Рациональные приемы устного счета
Тема I. Сложение натуральных чисел.
Прием 1.
При выполнении устных вычислений двузначные числа следует представлять в виде двух слагаемых. Первое слагаемое — число десятков, второе — число единиц.
Например. 18=10+8, 24=20+4. Получаем 18+24=(10+20)+(8+4)=30+12=42.
Выполнить устно сложение с помощью этого приема.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
13+25 |
64+27 |
78+37 |
24+15 |
25+37 |
65+58 |
23+37 |
33+28 |
58+63 |
31+42 |
16+77 |
46+88 |
24+16 |
42+19 |
99+32 |
42+54 |
74+18 |
85+37 |
55+12 |
57+28 |
56+95 |
Тема I. Сложение натуральных чисел.
Прием 2.
Чтобы быстро найти сумму двух однозначных (двузначных) чисел, надо к первому слагаемому прибавить нужное число единиц второго слагаемого (то есть столько, чтобы получить круглое число), а затем полученные числа сложить.
Например. 28+36=(28+2)+34=30+34=64.
Выполнить устно сложение с помощью этого приема.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
23+22 |
46+37 |
88+56 |
64+12 |
58+27 |
75+59 |
33+57 |
45+38 |
68+64 |
21+32 |
36+69 |
56+77 |
74+16 |
53+28 |
89+42 |
32+51 |
65+27 |
65+56 |
53+24 |
37+59 |
59+95 |
Тема I. Сложение натуральных чисел.
Прием З.
Сложение путем последовательного прибавления к одному числу отдельных разрядов другого числа, всегда начиная с высших.
Например. 62+54=(62+50)+4=112+4=116
Выполнить устно сложение с помощью этого приема.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
33+125 |
68+17 |
98+35 |
44+13 |
45+36 |
75+68 |
33+27 |
63+29 |
78+67 |
51+22 |
18+66 |
56+89 |
34+14 |
62+29 |
79+42 |
62+14 |
77+19 |
65+87 |
35+12 |
37+56 |
67+76 |
Тема I. Сложение натуральных чисел.
Приемы, основанные на свойствах сложения:
• переместительное свойство;
• сочетательное свойство.
Выполнить устно сложение с помощью этих приемов.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
17+13+25 |
33+64+27 |
78+37+22+13 |
24+15+16 |
25+37+63 |
12+25+65+58 |
21+37+13 |
52+35+28 |
58+63+17+12 |
18+21+32 |
33+16+67 |
32+14+46+88 |
14+24+16 |
42+19+58 |
28+99+32+11 |
22+34+18 |
74+18+42 |
33+85+37+25 |
12+35+18 |
52+57+28 |
14+45+56+95 |
Тема II. Вычитание натуральных чисел.
Прием 1.
Раздельное поразрядное вычитание. Если число единиц какого- либо разряда вычитаемого больше числа единиц того же разряда уменьшаемого, то последнее число единиц увеличивается на 10 путем заимствования одной единицы следующего высшего разряда уменьшаемого.
Например. 647-256=? Так как 4<5, и 647=600+40+7, 256=200+50+6
=>647-256=391
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
347-231 |
546-314 |
637-255 |
256-134 |
654-243 |
762-471 |
456-245 |
567-346 |
684-493 |
546-314 |
645-354 |
435-246 |
654-243 |
637-255 |
626-438 |
567-346 |
762-471 |
752-573 |
452-321 |
684-493 |
832-545 |
Тема II. Вычитание натуральных чисел.
Прием 2.
Вычитание путем округления уменьшаемого или вычитаемого, или одновременно обоих
Например. 713-65=(700-65)+13=648, 824-396=(824-400)+4=428.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
56-37 |
92-79 |
251-49 |
78-59 |
64-46 |
383-78 |
82-47 |
81-68 |
342-139 |
74-36 |
174-98 |
542-38 |
92-79 |
251-49 |
811-93 |
64-46 |
383-78 |
654-292 |
81-68 |
342-39 |
743-284 |
Тема II. Вычитание натуральных чисел.
Прием З.
Вычитание, основанное на свойствах:
• a-(b+c)=a-b-c
• (a+b)-c=(a-c)+b=(b-c)+a
• а-(Ь-с)=(а-Ь)+с
Пример. (17+9)-7
В этом случае гораздо легче и удобнее сначала из 17 вычесть 7 (получим 10), а потом к разности прибавить второе слагаемое 9. Оформить это можно так:
(17+9)-7=(17-7)+9=10+9=19
Пример. 48-(18+11)
Здесь легче сначала из 48 вычесть 18 (получим 30), а затем из полученного результата вычесть 11. Записываем это так:
48-(18+11)=(48-18)-11=30-11=19
Пример. 36-(16-9)
Здесь легче сначала из 36 вычесть 16 (получим 20), а затем к полученному результату прибавить 9. Записываем это так:
36-(16-9)=(36-16)+9=20+9=29
Реши удобным способом.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
(16+7)-6 |
(96+40)-36 |
(117+33)-57 |
36-(13+16) |
88-(18+35) |
792-(401+292) |
(24+8)-4 |
(175+38)-115 |
(2514+289)-89 |
43-(33-4) |
122-(42-26) |
475- (275+122) |
67-(22+37) |
122-(22+54) |
654-(354-22) |
Тема II. Вычитание натуральных чисел.
