ТЕМА 8. «Новая историческая наука» в Великобритании. Социальная история

1. Методологические дискуссии 1960-х гг.: в поисках новых подходов
2. Становление в 1960–1970-е гг. «новой социальной истории»
3. Британская «социальная история» в 1980–1990-е гг. Изучение проблем народной культуры. «Новая локальная история»


1. Методологические дискуссии 1960-х гг.: в поисках новых подходов

Имена и названия:
Джордж М. Тревельян, «Социальная история Англии (1944)

Эдвард Халлет Карр, «Что такое история» (1961)
Джон Г. Пламб, «Дилемма историка» (1964), «Смерть прошлого» (1969)

«Паст энд Презент»

Становление «новой исторической науки» в Великобритании происходит в послевоенные годы. Социально-политические сдвиги, произошедшие в мире в результате второй мировой войны, оказали сильное воздействие на развитие британской исторической науки. Значительную роль в возникновении новых подходов и концепций сыграла развернувшаяся научно-техническая революция. Формирование новых тенденций в британской исторической науке в значительной степени связано с ростом идейного влияния марксизма и процессами радикализации сознания интеллигенции.
В послевоенные годы в исторической школе Великобритании разразился кризис: распространился пессимизм, идеи релятивизма, отрицание роли истории как научной дисциплины. На этом фоне начинаются поиски новых подходов. Предпосылками развития «новой исторической науки» в Великобритании стало становление новых исторических субдисциплин, и особенно социальной истории. Заметным явлением стала книга Дж. М. Тревельяна «Социальная история Англии (1944).
Сложение «новых путей» в историографии Великобритании началось с развернувшихся в 1960-е гг. методологических дискуссий. В январе-марте 1961 г. автор трудов по истории Октябрьской революции и Советской России Эдвард Карр (1892–1982 гг.) прочитал в Кембридже курс лекций под общим названием «Что такое история?». Прочитанное вскоре было выпущено отдельным изданием; кое-что также прозвучало по радио. Выступления Карра стали одним из значительных событий британской истории послевоенного периода. По своей идейной направленности они напоминали «бои за историю», которую вели основоположники «Анналов». Это был манифест в защиту истории, обосновывающий ее научность и социальную значимость применительно к реалиям ХХ в. Подчеркивалась активная роль субъекта-творца в познании, необходимость интерпретации; решения историками проблем, порождаемых настоящим. Существует, как утверждает Карр, две противоположные позиции историка-исследователя. Одна из них – это история «ножниц и клея», простое комбинирование фактов. Согласно второй позиции, прошлое и настоящее отождествляются, девизом становится утверждение: «факты истории — ничто, интерпретация – все». Сам же Э. Карр в противовес таким подходам полагает, что история — это нескончаемый диалог между настоящим и прошлым, непрерывный процесс взаимодействия между исследователем и историческими фактами, возвращение веры в прогресс как прогресс разума. Ученый вводит понятие «время историка», утверждая, что, чем радикальнее изменяется эпоха, в которой живет историк, тем основательнее должен меняться он сам, его взгляды.
Начинание Карра поддержали. В 1963 г. дискуссия о новых путях в истории продолжилась на страницах журнала «Паст энд Презент» (англ. «Past and Present» — «прошлое и настоящее»), где вышла серия статей под общим заголовком «История, социология и социальная антропология», посвященных вопросам о месте истории в системе наук, о ее сближении с социологией и антропологией.
Развернулись размышления о кризисе исторического знания и возможностях его преодоления. Профессор Кембриджского университета Джон Г. Пламб (1911–2001 гг.) в своей статье «Дилемма историка» (1964), а позднее в монографии «Смерть прошлого» (1969) с тревогой констатировал падение значения и влияния исторической науки. Ученый размышлял о месте истории в системе общественных дисциплин, о необходимости междисциплинарного подхода.
В 1966 г. три специальных выпуска приложения популярной газеты «Таймс» были посвящены материалам проведенного по ее инициативе симпозиума по проблемам исторической науки (эти публикации были приурочены к 60-летию Британской Исторической Ассоциации). Речь в них шла о «грядущей революции» в историописании, о переходе от политической истории к социальной, базирующейся на передовых методах всех общественных наук. Эти события научной жизни стали прологом формирования в Великобритании «новой научной историографии», и, в частности, «новой социальной истории».


