ТИПЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Понятие электронного учебника трактуется весьма широко - от примитивного (по форме), когда текст в формате Word размещается в интернете или на электронном носителе, до сделанного в специализированных приложениях с использованием таких функций как гиперссылки, анимация, видео, интерактивная связь с пользователем.  Очевидно, что последний тип учебника невозможно представить на бумаге без существенной потери в функционале. Поскольку электронный учебник предназначен для чтения с экрана, есть смысл использовать те возможности, которые предоставляет компьютер.

Внешний вид электронных учебников, созданных в разных средах разработки, практически одинаков, можно сказать, выработан некий двухоконный стандарт:  слева - содержание (в виде гиперссылок), справа - содержимое раздела. Так, например, выглядят все учебники Microsoft (можете открыть встроенный учебник по Windows, см. слева на рисунке). Данное пособие также сделано по этой схеме; между содержанием и основным текстом - подвижная граница, которую можно захватить мышкой с сдвинуть (влево, если у вас узкий экран).

Различаются учебники средствами разработки. Часто встречаются учебники, сделанные в формате pdf, обычно это инструкции к бытовой аппаратуре на лазерных дисках.

Их можно прочитать только pdf-ридерами, например, Acrobat, они отличаются большим весом. Инструкция к моему телевизору в 200 экранных страниц весит 20 Мб, 100 Кб на страницу - многовато для интернета. Страница моего учебника, которую вы сейчас видите, весит ~20 Кб.

Есть готовые приложения под условным названием "Электронный учебник". Создателю учебника достаточно внести свой текст в готовые окна. Вроде бы удобно, но возможности форматирования своего материала, как правило, сильно ограничены. Воспроизвести материал можно только в этом же приложении, т.е. оно должно быть установлено на компьютере пользователя. Приложения обычно платные и рассчитаны на определённую операционную систему. Например, на Windows, а у вас планшет на Android, для которого версии приложения, скорее всего, нет. В подобные приложения встроены функции для дистанционного обучения, созданные разработчиками по своим представлениям. Это, на мой взгляд, неудобно, сервисы для дистанционного обучения лучше отделить от учебников, ведь последние используются и для обычного, очного обучения.

Наиболее удобны, на мой взгляд, учебники, созданные для воспроизведения в браузерах интернета (как и читаемый вами учебник). Создаются такие учебники с помощью визуальных веб-редакторов на языке HTML, поэтому иногда просто называются HTML-учебниками. Это наиболее распространённый тип общедоступных учебников. Веб-браузеры бесплатны, воспроизведение таких учебников в браузерах не зависит ни от типа браузера, ни от операционной системы, что очень важно при бурном развитии планшетов на Андроиде, iOS и других ОС. Не надо забывать и о рекламной роли собственных открытых учебных материалов для вуза.

Просмотр сайтов известных мировых университетов даёт следующую картину по средствам разработки учебников. Открытые материалы сделаны либо в pdf, либо в html форматах. Учебники в формате doc мне не попались, хотя на полноту обзора не претендую. Из формата doc в формат pdf текст переводится одним кликом, в pdf есть возможность защитить текст от копирования, возможно, этим и объясняется его активное использование. Правда, защита эта только от "чайников", любой продвинутый пользователь может легко её обойти (с помощью FineReader, например). Более продвинутые по форме учебники с flash-роликами, видеороликами сделаны в формате html. При создании последних авторы, скорее всего, привлекали профессиональных программистов для создания flash-приложений по авторским сценариям. Учебников в других форматах я не встретил, если они и есть, то закрыты.

Открывать учебные материалы для свободного доступа или нет? В пользу закрытости приводятся следующие аргументы:

  • Закрытые материалы можно продавать. Хотелось бы знать, кто их добровольно купит, а продажа зависимым от преподавателя студентам выглядит не очень-то корректно.

  • Украдут другие авторы. Увы, воруют, т.е. используют в своих работах без ссылок на автора. Но, как ни парадоксально, открытые материалы лучше защищены от плагиата - они имеют выходные данные с датой, любой сомневающийся может проверить. Закрытые материалы закрыты довольно условно. Так, один томский университет хранит на сервере учебные материалы, доступ к которым имеют студенты по индивидуальным паролям. Студентов несколько тысяч. Мне потребовалось несколько минут повисеть на телефоне, чтобы добыть пароль.

  • Стыдно за качество учебников. При личном разговоре с людьми, отвечающими за организацию работы с электронными учебниками, те в конце концов признаются, что этот аргумент самый главный.

Если учебники надлежащего качества как по содержанию, так и по форме, нет смысла делать их закрытыми. Их корректное использование другими вузами только повысит рейтинг вуза, в котором разработаны учебники.