ТЕМА 3. «Анналы» в 1970-1980 гг. «Раздробленная» история

1. Третье поколение «Анналов»: теория, предмет исследования, метод
2. «Сериальная» история Пьера Шоню: исследования по исторической демографии
3. Эммануэль Ле Руа Ладюри: от концепции «истории без людей» к «этнографическому роману»

1. Третье поколение «Анналов»: теория, предмет исследования, метод

Имена, названия, понятия и термины:
Эммануэль Ле Руа Ладюри, «Территория историка» (1973–1978)
Пьер Нора, Жак Ле Гофф (ред.), «Изучать историю» (1974)
«Новая историческая наука» (1977)

Высшая школа социальных исследований

Структурализм
Семиотика

На 1960–1970-е гг. в западном гуманитарном знании приходится пик сциентизма; получают распространение идеи структурализма, клиометрия, психоанализ. Во Франции выходят новаторские работы Мишеля Фуко по истории тюрем, сексуальности и безумия, в исторической науке США происходит «квантитативная революция», развивается психоистория в духе Эриха Фромма и Эрика Эриксона.
Во Франции важным рубежом стали события знаменитого «красного мая» 1968 г. – захватившего Париж студенческого движения, сопровождавшегося забастовками и даже строительством уличных баррикад. Протест был направлен против устаревшей системы высшего образования, шире — против патриархального общества, против трех «р»: «patron, pater, professor» (хозяин, отец, профессор). Результатом стала реформа образования во Франции, демократизация и модернизация жизни страны в целом.
Происходившие во французском обществе изменения затронули и «Анналы». На экстренном собрании «друзей и сочувствующих» (май-июнь 1968 г.) Ф. Броделя отстранили от руководства; вместо него был выбран коллективный директорат, в который вошли Марк Ферро, Жак Ле Гофф, Эммануэль Ле Руа Ладюри. Последний также заменил Броделя на посту заведующего кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс.
В «Анналах» в 1970-е гг. возникло так называемое «третье поколение». Его представители отказались от глобальности и выбрали путь тщательного исследования отдельных моментов истории, парцелляции и углубления специализации. Еще Л. Февр писал, что история — это наука о человеке, а не о вещах или понятиях. Ф. Бродель сделал шаг от человека к структурам, но теперь возобладала новая проблематика и тематика. Происходит поляризация тем, подчас до крайности. Одни историки стремятся в своих исследованиях уйти подальше от людей, изменяющегося, непредвиденного; другие, напротив, обращаются к злободневному, событиям. Названия тематических выпусков журнала отражают некоторые из поднимаемых на его страницах проблем: биологическая история и общество, история и урбанизация, семья и общество, история и окружающаяся среда, история и другие науки, антропология, ментальность и общество и пр.
В 1970-е гг. продолжается институциональный рост «Анналов». Выделяется масса субсидий правительства. В 1975 г. VI секция Практической школы высших исследований преобразуется в самостоятельный исследовательский и учебный центр — Высшую школу социальных исследований, которая наравне с Сорбонной получает право присваивать научные звания и степени.
Происходит пересмотр арсенала средств познания, предмета, принципов, методов. Объектом критики теперь становятся уже не работы Ш. Сеньобоса и других позитивистов, а самих представителей «Анналов» — М. Блока и Ф. Броделя. Франсуа Фюре заявляет о революции историографического знания. В 1970-х гг. выходят в свет ряд работ теоретического характера, в том числе «Территория историка» Э. Ле Руа Ладюри (1973–1978); трехтомный сборник «Изучать историю» под редакцией Ж. Ле Гоффа и П. Нора (1974), коллективная энциклопедия «Новая историческая наука» (1977). В них намечаются шаги по дальнейшей перестройке исторического знания.
Можно выделить некоторые общие моменты. Во-первых, отрицается существование единой теории познания, отвергается философия истории. Однако не принимаются и позитивистские подходы, подчеркивается необходимость концептуализации. Отмечается, что историк должен не только изображать взаимосвязь событий и фактов, но также показывать эволюцию социальных, экономических, психологических структур, процессов, отношений. История должна выступать как проблема, а не просто как исторический рассказ.
