ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуален переход на новые формы обучения с применением информационных технологий. С одной стороны - раз они есть, их просто надо использовать. С другой стороны, есть сильное давление со стороны министерства (http://минобрнауки.рф/новости/3363) - в России 30% "лишних" преподавателей в вузах по сравнению с европейскими и американскими университетами (сравнивается количество студентов на одного преподавателя). Действительно, там больший упор делается на самостоятельную работу студентов, каждый преподаватель обязан предоставить свои методические материалы для обучения. Когда-то - в бумажном виде, сейчас - в электронном, причём, в интернете, в свободном доступе. Если материалы хорошие и по содержанию и по форме, т.е. сделаны профессионально, это мощная реклама университету в борьбе за привлечение студентов. Подобные тенденции стараются внедрить и у нас.

Современный преподаватель обязан (в ТГПУ это планируется это закрепить в трудовом соглашении) предоставить своим студентам учебные материалы по своему предмету для самостоятельного обучения. В наше время, естественно, в электронном виде. Чтобы помочь преподавателям в этом, при кафедре общей информатики создана лаборатория информационных технологий в образовании, цель которой - давать консультации, при необходимости привлекать сотрудников и студентов университета к переработке авторских материалов в удобоваримый электронный вид. Данное пособие может помочь освоить технологии создания учебных материалов для интернета тем преподавателям, которые достаточно уверенно работают с компьютером, и, главное, имеют к этому привычку. Кроме того, пособие само является примером учебника для студентов по курсу "Использование информационных технологий в образовании".

Следует отметить, что речь идёт об электронных учебниках для всех типов студентов, в первую очередь для очных, для которых имеется тенденция всё больший объём материала давать на самостоятельную проработку. Ранее, когда речь заходила об электронных учебниках, подразумевались обычно "дистанционные студенты". Различие между очными и иными студентами заключается не только в способе обучения, ещё и в методиках консультаций и оценки знаний - "живьём" или удалённо. В последнем случае необходимы соответствующие информационные сервисы для связи с преподавателем. Эти сервисы - отдельная песня, здесь же отметим, что наличие хорошего электронного учебника является необходимым условием для самостоятельного обучения любого студента, но недостаточным для чисто дистанционного. Мы ограничимся в этом пособии изучением технологии создания электронного учебника.