2. Становление в 1960–1970-е гг. «новой социальной истории»

Имена, названия, понятия и термины:
Эдвард П. Томпсон, «Становление английского рабочего класса» (1963), «Этическая экономия английской толпы в XVIII веке» (1971)
Ласлетт П. (ред.), «Введение в английскую историческую демографию» (1966), «Домашнее хозяйство и семья в прошлые времена» (1972)
Ригли Э.А. (ред.), «Общество в XIX веке» (1972)

Джордж Рюде, «“Толпа” в истории. 1730–1848» (1959)
Эрих Хобсбаум, «Примитивные бунтовщики» (1959)
Сидней Поллард, «Идея прогресса. История и общество» (1968)

Кембриджская группа по истории народонаселения и социальных структур
«Историческая мастерская», Центр социальной истории (Оксфорд)
«Общество по изучению рабочего класса» (Шеффилд)

Теория стадий экономического роста

Сложение и развитие «новых путей» в Великобритании приходится на 1960–1970-е гг. Особенностью «новой исторической науки» в Англии было сравнительно слабое распространение психоанализа; избежали здесь и чрезмерного увлечения количественной историей. Широкие дискуссии развернулись против структурализма. «Новую историческую науку» в этой стране возглавили «левые» либеральные историки Э. Карр, Дж. Барраклоу, Дж. Пламб, С. Поллард, а также историки-марксисты и близкие к марксизму Э. Томпсон, К. Хилл, Р. Хилтон, Э. Хобсбаум, Дж. Рюде и др. В условиях господства традиционной консервативной историографии в области политической и административной истории ведущей областью британской «новой исторической науки», «экспериментальной лабораторией» «нового исторического синтеза» становится социальная история.
К социальной истории относятся работы, которые освещают все разнообразие жизни и деятельности людей в историческом прошлом: условия труда и быта, особенности образа жизни, элементы материальной и духовной культуры. В первой половине ХХ в. эта проблематика отождествлялась с изучением трудящихся классов буржуазного общества. В рамках социальной истории также началось систематическое изучение социальных движений капиталистической эпохи. Но во второй половине ХХ в. социальная история приобрела качественно новый облик.
Одним из «отцов» британской «новой социальной истории» является историк-марксист Эдвард Палмер Томпсон (1924–1993 гг.). Именно с публикацией ставшей впоследствии знаменитой книги Томпсона «Становление английского рабочего класса» (1963) обычно связывают рождение «новой социальной истории». Другим инициатором создания британской «новой социальной истории» является специалист по истории древнего мира, тоже марксист Джон Моррис. В 1952 г. именно по его инициативе и при поддержке компартии было организовано издание регулярного исторического журнала «Паст энд Презент», в котором в журнале радикально настроенные либеральные и коммунистические историки сотрудничали с социологами и антропологами. «Паст энд Презент» стал своего рода британским аналогом «Анналов», центром объединения новаторской науки.
Бурный рост социальной истории происходил на эклектичной методологической основе. Представители «новой социальной истории» испытали сильное идейное влияние французской школы «Анналов», а также марксизма и социологии Макса Вебера (английские историки широко заимствуют марксистскую терминологию, происходит значительная социологизация истории). В области теории наблюдается синтез различных подходов — от глобальной истории в духе представителя «Анналов» Ф. Броделя до теории стадий экономического роста английского историка-экономиста У.У. Ростоу. Сильное влияние на «новую социальную историю» оказали также традиции различных школ локальной истории, историческая география и демография.
Представители «новой социальной истории» понимали ее предмет по-разному. Целью одних являлось структурное изображение общества, создание мозаики различных сторон обыденной жизни человеческих групп и индивидов. Другие историки видели самоцель в изучении социальных структур, институтов и организаций. Делались попытки придать социальной истории тотальный характер. Х. Перкин, например, писал, что «социальная история не есть часть истории, она представляет собой всю историю с социальной точки зрения». Согласно точке зрения Э. Хобсбаума, «… социальная история есть история общества ... , нет ничего, что не имело бы к ней отношения». Ставилась задача синтеза, интеграции исторических дисциплин вокруг социальной истории. Социальной истории отводилась роль не просто области истории об определенной сфере прошлого, но формы существования исторической науки, базирующейся на междисциплинарности.
Выделяются несколько групп исследований: демографическая история, историческая урбанистика, история классов и социальных слоев, история общественных преобразований, история социального протеста и социальных движений и тому подобное. Сюда же включаются история семьи, города, преступности, образования, детства, социальная история религии, социальная история медицины и пр.