Во-вторых, ставится вопрос о предмете. Еще в 1940–1960-е гг. «Анналы» интересовались довольно широким спектром вопросов: географией, городским строительством, историей людей во взаимоотношении с природой, географией растений, техникой, медициной и пр. Теперь круг интересов истории еще больше расширяется, у нее появляются новые предметы — вневременные (миф и праздник, дождь и хорошая погода и другие подобные), неподвижные (детство, старость, смерть), тривиальные (кухня, меню); история становится едва ли не всеядной наукой. Исследуются такие феномены, как колдовство, случайности, народные праздники, фольклор – все, что оказывается доступно историкам.
И, наконец, обсуждению подвергаются вопросы метода. «Третьему поколению» «Анналов» присуща приверженность «изменчивым величинам», любым концепциям. Однако оговаривается, что историк в своем труде должен дать определение, что он ищет, какие материалы имеют отношение к данному вопросу; четко оформить свои гипотезы, доказательства, результаты, сомнения.
«Новая историческая наука» во Франции в целом и «третье поколение» школы «Анналов» в частности наибольших успехов достигают в изучении истории средних веков и раннего нового времени (XVI–XVIII вв.). При этом школа и журнал не идентичны. Не все ученые, печатающиеся на страницах журнала, приобщены к «новой исторической науке». Но именно журнал является воплощением духа этого направления. Как и прежде, «Анналам» присуще стремление к контактам, к поиску нового: новых источников и нового прочтения старых, новых тем.
При этом каждая проблема – будь то время, пространство, жесты, брак, семья, сексуальность, женщина, детство, воображение — рассматривается в контексте глобальной истории. Ф. Бродель попытался воссоздать глобальную историю всего человечества; теперь же происходит ограничение в пространстве и времени и сужение поля исследований. Ле Гофф применяет глобально-исторический подход в изучении европейской цивилизации с V по XV вв.; Э. Ле Руа Ладюри обращается к материалам, касающимся одной деревни, выходя на общеевропейские ценности; Ф. Арьес и М. Вовелль исследуют многовековую историю одного из элементов восприятия мира и пр.
Как и прежде, большое значение отводится междисциплинарным связям. «Патриарха» «Анналов» М. Блока интересовали общественные коллективы, наиболее важным он считал диалог истории и географии. Ф. Бродель обращается к экономической истории. В 1970–1980-е гг. историки активно сотрудничают с другими науками о человеке – в первую очередь, с этнологией, стремясь к изучению явлений духовной жизни, рассмотрению истории не только «сверху», но и «снизу». Постоянные поиски смысла, находящегося под поверхностью событий и явлений приводят к сближению истории с семиотикой — наукой о знаковых системах.
«Третье поколение» оказывается открытым для самых различных теоретических подходов; при этом упор делается на эмпирику, воздержание от методологических установок. Среди основных исследовательских направлений этого периода можно выделить количественную или «сериальную» историю (П. Шоню); «историю без людей» (Э. Ле Руа Ладюри); историческую антропологию, изучающую мир ценностей и ментальностей (Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Ж. Делюмо, Ф. Арьес, М. Вовелль и др.), на которых мы остановимся более подробно.


2. «Сериальная» история Пьера Шоню: исследования по исторической демографии

Имена, названия, понятия и термины:
Пьер Шоню, «Севилья и Атлантика, 1504–1650 гг.» (1955) (Эта работа была написана Шоню в соавторстве с его женой Гогеттой.), «Европейская цивилизация классической эпохи» (1970), «Цивилизация Европы эпохи Просвещения» (1971), «История – наука социальная. Время, пространство и человек в эпоху Нового времени» (1974)
Эммануэль Ле Руа Ладюри, Ян Марчевский, Франсуа Перру, Мишель Вовелль, Франсуа Лебрен

