Рациональные приемы устного счета

Занятие №1

Тема I. Сложение натуральных чисел.

Прием 1.

При    выполнении   устных    вычислений    двузначные    числа    следует представлять в виде двух слагаемых. Первое слагаемое — число десятков, второе число единиц.

Например. 18=10+8, 24=20+4. Получаем 18+24=(10+20)+(8+4)=30+12=42.

Выполнить устно сложение с помощью этого приема.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

13+25

64+27

78+37

24+15

25+37

65+58

23+37

33+28

58+63

31+42

16+77

46+88

24+16

42+19

99+32

42+54

74+18

85+37

55+12

57+28

56+95

Занятие №2

Тема I. Сложение натуральных чисел.

Прием 2.

Чтобы быстро найти сумму двух однозначных (двузначных) чисел, надо к   первому   слагаемому   прибавить   нужное   число   единиц   второго слагаемого (то есть столько, чтобы получить круглое число), а затем полученные числа сложить.

Например. 28+36=(28+2)+34=30+34=64.

Выполнить устно сложение с помощью этого приема.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

23+22

46+37

88+56

64+12

58+27

75+59

33+57

45+38

68+64

21+32

36+69

56+77

74+16

53+28

89+42

32+51

65+27

65+56

53+24

37+59

59+95

Занятие №3

Тема I. Сложение натуральных чисел.

Прием З.

Сложение   путем   последовательного   прибавления   к   одному   числу отдельных разрядов другого числа, всегда начиная с высших.

Например. 62+54=(62+50)+4=112+4=116

Выполнить устно сложение с помощью этого приема.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

33+125

68+17

98+35

44+13

45+36

75+68

33+27

63+29

78+67

51+22

18+66

56+89

34+14

62+29

79+42

62+14

77+19

65+87

35+12

37+56

67+76

Занятие №4

Тема I. Сложение натуральных чисел.

Приемы, основанные на свойствах сложения:

        переместительное свойство;

        сочетательное свойство.

Выполнить устно сложение с помощью этих приемов.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

17+13+25

33+64+27

78+37+22+13

24+15+16

25+37+63

12+25+65+58

21+37+13

52+35+28

58+63+17+12

18+21+32

33+16+67

32+14+46+88

14+24+16

42+19+58

28+99+32+11

22+34+18

74+18+42

33+85+37+25

12+35+18

52+57+28

14+45+56+95

 

Занятие №5

Тема II. Вычитание натуральных чисел.

Прием 1.

Раздельное поразрядное вычитание.  Если число единиц какого- либо разряда    вычитаемого    больше    числа    единиц    того    же   разряда уменьшаемого, то последнее число единиц увеличивается на 10 путем  заимствования     одной     единицы     следующего     высшего     разряда уменьшаемого.

Например. 647-256=? Так как  4<5, и 647=600+40+7,  256=200+50+6

=>647-256=391

1 уровень

2 уровень

3 уровень

347-231

546-314

637-255

256-134

654-243

762-471

456-245

567-346

684-493

546-314

645-354

435-246

654-243

637-255

626-438

567-346

762-471

752-573

452-321

684-493

832-545

Занятие №6

Тема II. Вычитание натуральных чисел.

Прием 2.

Вычитание   путем   округления  уменьшаемого   или   вычитаемого,   или одновременно обоих

Например.     713-65=(700-65)+13=648,               824-396=(824-400)+4=428.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

56-37

92-79

251-49

78-59

64-46

383-78

82-47

81-68

342-139

74-36

174-98

542-38

92-79

251-49

811-93

64-46

383-78

654-292

81-68

342-39

743-284

Занятие №7

Тема II. Вычитание натуральных чисел.

Прием З.

Вычитание, основанное на свойствах:

        a-(b+c)=a-b-c

        (a+b)-c=(a-c)+b=(b-c)+a

        а-(Ь-с)=(а-Ь)+с

Пример. (17+9)-7

В этом случае гораздо легче и удобнее сначала из 17 вычесть 7 (получим 10), а потом к разности прибавить второе слагаемое 9. Оформить это можно так:

(17+9)-7=(17-7)+9=10+9=19

Пример. 48-(18+11)

Здесь легче сначала из 48 вычесть 18 (получим 30), а затем из полученного результата вычесть 11. Записываем это так:

 48-(18+11)=(48-18)-11=30-11=19

 Пример. 36-(16-9)

Здесь легче сначала из 36 вычесть 16 (получим 20), а затем к полученному результату прибавить 9. Записываем это так:

 36-(16-9)=(36-16)+9=20+9=29

Реши удобным способом.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

(16+7)-6

(96+40)-36

(117+33)-57

36-(13+16)

88-(18+35) 

792-(401+292)

(24+8)-4

(175+38)-115

(2514+289)-89

43-(33-4)

122-(42-26)

475- (275+122)

67-(22+37)

122-(22+54)

654-(354-22)

Занятие №8

Тема II. Вычитание натуральных чисел.