В рамках «новой социальной истории» формируются «новая рабочая история», «женская история», крестьянские исследования. Зачастую эти направления связаны с развитием массовых общественных движений. Историки обращаются к имевшей старинные традиции «локальной истории», «устной истории» и пр. Причем основная проблематика концентрируется вокруг истории Английской буржуазной революции, промышленного переворота, рабочего движения.
Допускаются различные методы и подходы. Привлекаются статистические, математические и другие нетрадиционные методы, используются устные источники, данные демографии и антропологии.
В русле нового направления создаются многочисленные региональные общества местных историков — городов, графств. Они организационно оформляются со своими научными обществами, журналами и школами. Так, в 1964 г. под влиянием «Анналов» была создана исследовательская группа в Кембридже, занимающаяся изучением истории народонаселения и социальной структуры английского доиндустриального общества, т.е. демографической историей. Причем участие в работе этой группы приняли не только историки, но и социологи, демографы, географы. Более того, была поставлена задача координации усилий сотен любителей на местах, которые занимались сбором и первичной систематизацией данных местных источников – в первую очередь, переписей приходских книг, которые затем отсылались в Кембридж, где проводилось обобщение и компьютерная обработка.
В центре внимания Кембриджской группы стояли проблемы семьи, родственных и личных связей в небольших социальных и профессиональных группах. Особый акцент делался на изучении демографического режима раннего Нового времени (изменение института брака и пр.) и связи происходивших в эту эпоху демографических изменений с промышленной революцией, воздействия процесса индустриализации на социальную структуру.
Первой официальной публикацией группы стал написанный под руководством П. Ласлетта учебник «Введение в английскую историческую демографию» (1966), который получил впоследствии международный успех. В 1972 г. вышли коллективные монографии «Общество в XIX веке» (ред. Э.А. Ригли) и «Домашнее хозяйство и семья в прошлые времена» (ред. П. Ласлетт). В этих исследованиях применяется междисциплинарный подход: привлекаются методы социологии и антропологии, количественные методы в духе Р. Фогеля. Деятельность кембриджской группы получила международную известность.
В Оксфорде при Раскин-колледже (профсоюзном учебном заведении, созданном для повышения общеобразовательной подготовки рабочих-активистов) в 1967 г. возникло другое объединение историков профессионалов и любителей — т.н. «Историческая мастерская». Его представители приступили к изучению «истории снизу», «народной истории» — как результата деятельности масс людей. Исследуются повседневная жизнь, быт и культура рабочего класса; привлекаются нетрадиционные источники: музыкальный фольклор, иконография; изучается устная история, локальная история. История британского рабочего движения рассматривается с других позиций – со стороны трудящихся классов, «снизу».
С 1975 г. стал выходить «Журнал исторической мастерской». В 1980-е гг. его коллектив выступил в поддержку женского феминистического движения, объединился с ним: с 1982 г. у журнала появился новый подзаголовок «Журнал историков-социалистов и феминистов». Начинает широко исследоваться тема женщин в истории.
В 1984 г. на базе оксфордской исследовательской группы был создан Центр социальной (прежде всего «рабочей») истории. Работающие в его рамках ученые подчеркивают важность социальных функций истории, ориентируются на массы и работу с ними (история не только пишется для рабочих, но и самими рабочими). Если до середины 1970-х гг. интенсивно изучалась проблема социальной и духовной жизни рабочих эпохи XIX–XX вв.; то позднее произошло расширение проблематики за счет изучения самых разных проблем всеобщей истории (семьи, детства, женщин, народной культуры), но главной темой по-прежнему осталась предыстория и история капитализма.
Другие центры социальной истории были созданы в Лондоне, Уорике, Ланкастере, Сассексе, Бриггсе, Эссексе, Лестере, Бирмингеме и пр. – каждый со своими специализациями, но в рамках все тех же изустной, локальной, «рабочей» истории, истории «народной культуры», истории образования и пр.
Деятельность провинциальных центров координируется национальными обществами и журналами. Наибольшей популярностью пользуется «Паст энд Презент». В центре внимания издателей журнала находится переходный от феодализма к капитализму период, революция XVII в., промышленный переворот, массовые народные движения и протесты эпохи Средневековья и Нового времени. С 1959 г. существует общество с тем же названием — «Past and Present», в центре внимания которого находятся проблемы социальной истории. Как и в «Анналах», наибольшее внимание на страницах журнала уделяется медиевистике и раннему новому времени; относительно мало внимания отводится древности и новейшей истории.

Одним из самых известных представителей британской новой социальной истории является Э. П. Томпсон. Ученый родился в Оксфорде в 1924 г. Критическое отношение к буржуазной действительности сложилось у Томпсона во многом благодаря семье. Его отец всегда критиковал британский империализм и был другом Джавахарлала Неру. Образование будущий историк получил в Кембридже. В 18 лет он вступил в английскую коммунистическую партию. Томпсону довелось воевать против фашизма, он командовал противотанковым подразделением в Северной Африке и Италии. Огромное воздействие на ученого оказали венгерские события 1956 г. и роль в них Советского Союза. Томсон порывает с коммунистической партией, с этого времени он с одинаковой страстью выступает против политики как США, так и СССР.
В знаменитой книге Томпсона «Становление английского рабочего класса» в центре внимания находится становление английского рабочего класса и его самосознания. Историк прослеживает формы самоорганизации рабочих и формирование у них «нового сознания» в ходе промышленного переворота и изменений условий жизни. Английский ученый показывает гетерогенность рабочего класса, ядро которого составляют, по его мнению, не фабричные рабочие, а «депрессивные» ремесленники, – сапожники, обувщики, строительные рабочие, мелкие торговцы, у которых не было и единого классового сознания.
Хрестоматийной стала и другая работа Э. Томпсона – «Этическая экономия английской толпы в XVIII веке» (1971). Ученый обращается в ней к истории социального протеста. Он изучает сознательность и организованность народных движений. В его работе нашли себе место такие темы, как хлебные бунты, революционное подполье, чартизм и пр. Томпсон показывает, что идея всеобщей забастовки использовалась рабочими как средство давления на промышленников, борьбы против олигархии, способ вызывать революцию. Еще одна проблема, к которой обращается ученый — развитие образования в период промышленного переворота.
Активно участвовали в становлении «рабочей» истории и «истории снизу» внесли Эрих Хобсбаум и Джордж Рюде. В 1959 г. первый из них опубликовал работу «Примитивные бунтовщики», второй – «“Толпа” в истории. 1730-1848». Ученые исследуют движения народных масс и их механизмы. Значительный вклад в изучение Английской революции середины XVII в. внес историк-марксист Кристофер Хилл (род. в 1912 г.); не случайно в британской историографии XVII в. иногда даже называют «веком Хилла».
В середине ХХ в. в британской «новой социальной истории» происходит реанимация популярной в XIX в. идеи прогресса, но в новом видении – на базе усвоения социологических теорий индустриального общества и модернизации. В 1950-1960-е гг. приобрела популярность теория стадий экономического роста У.У. Ростоу. В концепции Ростоу идея прогресса рассматривается через призму понятий «модернизации» и «индустриального общества». Ставятся проблемы становления индустриального общества. Постулируется идея консенсуса классов, неизменности соотношения господства и подчинения в истории; разрабатывается теория общества всеобщего благоденствия. В качестве примера можно привести книгу представителя шеффилдского «Общества по изучению рабочего класса» Сиднея Полларда (1925–1998 гг.) «Идея прогресса. История и общество» (1968).


3. Британская «социальная история» в 1980-1990-е гг. Исследование народной культуры. «Новая локальная история»

Имена, названия, понятия и термины:
Кейт Томас, «Религия и упадок магии» (1971)
Питер Берк, «Народная культура в Европе раннего нового времени» (1978)

Чарльз Фитьян-Адамс, «Запустение города: Ковентри и городской кризис конца средних веков» (1979)
Кит Райтсон, «Английское общество в 1580–1680 гг.» (1982)

Локальная история

1960-е – первая половина 1970-х гг. прошли для «новой социальной истории» под знаменем сотрудничества с социологией и демографией. С начала 1980-х гг. в «новой социальной истории» выросло значение антропологии, происходит сдвиг исследовательских интересов от изучения структур, подобных социологическим, к ментальным представлениям, ценностям, обычаям, моделям поведения. Начинает широко исследоваться массовое поведение, соотношение в нем стихийного и сознательного элементов. А. Макфарлейн, Э.П. Томпсон, К. Томас, П. Берк и другие исследователи обращаются к изучению т.н. истории народной культуры, «истории снизу» (позднее «истории изнутри»). Изучается культура неэлиты — чувства, верования, духовная жизнь низших слоев. Интерес смещается к изучению общественных отношений в непроизводственной сфере: организации потребления и досуга, массовому обыденному сознанию и ценностям. Это направление представляет собой английский вариант французской истории ментальности или исторической антропологии. Британская социально-антропологическая история вобрала лучшие традиции других национальных научных школ.
«Народная культура» трактуется в рамках «социальной истории» очень широко как система разделяемых абсолютным большинством общества понятий, представлений, ценностей, верований, символов, ритуалов, но имеющих и множество региональных вариантов и различий в соответствии с социальным статусом, профессиональными занятиями, общим образовательным уровнем ее носителей. Исследования «народной реформации» или «народной религии» связываются с исследованиями особенностей идеологии различных социальных слоев и интеллектуальной гегемонии господствующих классов.
Одна из тем в изучении народной культуры – магия, язычество и народная религия. Так, например, в книге Кейта Томаса «Религия и упадок магии» (1971) исследуется история Англии XVI–XVII вв. Автор изучает систему верований в сверхъестественное и ее материальные предпосылки. В книге нашли себе место такие темы, как магия, целительство, астрология, ведовство, вера в фей, духов, знамения, элементы магии в официальной религии. Историк приходит к выводу об ограничении функций магии «практической сферой» – защитой против колдовства, несчастных случаев, краж, болезней и пр.; она не содержит связной картины мира, объяснения сущего, как и представлений о посмертном существовании.
На книге Питера Берка «Народная культура в Европе раннего нового времени» (1978) были воспитаны целые поколения молодых историков-культурологов в Европе и Америке. Историк подходит к проблемам народной культуры комплексно, выявляя ее общие черты и те различия, которые существуют в ее среде; а также связь установок простонародного сознания с социальными движениями, взаимодействие культуры «низовой» с культурой «образованных»; трансформацию культуры в XVI–XVIII вв. и ее причины. Ученый использует различные виды источников, но предпочтение отдается им фольклору – балладам, песням и разного рода историям. Важное место в книге занимает раздел, в котором автор обращается к распространенному феномену средневековой культуры — карнавалу. Он изучает праздничную культуру в целом, карнавальное сознание людей эпохи позднего Средневековья. П. Берк ищет связь персонажей карнавала с древней мифологией, анализирует соотношение мифа и ритуала, изучает полисемантические смыслы карнавала (образ перевернутого мира, снятие табу, разгул страстей, социальный беспорядок и вседозволенность).