«Сериальная» история

Одним из вариантов исследований, господствовавших в рассматриваемый период в «Анналах», стала появившаяся впервые в США количественная история (клиометрия), которая во Франции получила название «сериальной» истории. В ней отдается предпочтение не изолированным фактам, но множественным однородным историческим данным, поддающимся объединению во временные серии с учетом сравнимых единиц в равные промежутки времени на длительном временном отрезке.
Характерны высказывания представителей школы. Э. Ле Руа Ладюри утверждал: «Историк будущего или будет программистом, или не будет вообще»; П. Шоню заявил, что «… история не может быть достойна этого названия, если она не будет сериальной».
Одним из «отцов» количественной истории во Франции стал Пьер Шоню (род. в 1923 г.). В 1966 г. Шоню возглавил исследовательский центр квантитативной истории в университете г. Кана, где изучались такие проблемы, как история сельскохозяйственного производства, городского строительства, демография; в 1970 г. он становится профессором Сорбонны и сотрудником журнала «Анналы». Научным ориентиром для ученого стали исследования Ф. Броделя.
П. Шоню полагал, что события нужно рассматривать только в серии, математически обработанной; что без математики нет и научного знания. Особое место он отводил демографии, которую считал наравне с географией важнейшими науками, с которыми история должна вести и ведет диалог. Он был противником политической, чисто событийной истории.
Первая крупная работа, которая принесла Пьеру Шоню известность, называется «Севилья и Атлантика, 1504–1650 гг.» (1955) . В ней 12 томов и 7,5 тысяч страниц. Основной сюжет книги — торговля Испании с Америкой в 1504–1650 гг.; в ней исследуются цифровые серии с целью сделать измеримым испанское могущество XVI в.
С середины 1960-х гг. интерес Шоню перемещается от севильской истории к истории Европы в целом. Он пишет работы «Европейская цивилизация классической эпохи» (1970), «Цивилизация Европы эпохи Просвещения» (1971), «История – наука социальная. Время, пространство и человек в эпоху Нового времени» (1974). Остановимся на последней монографии подробнее.
Французский историк не вычленяет отдельных регионов, у него нет точной хронологии. Исследование доводится до 30-х гг. XX в. Ученый выделяет в истории четыре поворотных момента, ориентируясь на плотность населения.
Первый перелом приходится на XIV в. – время, когда мир, по выражению Шоню, стал «полным». Плотность населения достигла примерно 40 человек на квадратный километр, и тогда стал возможным горизонтальный рост цивилизации, освоение географического пространства вширь. Для ученого это эпоха моделирования европейской цивилизации. Происходит становление торгового капитализма, на 40% возрастает грамотность, численность общинного прихода достигает 500 человек. Получают развитие информация, отношения обмена, транспортные средства.
Второй важный этап — 1482–1565 гг., с которым Шоню связывает разрыв замкнутости в мировом масштабе отдельных систем — мира западного христианства и превосходящего его в много раз мира Азии, Африки и Америки.
Третий этап, выделяемый французским ученым — 1620–1650 гг. — приносит революцию в структуре знания, матемизацию мышления, прорыв в познании природы (именно тогда были сделаны открытия И. Ньютона, П. Ферма, Р. Декарта, И. Кеплера).
И, наконец, на четвертый этап — рубеж XVIII и XIX вв. — приходится взлет экономики и культуры, значительный рост валового экономического продукта (ВЭП). Фундаментом всех этих процессов, по мнению историка, становится рост плотности населения.
Таким образом, Пьер Шоню берет за основу последовательность освоения европейцами земного пространства. На первом месте он ставит природные факторы, в первую очередь биологические и демографические. Демографические сюжеты ученый совмещает с историей науки и образования; изучением экономических процессов и пр.
П. Шоню пересматривает многие устоявшиеся положения. Так, например, с его точки зрения, Великая французская революция имела регрессивное значение для истории Франции, т.к. она привела к проблемам в области экономики, как и Гражданская война в США. Историк отвергает принятое во французской науке понятие Старого порядка, связанное с Великой французской революцией, так как считает первой исторической революцией не «волнения мелкого люда» — «игрушек» в чужих руках, а английскую революцию в промышленности в XVIII в. Гораздо большее значение он отводит повышению во Франции брачного возраста.
Шоню – «историк числа»; он опирается на математические, сериальные методы. Проведенная им работа была очень трудоемкой и кропотливой. Исследователь разрабатывает теорию трех уровней, особо выделяя сферы экономики, общественной жизни (социума) и идеологии — ментального. И на третьем уровне, изучая религиозные представления, повседневное поведение, отношение к любви, жизни, смерти, ученый также выстраивает числовые серии.
Помимо П. Шоню и Э. Ле Руа Ладюри, видными представителями количественной истории во Франции являются историки-экономисты Ян Марчевский и Франсуа Перру; широко математические методы в изучении истории применяют представители «третьего поколения» «Анналов» Мишель Вовелль, Франсуа Лебрен и др.