 Прием 4.

Вычитание по способу дополнения.

Продавцам и кассирам часто приходиться давать сдачу, а для этого им надо находить разность между суммой денег и стоимостью покупки. Они делают это по «способу дополнения». Например. Получив от покупателя чек на сумму 285 рублей и билет в 500 рублей, кассир возвращает этот чек с отметкой об уплате и говорит: «285 рублей», затем подает 15 рублей и говорит: «300 рублей», потом еще подает 200 рублей. 500-285=200+15=215

1 уровень

2 уровень

3 уровень

100-77

300-98

500-95

100-82

300-85

600-83

200-89

400-89

700-97

200-78

400-76

500-179

300-98

500-95

600-295

300-85

600-83

700-386

300-89

700-97

800-489

Занятие №9

Тема III. Умножение натуральных чисел.

Умножение на 11.

Правило.

Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.

Например. 72·11=792 (7+2=9), 35·11=385 (3+5=8).

Если сумма цифр равна или больше 10, надо первую цифру увеличить на единицу, а вторую и третью оставить без изменения.

Например. 85-11=935 (8+5=13).

1 уровень

2 уровень

3 уровень

11·11

23·11

64·11

12·11

33·11

74·11

21·11

34·11

84·11

15·11

56·11

66·11

23·11

64·11

78·11

33·11

74·11

67·11

34·11

84·11

77·11

Занятие №10, 11

Тема III. Умножение натуральных чисел.

Умножение на 22,33,44,55...99.

Правило.

Чтобы двузначное число умножить на 22,33,44...99, надо последнее число представить в виде произведения однозначного числа (от2 до 9) на 11, то есть 22=2 ·11, 33=3 ·11 и так далее.

Например. 42 ·22=(42 ·2) ·11=84 ·11=924, 35 ·33=(35 ·3) ·11=105 ·11=1155.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

11·22

21·22

31·22

12·22

16·22

24·22

22·22

13·22

32·22

21·22

31·22

34·22

16·22

24·22

21·33

13·22

32·22

32·33

31·22

34·22

33·33

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

11·22

21·33

31·33

12·22

16·33

24·33

22·22

13·33

32·33

21·22

31·33

34·33

16·22

24·33

11·44

13·22

32·33

22·44

31·22

34·33

23·44

Занятие №12

Тема III. Умножение натуральных чисел.

Умножение на 5.

Правило.

Чтобы данное число умножить на 5, надо это число разделить на 2 иумножить на 10.

Например. 12·5=12:2·10=60, 48·5=48:2·10=240.

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

12·5

24·5

46·5

14·5

26·5

64·5

16·5

44·5

88·5

22·5

48·5

124·5

24·5

46·5

264·5

26·5

64·5

648·5

44·5

88·5

842·5

Занятие №13

Тема III. Умножение натуральных чисел.

Умножение на 25.
Правило.

Чтобы число умножить на 25, надо это число разделить на 4 и умножить на 100.

Для того чтобы быстро умножать число на 25, надо знать признак делимости на 4.

Признак. На 4 делятся те и только те числа, у которых две последние цифры выражают число, делящееся на 4. 124:4, так как 24:4.

Например. 24·25=24:4·100=600, 44·25=44:4·100=1100.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

12·25

28·25

88·25

16·25

44·25

56·25

24·25

36·25

64·25

28·25

88·25

96·25

44·25

56·25

124·25

36·25

64·25

244·25

88·25

96·25

484·25


 

Занятие №14

Тема III. Умножение натуральных чисел.

Умножение на 50.
Правило. Чтобы число умножить на 50, надо это число разделить на 2 и умножить на 100.

Например. 44·50=44:2·100=2200

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

12·50

24·50

64·50

16·50

28·50

76·50

18·50

42·50

86·50

22·50

48·50

96·50

24·50

64·50

126·50

28·50

86·50

446·50

42·50

96·50

648·50

Занятие №15

Тема III. Умножение натуральных чисел.

Умножение на 111.

Правило.

Чтобы умножить двузначное  число на 111, надо мысленно цифры этого числа раздвинуть на два шага, сложить цифры этого числа и записать их два раза между раздвинутыми цифрами.

