отношения родителей к ребенку, характеризующееся их неспособностью обеспечить ребенку достаточное питание, соответствующую условиям жизни одежду, необходимую медицинскую помощь, достойное жилище, выполнение элементарных требований личной гигиены.

 

Ценностные ориентации личности – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

 

Человечность – морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим лицам.

Чувство неполноценности – устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формируемое, когда человек замечает, что нелюбим.

 

Школа-интернат – учебно-воспитательное учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказания помощи семье (на основе решения органов опеки).

 

Эмоциональное пренебрежение – процесс негативного отношения взрослых к ребенку, который характеризуется недостаточным вниманием, отсутствием любви, заботы, нежности, неспособностью удовлетворить потребности ребенка в одобрении его действий, признании его заслуг, дружбе.

 

Я – концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к жизни и другим людям.