3. Эммануэль Ле Руа Ладюри: от концепции «истории без людей» к «этнографическому роману»

Имена и названия:
Эммануэль Ле Руа Ладюри, «Крестьяне Лангедока» (1966), «История климата с 1000 года» (1967), «Монтайю, окситанская деревня (1294–1324)» (1975)

Эммануэль Ле Руа Ладюри — член редколлегии «Анналов», профессор Коллеж де Франс, директор Национальной библиотеки в Париже. Его называют «браконьером в истории», «бродягой», «самым разносторонним и самым неуловимым». Ле Руа Ладюри не признает монополии никакой теории – по его мнению, выбор ее зависит от темы. Ученый использует в своей работе различные концепции (глобальную историю, структурализм, фрейдизм, многие положения квантитативной истории). Он изучает то многовековые структуры, то мелочи повседневности жизни.
Э. Ле Руа Ладюри родился в 1929 г. В ранней молодости он был фанатичным католиком, даже хотел стать священником. С 1949 г. будущий известный ученый становится коммунистом, но позднее покидает коммунистическую партию. В 1953–1963 гг. Ле Руа Ладюри преподает в г. Монпелье. В 1956 г. историк публикует свои первые статьи, одна из которых называется «Климат и история». Климатологии и демографии посвящено большинство его исследований 1960-х гг.
Докторская диссертация Э. Ле Руа Ладюри называлась «Крестьяне Лангедока» (1966). Историк исследует небольшой район между Роной и Пиренеями в XV–XVIII вв. В основе исследования лежат материалы переписей населения и имущества, на основании которых изучаются производство сельскохозяйственной продукции, движение земельной собственности, эволюция доходов и цен и пр. Кроме того, в книге содержится обильный материал по демографии, этнографии, психологии. Ле Руа Ладюри использует данные, подвергаемые компьютерной обработке. Книга написана им в русле сериальной истории; в ней приводятся серии цифр о движении народонаселения, производстве, ценах, доходах и пр.
В «Крестьянах Лангедока», несмотря на название, нет главы о социальной структуре. Как писал один из оппонентов Э. Ле Руа Ладюри, фактически главный персонаж в этом исследовании не крестьяне, а большой аграрный цикл. Ученый выделяет четыре фазы этого цикла — вызревание условий экономического подъема, сам подъем, зрелость развития, начало упадка. Исследователь показывает технологическое бессилие; обремененность людей культурными «тормозами» — нравами, обычаями, образом жизни; отсутствие прогресса и в сфере технологии, и в сфере сознания. Защита диссертации и последующая публикация монографии принесли Ле Руа Ладюри широкую известность, как в самой Франции, так и за ее пределами.
Другая известная работа Э. Ле Руа Ладюри – «История климата с 1000 года» (1967). В ней ученый разрабатывает оригинальную концепцию «истории без людей». Исходные установки автора отражены уже в названии. В книге представлены история климата Европы, главным образом Франции, соседних с ней стран и Северной Америки; а также делаются некоторые сопоставления в мировом масштабе. Отбросив антропологические установки, ученый обращается к развитию природы как независимой от человека реальности. Внимание концентрируется не на человеческой деятельности, а на физических процессах природы. Из-за отсутствия до XVIII в. системы метеорологических наблюдений Ле Руа Ладюри использует данные дендрологии (наличие или отсутствие годового прироста деревьев), фенологии (данные о сроках сбора урожаев винограда), гляциологии (полевых исследований альпийских ледников) и другие подобные материалы.
В книге приводится строгая документация и аргументация. Не случайно Ле Руа Ладюри использует юридический термин «досье». Обилие мелких подробностей, которые превращаются в важные свидетельства — таков исследовательский метод ученого. Изображено взаимодействие человека с разрушительными силами природы: изменениями климата, движением ледников, засухами и пр. Новизна и смелость присущи этому исследованию, в котором человек перестал быть центром внимания, а главным стал контекст его существования: климат, суровые и мягкие зимы, условия для сбора урожая, воздействие циклонов и дождей.

В середине 1970-х гг. автор истории климата, резко поменяв сферу научных интересов, пишет книгу, названную критиками «этнографическим романом». В 1975 г. вышла монография Э. Ле Руа Ладюри «Монтайю, окситанская деревня (1294–1324)», которая приобрела просто сенсационный успех, стала самой известной из его публикаций. В отличие от своих предшествующих исследований, ученый широко применяет в этой книге этнологические методы.
Ле Руа Ладюри обратился к сюжету из истории ереси катаров. Как известно, движение катаров было подавлено в южной Франции в первой половине XIII в.; однако оно не исчезло окончательно и нашло последнее прибежище в малодоступных горных областях на границе с Испанией. В 1318 г. сюда, в графство Фуа приехали инквизиторы, во главе которых стоял Жак Фурнье, епископ Памье и будущий папа Бенедикт XII (1336–1342 гг.). С 1318 по 1324 гг. в двух соседних селениях, Монтайю и Сабартес, было проведено около шестисот допросов местных священников, дворян, нотариев, но больше всего — крестьян, ремесленников, кабатчиков. Примерно половину из допрошенных составляли женщины. Некоторые находились в тюрьме, другие были под домашним арестом. Пытки применялись редко, главными методами были угрозы отлучения от церкви или заключение в оковы на хлебе и воде; однако несколько костров запылало по окончании процесса, хотя приговоров было вынесено значительно больше. Остальных ждали тюрьма, конфискация имущества и лишение прав, нашивка на одежду желтой звезды, принудительное паломничество и пр. Протоколы этого процесса исследовались в XIX в. позитивистскими историками в рамках изучения истории ересей. Однако Ле Руа Ладюри задается иными вопросами, чем его предшественники.
Ученый стремится к воссозданию образа жизни, мировоззрения и ценностей деревенских жителей. Так, например, выясняется, что богатство для них – это владение не деньгами, а обладание землей и стадами. Э. Ле Руа Ладюри демонстрирует, что и в деревенском обществе, которое находилось ниже не только государственных — королевских, но и феодальных и вотчинных структур, идет борьба местных кланов за власть.
Французский историк показывает читателю неграмотных, плохо знакомых с церковным учением людей. Персонажи Ле Руа Ладюри плачут, ищут вшей, мало моются, едят из одной посуды и спят в одной постели. Однако при этом они соблюдают ритуальную чистоту рта и рук. Специфично отношение жителей Монтайю к смерти. У них много детей, которых они очень любят. Но во время болезни самые добрые матери не дают своим детям еды и питья – смерть в младенчестве считается лучшим условием, чтобы попасть в рай. Особое внимание обращает французский ученый на множество сексуальных отклонений: проституцию, гомосексуализм, прелюбодеяние, насилие, рождение незаконных детей. При этом он выясняет, что половая распущенность не только дозволяется, но и провоцируется священником Пьером Клергом, который оказался, как показало следствие, тайным катаром.
В целом исследованиям Э. Ле Руа Ладюри присущ самый широкий диапазон проблематики (политэкономия, климатология, этнология), нестандартность теоретических подходов, «открытость», определенная тотальность; ученый часто пересматривает свое научное мировоззрение.