Локальная история, имеющая богатые традиции в британской историографии, пережила свое второе рождение в процессе становления «новой исторической науки» и превратилась в локальную социальную историю. Особенно большое количество локально-исторических работ, направленных на создание коллективной биографии деревенской, городской, приходской общины, появляется в 1970–1980-е гг. Эти работы базируются на комбинации методов исторической географии, экономической истории, микросоциологии и социальной антропологии. При этом используются местные источники, фиксирующие различные социальные роли, коммуникативные связи и аспекты деятельности того или иного члена локальной общности в разные периоды его жизни. На «пятачке» локальной истории становится возможным разглядеть лица простых людей, которые творят историю, и зафиксировать те конкретные условия, в которых они это делают.
В локально-исторических работах анализируются демографическая ситуация, структура семьи и домохозяйства, порядок и правила наследования собственности, системы родственных и соседских связей, социальная и географическая мобильность, локальные политические структуры и социо-культурные характеристики – т.е. все проявления жизни общины.
Образцом исследования локальной антропологически ориентированной социальной истории является книга нынешнего главы лестерской школы локальной истории Чарльза Фитьяна Адамса «Запустение города: Ковентри и городской кризис конца средних веков» (1979). Работа посвящена истории города XV — начала XVI вв. На основе единственной городской переписи дореформенной эпохи автор воссоздает средний жизненный цикл горожанина с характерной чередой социальных ролей. В книге прослеживаются смена поколений, ритмы повседневной жизни, городской фольклор, ежегодные традиционные ритуалы и пр. Другой историк, проводящий исследования в русле «новой локальной истории», Кит Райтсон, опираясь на десятки локально-исторических исследований и собственные материалы, создал обобщающий труд «Английское общество в 1580–1680 гг.» (1982). В нем идет речь о крупных социальных сдвигах XVI–XVII вв., вызванных демографическими, экономическими, культурными и административными изменениями в национальном масштабе. Исследователь показывает усложнение и углубление социальной стратификации на местах, перестройку в локальных социальных отношениях, с одной стороны, и интенсификацию взаимодействия между локальными сообществами и более тесную интеграцию последних в национальную общность – с другой. Институты брака и семьи, внутрисемейные отношения, социальные группы и вертикальные связи локального уровня рассматриваются в контексте макропроцессов.

***
В 1970–1980-е гг. в Великобритании в рамках «новой социальной истории» наблюдался настоящий бум конкретно-исторических исследований: изучаются условия труда, быта, сознания, рост народонаселения, демографические изменения в связи с индустриализацией и урбанизацией. Исследуются микро- и макросреды — семья, группа, фабрика, город, графство и пр. В своих сущностных чертах это направление является аналогом французской «новой истории», ориентирующимся на научность, обладающим социальным и эпистемологическим оптимизмом, реанимировавшим идеи прогресса, но в новом видении. Сегодня британская «новая социальная история» имеет за плечами уже более 40 лет развития.
Расширение структуры исторического знания выразилось в укреплении позиций социальной истории в британской академической науке, что заметно повлияло на систему преподавания и подготовки кадров в университетах и политехнических институтах. Это проявилось в увеличении объема учебных курсов по социальной истории, во введении новых специализаций и в создании при высших учебных заведениях новых научных центров и объединений.

