Этапы становления отечественной педагогической психологии.

Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIXв. может быть назван общедидактическим.
Представлен работами Я.А.Коменского,
Ж.-Ж.Руссо, И.Гербарта, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева.
Круг изучаемых проблем:
связь развития, обучения и воспитания;
творческая активность ученика;
способности ребенка и их развитие;
роль личности учителя;
организация обучения.

Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.
Появляется множество экспериментальных работ: исследования особенностей запоминания, развития речи, интеллекта, особенностей научения и т.д.
Авторами их были и отечественные ученые А.П.Нечаев, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, Ж.Пиаже, А.Валлон, Дж.Уотсон, а также Г. Эббингауз, Дж. Дьюи, Б. Скиннер, К. и Ш. Бюллеры, Э. Толмен, Э. Клаперед.
Развивается тестовая психология, психодиагностика
А. Вине, Т. Симон, Р. Кэттелл.

Возникает психолого-педагогическое направление – педология - как попытка комплексного (с помощью различных наук) изучения ребенка.
Основателем педологии признан американский психолог С.Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию. Сам термин придумал его ученик — О.Крисмент.

Основоположником российской педологии был блестящий ученый и организатор А.П.Нечаев.
Основные открытия и теории этого периода принадлежат: П.П. Блонскому, Л.С. Выготскому, М.А. Басову, А.Р. Лурии, К.Н. Корнилову, А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину, В.Н. Мясищеву и др.
Круг изучаемых проблем:
-взаимосвязь восприятия и мышления в познавательной деятельности
-механизмы и этапы овладения понятиями
-возникновение и развитие познавательных интересов у детей
-развитие специальных педагогических систем - Вальдорфской школы (Р. Штейнер), школы М. Монтессори.



Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени.
Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.
Б.Ф.Скиннер выдвинул идею программированного обучения
в 60-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации;
в 70-е-80-е гг. В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения

В 1957-1958 гг. появились первые публикации П.Я.Гальперина и затем в начале 70-х годов – Н.Ф. Талызиной, в которых излагались основные позиции теория поэтапного формирования умственных действий.
в работах Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова разрабатывалась теория развивающего обучения, возникшая в 70-х гг. на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.), а также в экспериментальной системе Л.В. Занкова.
Возникновение принципиально нового направления в педагогической психологии - суггестопедии, суггестологии Г.К. Лозанова (60-70-е гг. прошлого столетия), основой которого является управление педагогом неосознаваемыми учащимся его психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии.