ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ С ЭКРАНА

Необходимо учитывать, что  чтение текста с экрана имеет особенности, что следует иметь в виду при разработке учебника.

Рассмотрим типы экранов с точки зрения удобства чтения. Самые распространённые работают в проходящем свете. Позади видеоматрицы из жидких кристаллов находится подсветка (сейчас - светодиодная), свет проходит через видеоматрицу и попадает нам в глаза. Так работают экраны компьютерных мониторов, ноутбуков, планшетов, смартфонов. В электронных книгах реализована другая технология - изображение формируется на видеоматрице без подсветки, чтение происходит в отражённом свете, как обычной книги. Второй тип удобнее и привычнее для глаз, но пока такие экраны функционально ограничены - они чёрно-белые, с большим временем отклика (движущиеся объекты невозможно воспроизводить качественно). На компьютеры они не ставятся. Поэтому ориентируемся на первый тип экранов.

Итак, какие особенности чтения с экрана? Больше устают глаза, чем от обычной книги, особенно от дешёвых экранов, на которых труднее добиться глубины цвета при малой яркости. Другое неудобство - приходится постоянно сидеть на стуле перед экраном, а не завалиться на диван, как с книжкой. Я опрашиваю своих студентов, какие у них компьютеры. Есть они у всех, у некоторых по два. Приблизительно у половины - стационарные, у другой половины - ноутбуки, планшетов пока очень мало. Поэтому большинству приходится именно сидеть за компьютером. На экране компьютера, даже на большом, помещается по вертикали примерно в два раза меньше текста, чем на странице в книге, чаще приходится листать, точнее, продёргивать.

Отсюда рекомендации:

  • Электронный учебник должен быть короче, чем бумажный. Писать нужно коротко и ясно. У бумажных учебников цена и гонорар автору зависят от объёма, наверно, поэтому объём и появляется. Иногда я захожу в книжный магазин и за час-полтора у полки успеваю полностью прочитать 3-4 специализированные книги по 200 страниц именно потому, что бо'льшая часть их содержимого - макулатура.

  • Порция текста, появляющаяся на экране, должна примерно соответствовать размеру экранной страницы, длинный скроллинг недопустим. То есть текст учебника должен быть структурирован на такие порции, пусть лучше содержание разбухнет.

Другие рекомендации:

  • Используйте светлый фон, лучше - чисто белый. Это позволит при меньшей яркости добиться комфортной контрастности, меньше устают глаза.

  • Выбор шрифта - дело вкуса, я предпочитаю Arial, он компактнее, чем Times, больше информации помещается на экранной странице. Не используйте редкие шрифты - ведь если их нет в компьютере пользователя, они заменятся на другой такого же размера, а если этот другой не русифицирован, на экране будет абракадабра. Два вышеупомянутых шрифта есть везде, их и используйте.

  • Размер шрифта рекомендую такой, как здесь, т.е. 10pt. Именно такой размер используется на большинстве сайтов с текстами, видимо, он оптимален. Я пришёл к такому размеру сам, и уже потом обратил внимание, что он везде. А может, и наоборот - я привык к такому размеру, просматривая сайты в интернете. В любом браузере есть функция масштабирования, поэтому, если для кого-то мелковато, всегда можно отрегулировать.

  • Буквы пусть будут чёрными. Студенты, которые у меня учатся делать учебники, используют чуть ли не всю радугу, но эта болезнь проходит, чем раньше - тем лучше.

  • В длинных текстах используйте небольшие иллюстрации, фотографии, даже если это не несёт смысловой нагрузки - так веселее.

  • Широкие тексты читать неудобно, формируйте колонку оптимальной ширины.