Источники к теме:
1. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии М., 1959.

2. Берк П. Антропология итальянского Возрождения // Одиссей. Человек в истории. 1993. М., 1994.
3. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917–1922. М., 1990.
4. Кларк П. Время, пространство и социальный диалог: социальные изменения в британских городах в XVIII в. // Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. М., 1999.
5. Райтсон К. «Разряды людей» в Англии при Тюдорах и Стюартах // Средние века. Вып. 57. М., 1994.
6. Рюде Дж. Народные низы в истории. 1730–1848 гг. М., 1984.
7. Хилтон Р., Фаган Г. Восстание английского народа в 1381 г. М., 1952.
8. Хобсбаум Э. Век империи. Р/н/Д., 1999.
9. Хобсбаум Э. Век капитала. Р/н/Д., 1999.
10. Хобсбаум Э. Век Революции. Р/н/Д., 1999.
11. Хобсбоум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб., 1998.
12. Хобсбоум Э. Эхо Марсельезы. М., 1991.

13. Джойс П. Конец социальной истории? // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.
14. Ласлетт П. История и общественные науки // Философия и методология истории. М., 1977.
15. Прайс Р. Конец социальной и рабочей истории // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.
16. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003.
17. Фитьян-Адамс Ч. Англия Хоскинса: гений локальной истории и его тема // Диалог со временем: историк в меняющемся мире. М., 1996.
18. Хобсбоум Э. От социальной истории к истории общества // Философия и методология истории. М., 1977.
19. Хобсбаум Э. Рабочая история и идеология // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

Литература к теме:
1. Барг М.А. «Новая история» в современной английской историографии // Новая и новейшая история. 1987. № 4.
2. Барг М.А. Предисловие // Рюде Дж. Народные низы в истории. 1730–1848 гг. М., 1984.
3. Зверева Г.И. Историческое знание в Великобритании второй половины ХХ века: пути «новой социальной истории» // Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М., 2002.
4. Зверева Г.И. Организация исторической науки в университетах Великобритании // Новая и новейшая история. 1990. № 2.
5. Зверева Г.И. Организация исторической науки в Великобритании в новое и новейшее время. М., 1986.
6. Зверева Г.И. Основы современной организации исторической науки в Великобритании // Согрин В.В., Зверева Г.И., Репина Л.П. Современная историография Великобритании. М., 1991.
7. Зверева Г.И. Репина Л.П. Новые тенденции немарксистской историографии Великобритании // Современная зарубежная немарксистская историография. Критический анализ. М., 1989.
8. Зверева Г.И. Репина Л.П. Социальная история и «новая историческая наука» в Великобритании // Новая и новейшая история. 1988. № 4.
9. Карначук Н.В. Раскрытие проблем народной культуры в конкретно-исторической тематике // Карначук Н.В. Проблемы взаимоотношений народной и элитарной культур в средние века в современной историографии. Дисс. … к.и.н. Томск, 1996.
10. Карначук Н.В. Реформа народной культуры в Европе на рубеже нового времени // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 21. Томск, 1994.
11. Кром М.М. Возникновение исторической антропологии в Великобритании (60–70 гг.) // Кром М.М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб., 2000.
12. Кром М.М. Классика исторической антропологии 70–80-х гг. (Избранные работы) // Кром М.М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб., 2000.
13. Могильницкий Б.Г. Западная историческая мысль 1960-х годов: преодоление «кризиса основ» // Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Вып. II Становление «новой исторической науки». Томск, 2003.
14. Могильницкий Б.Г. Западная историческая мысль и марксизм (1960–1970-е гг.) // Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Вып. II Становление «новой исторической науки». Томск, 2003.
15. Репина Л.П. и др. «Новая локальная история» и микроистория // Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.
16. Репина Л.П. На пути к новому синтезу: перспективные тенденции в современной британской историографии // Методологические и исторические вопросы исторической науки. Вып. 21. Томск, 1994.
17. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история // Согрин В.В., Зверева Г.И., Репина Л.П. Современная историография Великобритании. М., 1991.
18. Репина Л.П. Новая локальная история // Репина Л.П. Социальная история в историографии ХХ столетия. Курс лекций. М., 2001.
19. Репина Л.П. Опыт британской социальной истории // Социальная история в историографии ХХ столетия. Курс лекций. М., 2001.
20. Репина Л.П. Современная демократическая историография в Великобритании: организация, проблематика, методология // Проблемы британской истории. М., 1987.
21. Согрин В.В. Мировоззрение и методология // Согрин В.В., Зверева Г.И., Репина Л.П. Современная историография Великобритании. М., 1991.
22. Согрин В.В. Тенденции и закономерности рабочего движения // Согрин В.В., Зверева Г.И., Репина Л.П. Современная историография Великобритании. М., 1991.
23. Уварова Т.Б. П. Берк. Историческая антропология Италии начала Нового времени: Эссе о восприятии и коммуникации // Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. Реферативный сборник. М., 1990.
24. Шарифжанов И.И. «Новые пути» в истории // Шарифжанов И.И. Современная английская буржуазная историография. Проблемы теории и метода. М., 1984.
25. Шарифжанов И.И. Британская школа историков-марксистов // Шарифжанов И.И. Английская историография в ХХ веке. Основные теоретико-методологические тенденции, школы и направления. Казань, 2004.
26. Шарифжанов И.И. История или историческая социология? Основные концепции социоисторизма в Англии // Шарифжанов И.И. Английская историография в ХХ веке. Основные теоретико-методологические тенденции, школы и направления. Казань, 2004.
27. Шарифжанов И.И. К новому историко-методологическому синтезу // Шарифжанов И.И. Английская историография в ХХ веке. Основные теоретико-методологические тенденции, школы и направления. Казань, 2004.
28. Шарифжанов И.И. Неолиберальные концепции исторического процесса // Шарифжанов И.И. Английская историография в ХХ веке. Основные теоретико-методологические тенденции, школы и направления. Казань, 2004.