Прием 4.
Вычитание по способу дополнения.
Продавцам и кассирам часто приходиться давать сдачу, а для этого им надо находить разность между суммой денег и стоимостью покупки. Они делают это по «способу дополнения». Например. Получив от покупателя чек на сумму 285 рублей и билет в 500 рублей, кассир возвращает этот чек с отметкой об уплате и говорит: «285 рублей», затем подает 15 рублей и говорит: «300 рублей», потом еще подает 200 рублей. 500-285=200+15=215
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
100-77 |
300-98 |
500-95 |
100-82 |
300-85 |
600-83 |
200-89 |
400-89 |
700-97 |
200-78 |
400-76 |
500-179 |
300-98 |
500-95 |
600-295 |
300-85 |
600-83 |
700-386 |
300-89 |
700-97 |
800-489 |
Тема III. Умножение натуральных чисел.
Умножение на 11.
Правило.
Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.
Например. 72·11=792 (7+2=9), 35·11=385 (3+5=8).
Если сумма цифр равна или больше 10, надо первую цифру увеличить на единицу, а вторую и третью оставить без изменения.
Например. 85-11=935 (8+5=13).
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
11·11 |
23·11 |
64·11 |
12·11 |
33·11 |
74·11 |
21·11 |
34·11 |
84·11 |
15·11 |
56·11 |
66·11 |
23·11 |
64·11 |
78·11 |
33·11 |
74·11 |
67·11 |
34·11 |
84·11 |
77·11 |
Тема III. Умножение натуральных чисел.
Умножение на 22,33,44,55...99.
Правило.
Чтобы двузначное число умножить на 22,33,44...99, надо последнее число представить в виде произведения однозначного числа (от2 до 9) на 11, то есть 22=2 ·11, 33=3 ·11 и так далее.
Например. 42 ·22=(42 ·2) ·11=84 ·11=924, 35 ·33=(35 ·3) ·11=105 ·11=1155.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
11·22 |
21·22 |
31·22 |
12·22 |
16·22 |
24·22 |
22·22 |
13·22 |
32·22 |
21·22 |
31·22 |
34·22 |
16·22 |
24·22 |
21·33 |
13·22 |
32·22 |
32·33 |
31·22 |
34·22 |
33·33 |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
11·22 |
21·33 |
31·33 |
12·22 |
16·33 |
24·33 |
22·22 |
13·33 |
32·33 |
21·22 |
31·33 |
34·33 |
16·22 |
24·33 |
11·44 |
13·22 |
32·33 |
22·44 |
31·22 |
34·33 |
23·44 |
Тема III. Умножение натуральных чисел.
Умножение на 5.
Правило.
Чтобы данное число умножить на 5, надо это число разделить на 2 иумножить на 10.
Например. 12·5=12:2·10=60, 48·5=48:2·10=240.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
12·5 |
24·5 |
46·5 |
14·5 |
26·5 |
64·5 |
16·5 |
44·5 |
88·5 |
22·5 |
48·5 |
124·5 |
24·5 |
46·5 |
264·5 |
26·5 |
64·5 |
648·5 |
44·5 |
88·5 |
842·5 |
Тема III. Умножение натуральных чисел.
Умножение на 25.
Правило.
Чтобы число умножить на 25, надо это число разделить на 4 и умножить на 100.
Для того чтобы быстро умножать число на 25, надо знать признак делимости на 4.
Признак. На 4 делятся те и только те числа, у которых две последние цифры выражают число, делящееся на 4. 124:4, так как 24:4.
Например. 24·25=24:4·100=600, 44·25=44:4·100=1100.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
12·25 |
28·25 |
88·25 |
16·25 |
44·25 |
56·25 |
24·25 |
36·25 |
64·25 |
28·25 |
88·25 |
96·25 |
44·25 |
56·25 |
124·25 |
36·25 |
64·25 |
244·25 |
88·25 |
96·25 |
484·25 |
Тема III. Умножение натуральных чисел.
Умножение на 50.
Правило.
Чтобы число умножить
на 50, надо это число разделить на 2 и умножить на 100.
Например. 44·50=44:2·100=2200
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
12·50 |
24·50 |
64·50 |
16·50 |
28·50 |
76·50 |
18·50 |
42·50 |
86·50 |
22·50 |
48·50 |
96·50 |
24·50 |
64·50 |
126·50 |
28·50 |
86·50 |
446·50 |
42·50 |
96·50 |
648·50 |
Тема III. Умножение натуральных чисел.
Умножение на 111.
Правило.
Чтобы умножить двузначное число на 111, надо мысленно цифры этого числа раздвинуть на два шага, сложить цифры этого числа и записать их два раза между раздвинутыми цифрами.
Например. 62·111=6882 (6+2=8), 32·111=3552 (3+2=5).