Например. 62·111=6882 (6+2=8), 32·111=3552 (3+2=5).

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

11·111

24·111

34·111

12·111

33·111

41·111

22·111

31·111

53·111

21·111

45·111

62·111

24·111

34·111

54·111

33·111

41·111

61·111

31·111

53·111

72·111

Занятие №16

Тема III. Умножение натуральных чисел.

Умножение на 37.

Правило.

Чтобы умножить число на 37, надо это число разделить на 3 и

умножить на 111 (111:3=37).

Чтобы устно умножать на 37, надо знать признак делимости на 3.

Например. 24·37=24:3·111=888, 33·37=33:3·111=1221

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

3·37

21·37

24·37

6·37

24·37

21·37

9·37

30·37

18·37

15·37

12·37

48·37

12·37

33·37

90·37

24·37

90·37

39·37

30·37

27·37

33·37

Занятие №17

Тема III. Умножение натуральных чисел.

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.

Правило.

Чтобы двузначное число, оканчивающееся на 5, возвести в квадрат, надо число десятков умножить на следующее по смыслу число и приписать к произведению 25.

Например. 352=1225 (3·4=12), 452=2025 (4·5=20)

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

152

352

952

352

752

852

252

552

652

452

952

1052

552

852

1152

752

652

1952

652

1052

2052

 

Занятие № 18, 19

Тема III. Умножение натуральных чисел.

Умножение чисел на 9, 99, 999 и т. д.

Чтобы число умножить на 9, 99, 999 и т. д., нужно данное число умножить на 10, 100, 1000 и т. д., а затем из полученного произведения вычесть это число.

Например. 23 ·9=23 ·(10-1)=230-23=207, 23 ·99=23 ·(100-1)=2300-23=2277,

                      23 ·999=23 ·(1000-1)=23000-23=22977.

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

12·9

25·9

64·9

13·9

34·9

42·9

23·9

35·9

75·9

24·9

54·9

62·9

25·9

64·9

73·9

34·9

42·9

86·9

35·9

75·9

94·9

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

12·99

25·99

64·99

13·99

34·99

42·99

23·99

35·99

75·99

24·99

54·99

62·99

25·99

64·99

73·999

34·99

42·99

86·999

35·99

75·99

94·999

Занятие №20

Тема III. Умножение натуральных чисел.

Умножение на 101,1001,10001 и т. д.

Правило.

Чтобы число умножить на 101, 1001, 10001  и т. д., нужно данное число умножить на 100, 1000, 10000 и т. д., а затем к полученному произведению прибавить это число.

Например. 34·101=34 ·(100+1)=3400+34=3434, 34 ·1001=34 ·(1000+1)=34000+34=34034,

                      34 ·10001=34 ·(10000+1)=340000+34=340034.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

24·101

35·101

42·101

21·101

42·101

46·101

32·101

46·101

65·1001

33·101

35·1001

76·1001

35·101

65·1001

85·1001

42·101

76·1001

56·10001

46·101

85·1001

67·1001

Занятие №21

Тема IV. Умножение на десятичную дробь.

Умножение на 0,5 и на 0,25.

Правило.

Чтобы число умножить на 0,5, нужно данное число разделить на 2 (0,5=1: 2)

Чтобы число умножить на 0,25, нужно данное число разделить на 4 (0,25=1: 4)

Например. 34·0,5=34:2=17, 64·0,5=64:2=32,

                   28·0,25=28:4=7, 36·0,25=36:4=9.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

24·0,5

36·0,5

64·0,5

28·0,5

42·0,5

84·0,25

32·0,5

48·0,25

102·0,5

36·0,5

52·0,25

246·0,5

16·0,25

64·0,5

128·0,25

24·0,25

84·0,25

364·0,25

32·0,25

102·0,5

426·0,5

Занятие №22

Тема V. Деление на десятичную дробь.

Деление на 0,5 и на 0,25.

Правило.

Чтобы число разделить на 0,5, нужно данное число умножить на 2 (0,5=1: 2)

Чтобы число разделить на 0,25, нужно данное число умножить на 4 (0,25=1: 4)

Например. 34:0,5=34 ·2=68,   64:0,5=64 ·2=128,

                   28:0,25=28 ·4=112,   36:0,25=36 ·4=144.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

14:0,5

31:0,5

64:0,5

12:0,5

42:0,5

84:0,25

23:0,5

22:0,25

102:0,5

15:0,5

32:0,25

241:0,5

11:0,25

64:0,5

122:0,25

21:0,25

41:0,25

213:0,25

12:0,25

102:0,5

402:0,5