Источники ко II главе:
1. Дьюкс П. История в современном мире (Современное состояние исторической науки Великобритании) // Вопросы истории. 1989. № 9.
2. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Общая литература ко II главе:
1. Гарскова И.М. Количественные методы и ЭВМ для историка. (Обзор англо-американских изданий) // Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., 1981.
2. Гусейнова А.С. и др. Опыт имитационного моделирования исторического процесса. М., 1984.
3. Ковальченко И.Д. Количественные методы в исторических исследованиях // Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.
4. Количественные методы в зарубежной исторической науке (историография 70-80-х гг.): Научно-аналитический обзор. М., 1988.
5. Количественные методы в исторических исследованиях: Учебное пособие. М., 1984.
6. Хвостова К.В. Методологические проблемы применения количественных методов в западной историографии // Современная зарубежная немарксистская историография. М., 1989.

7. Репина Л.П. История и социология: основные тенденции в современной англо-американской урбанистике // История и историки. 1980. М., 1984.
8. Социальная история в историографии ХХ столетия. Курс лекций. М., 2001.
9. Репина Л.П. и др. Социальная история и историческая антропология // Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.
10. Репина Л.П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. М., 1990.
11. Репина Л.П. Социальная история на пороге XXI в.: от междисциплинарного анализа к новому историческому синтезу // Социальная история: проблемы синтеза. М., 1994.
12. Репина Л.П. Социальная история в современной историографии. Методические материалы к спецкурсу. М., 2001.
13. Соколов А.Б. Новая социальная история: предмет и направления исследований. История семьи. Новая история медицины. Ландшафтная история. // Соколов А.Б. Введение в современную западную историографию. Ярославль, 2002.

14. Шкуратов В.А. Историческая психология. Р/н/Д., 1994.