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
11·111 |
24·111 |
34·111 |
12·111 |
33·111 |
41·111 |
22·111 |
31·111 |
53·111 |
21·111 |
45·111 |
62·111 |
24·111 |
34·111 |
54·111 |
33·111 |
41·111 |
61·111 |
31·111 |
53·111 |
72·111 |
Тема III. Умножение натуральных чисел.
Умножение на 37.
Правило.
Чтобы умножить число на 37, надо это число разделить на 3 и
умножить на 111 (111:3=37).
Чтобы устно умножать на 37, надо знать признак делимости на 3.
Например. 24·37=24:3·111=888, 33·37=33:3·111=1221
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
3·37 |
21·37 |
24·37 |
6·37 |
24·37 |
21·37 |
9·37 |
30·37 |
18·37 |
15·37 |
12·37 |
48·37 |
12·37 |
33·37 |
90·37 |
24·37 |
90·37 |
39·37 |
30·37 |
27·37 |
33·37 |
Тема III. Умножение натуральных чисел.
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.
Правило.
Чтобы двузначное число, оканчивающееся на 5, возвести в квадрат, надо число десятков умножить на следующее по смыслу число и приписать к произведению 25.
Например. 352=1225 (3·4=12), 452=2025 (4·5=20)
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
152 |
352 |
952 |
352 |
752 |
852 |
252 |
552 |
652 |
452 |
952 |
1052 |
552 |
852 |
1152 |
752 |
652 |
1952 |
652 |
1052 |
2052 |
Тема III. Умножение натуральных чисел.
Умножение чисел на 9, 99, 999 и т. д.
Чтобы число умножить на 9, 99, 999 и т. д., нужно данное число умножить на 10, 100, 1000 и т. д., а затем из полученного произведения вычесть это число.
Например. 23 ·9=23 ·(10-1)=230-23=207, 23 ·99=23 ·(100-1)=2300-23=2277,
23 ·999=23 ·(1000-1)=23000-23=22977.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
12·9 |
25·9 |
64·9 |
13·9 |
34·9 |
42·9 |
23·9 |
35·9 |
75·9 |
24·9 |
54·9 |
62·9 |
25·9 |
64·9 |
73·9 |
34·9 |
42·9 |
86·9 |
35·9 |
75·9 |
94·9 |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
12·99 |
25·99 |
64·99 |
13·99 |
34·99 |
42·99 |
23·99 |
35·99 |
75·99 |
24·99 |
54·99 |
62·99 |
25·99 |
64·99 |
73·999 |
34·99 |
42·99 |
86·999 |
35·99 |
75·99 |
94·999 |
Тема III. Умножение натуральных чисел.
Умножение на 101,1001,10001 и т. д.
Правило.
Чтобы число умножить на 101, 1001, 10001 и т. д., нужно данное число умножить на 100, 1000, 10000 и т. д., а затем к полученному произведению прибавить это число.
Например. 34·101=34 ·(100+1)=3400+34=3434, 34 ·1001=34 ·(1000+1)=34000+34=34034,
34 ·10001=34 ·(10000+1)=340000+34=340034.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
24·101 |
35·101 |
42·101 |
21·101 |
42·101 |
46·101 |
32·101 |
46·101 |
65·1001 |
33·101 |
35·1001 |
76·1001 |
35·101 |
65·1001 |
85·1001 |
42·101 |
76·1001 |
56·10001 |
46·101 |
85·1001 |
67·1001 |
Тема IV. Умножение на десятичную дробь.
Умножение на 0,5 и на 0,25.
Правило.
Чтобы число умножить на 0,5, нужно данное число разделить на 2 (0,5=1: 2)
Чтобы число умножить на 0,25, нужно данное число разделить на 4 (0,25=1: 4)
Например. 34·0,5=34:2=17, 64·0,5=64:2=32,
28·0,25=28:4=7, 36·0,25=36:4=9.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
24·0,5 |
36·0,5 |
64·0,5 |
28·0,5 |
42·0,5 |
84·0,25 |
32·0,5 |
48·0,25 |
102·0,5 |
36·0,5 |
52·0,25 |
246·0,5 |
16·0,25 |
64·0,5 |
128·0,25 |
24·0,25 |
84·0,25 |
364·0,25 |
32·0,25 |
102·0,5 |
426·0,5 |
Тема V. Деление на десятичную дробь.
Деление на 0,5 и на 0,25.
Правило.
Чтобы число разделить на 0,5, нужно данное число умножить на 2 (0,5=1: 2)
Чтобы число разделить на 0,25, нужно данное число умножить на 4 (0,25=1: 4)
Например. 34:0,5=34 ·2=68, 64:0,5=64 ·2=128,
28:0,25=28 ·4=112, 36:0,25=36 ·4=144.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
14:0,5 |
31:0,5 |
64:0,5 |
12:0,5 |
42:0,5 |
84:0,25 |
23:0,5 |
22:0,25 |
102:0,5 |
15:0,5 |
32:0,25 |
241:0,5 |
11:0,25 |
64:0,5 |
122:0,25 |
21:0,25 |
41:0,25 |
213:0,25 |
12:0,25 |
102:0,5 |
402:0,5 |