Стамбул. Голубая мечеть, или мечеть Ахмеда. 

                       

Настоящим вызовом византийскому величию стало строительство огромной мечети напротив храма Св. Софии, возведенной с 1609 по 1617 год Седефкаром Мехмедом, архитектором султана Ахмеда I. Она получила название Ахмедие в честь султана, но приобрела также широкую известность под именем Голубая мечеть. Огромное внутреннее пространство мечети перекрыто гигантским куполом диаметром 23,5 м, который опирается еще на четыре полукупола. Свет, попадающий внутрь мечети через 260 окон с цветными витражами, создает мистическое настроение. Уникальной особенностью мечети является и наличие 6 минаретов. Вход бесплатный. Перед входом непременно следует разуться, обувь сложить в пластиковый пакет, женщинам покрыть голову платком.

 

Между 1603- 1617 гг., в период властвования 14- го османского падишаха султана Ахмеда I, была построена наиболее интересная мечеть Стамбула - Ахмедие. Зодчим мечети был Мехмед-ага - один из учеников Синана. Строительство этого сооружения было начато в 1609, а завершено в 1616 году. Мечеть строилась в составе грандиозного архитектурного ансамбля, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, школы, тюрбе, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены. Мечеть Ахмедие по праву заняла выдающееся место в Османской архитектуре. Так или иначе, по величине и изяществу ни одна из мечетей, построенных после Ахмедие, не может с ней сравниться.

 

Зодчий мечети Ахмедие, Мехмед-ага, по прозвищу "Ювелир", до выявления архитектурных способностей служил в янычарском полку, где руководил сооружениями, связанными с водоснабжением и водными каналами. Место, которое предназначалось для строительства мечети, было избрано еще в византийский период. Этой площадью был бывший Ипподром. С целью строительства мечети на этой площади в ходе подготовительных работ было разрушено множество построек как византийского, так и раннего османского периода. Среди этих зданий имеются: византийский королевский дворец, останки зрительских мест ипподрома и множество дворцовых построек, принадлежащих высшей знати.

 

Одной из главнейших причин, повлиявших выбор места для строительства этой мечети, явилась ее близость с дворцом Топкапы. Тщательность, которая была обязательной при выборе места для мечети, отразилась и в выборе строительного декоративного и отделочного материалов. Керамика, использованная в декорировании мечети, была привезена из Изникского дворца, сотни ковров из шёлка, которыми была устлана мечеть, были сотканы дворцовыми ткачихами, а сотни лампад, освещающих здание мечети, привезены из других стран.

 

В центре двора, снаружи, имеется пространство на возвышении, равное по размерам главному (72м на 64 м). Площадка перед парадным двором имеет три входа. По краям двора расположено в общей сложности 26 колонн из гранита, перекрытые 30 небольшими куполами.

 

В отличие от традиционных мечетей в Стамбуле и по всей Турции, Голубая мечеть является единственной мечетью с 6 минаретами.

По углам мечети и двора на минарете встроены балкончики-шерефе. Четыре минарета имеют по три, два по два балкончика, с которых муэдзин призывает к молитве. В общей сложности, имеется 16 шерефе.

 

В планировку мечети вошла идея Синана, ранее с успехом использованная в сооружении мечети Шах-заде. Основой в планировке продолжает служить куб (51 м x 53 м). Творчество зодчего Мехмед-аги, с точки зрения Османской архитектурной культуры, в строительство мечетей изменений не внесло, однако с точки зрения внутреннего украшательства и декорирования оставило в тени многие постройки.

 

Само название мечети - "Голубая мечеть", кстати распространённое в мире, берёт свое начало от голубого и зеленого цветов турецкого фаянса, который был использован в декорировании и убранстве стен мечети и ее куполов. Основной купол комплекса, который поддерживают купола полукруглой формы, а также все архитектурные детали сферической и угловой формы, выстроенные в ряд, дополняют друг друга и никоим образом не нарушают цельность и гармоничность сооружения. Все архитектурные излишества, углы и края, приобрели некоторую округлость и пластичность форм.

 

Стена в направлении "Кибла" (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - направление к Каабе) украшена окнами (в форме 5 рядов) витражами из цветного стекла. Свет, излучающийся из этих оконных витражей, таинственным образом подчёркивает красоту и изящества убранства. В общей сложности, в мечети имеется 260 окон. Стекла венецианской работы, использованные в витражах в первоначальный период строительства мечети, к сожалению, до нашего времени не дошли.

 

Диаметр главного купола достигает 23,5 м. Этот громадный купол и малые купола сферической формы, расположенные вокруг него, соединены аркадами с центральной частью. В сооружении колонн использовался конструктивный прием, в основу которого входило изображение подножия колонн в виде слоновой ступни (диаметр колонн 5 м). К двум колоннам, находящимся неподалеку от входа в мечеть, пристроены 9 источников воды с кранами, для мусульманского ритуала омовения перед молитвой. Древние надписи, украсившие большие и малые купола, обрамления колонн и стены, искусно исполнены мастером Сеидом Касымом Бибари из Диярбакыра.

Мастера художественной обработки по турецкому перламутру декорировали в самобытном стиле и вкусе двери и обрамления окон.

 

В мавзолее с портиком, расположенным на северо-востоке мечети, который был построен сыном Султана Ахмеда I, Османом II, рядом с усыпальницей Султана Ахмеда I, имеются могилы Османа II и Мурада IV. В этой же усыпальнице - могила горячо любимой супруги Ахмеда I - Султанши Кёсем Махпейкер. В мавзолее имеется еще 32 могилы, принадлежащие падишахской семье. До XIX столетия Ахмедие являлось местом отправки паломников в святыню Хадж.