***
Итак, «третье поколение» школы «Анналов» отказывается от глобальности в духе броделевской концепции, его отличает разнообразие тем и самого видения истории. Нужно отметить, что именно начиная с 1970–1980-х гг. повсеместно заговорили о «новой исторической науке» как особом течении в исторической науке.
Несколько особняком в «третьем поколении» «Анналов» стоит история ментальности, также оформившаяся во второй половине XX в. Понятие ментальности было введено в арсенал исторической науки еще в первой половине ХХ в. основателями школы «Анналов» М. Блоком и Л. Февром; а в 1970-1980-е гг. история ментальности превращается в новую самостоятельную область науки с собственной периодикой, международными институтами и конгрессами.


Источники к теме:
1. Ле Руа Ладюри Э. История климата с 1000 года. М., 1971.
2. Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294–1324). Екатеринбург, 2001.
3. Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история // THESIS. Альманах. 1993. Вып. 2.
4. Шоню П. Цивилизация классической эпохи. Екатеринбург, 2005.
5. Шоню П. Экономическая история: эволюция и перспективы // THESIS. Альманах. 1993. Вып. 1.

6. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. М., 1991.
7. Ле Гофф Ж. «Анналы» и «новая историческая наука» // Споры о главном: дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.
8. Ле Гофф Ж. Существовала ли французская историческая школа «Анналов»? // Французский ежегодник. 1968. М., 1970.

Литература к теме:
1. Афанасьев Ю.Н. «Анналы» и раздробленная история. История без людей // Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии». М., 1980.
2. Афанасьев Ю.Н. Ведущее направление французской историографии // Современная зарубежная немарксистская историография. М., 1989.
3. Афанасьев Ю.Н. Вчера и сегодня французской «новой исторической науки» // Вопросы истории. 1984. № 8.
4. Бабинцев В.А. Волшебник из страны ОК // Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294–1324). Екатеринбург, 2001.
5. Гуревич А.Я. «Неподвижная история» Эммануэля Леруа Ладюри // Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.
6. Далин В.М. Французские историки ХХ века (Судьбы школы «Анналов») // Далин В.М. Историки Франции XIX–XX веков. М., 1981.
7. Кром М.М. Классика исторической антропологии 70–80-х гг. (Избранные работы) // Кром М.М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб., 2000.
8. Люблинская А.Д., Малов В.Н. E. Le Roy Ladurie. Les paysans de Langedoc. Paris. 1966. Рецензия // Средние века. Вып. 34. М., 1971.
9. Покровская Т. Предисловие к российскому изданию // Ле Руа Ладюри Э. История климата с 1000 года. М., 1971.
10. Ревель Ж. История и социальные науки во Франции на примере эволюции школы «Анналов» // Новая и новейшая история. 1998. № 5, 6.
11. Смирнов В.П. Французская историография во II половине ХХ века. «Новое историческое мышление». «Новая историческая наука» // Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М., 2002.
12. Смирнов В.П. Французская историография во II половине ХХ века. «Новое историческое мышление». Школа «Анналов» в 70–80-е годы // Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М., 2002.
13. Соколова М.Н. Глобальная история // Соколова М.Н. Современная французская историография. Основные тенденции в объяснении исторического процесса. М., 1979.
14. Соколова М.Н. Наука о человеке и история. Теория факторов // Соколова М.Н. Современная французская историография. Основные тенденции в объяснении исторического процесса. М., 1979.
15. Уваров П.Ю. «Новая историческая наука», «история в осколках», новые «вызовы» и «повороты» (1970-е – начало 1990-х годов) // Уваров П.Ю. Франция XVI века: Опыт реконструкции по нотариальным актам. М., 2004.