Стратегия поведения педагога в конфликте
Конфликт - это процесс резкого обострения и борьбы двух или
более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для
каждого из его участников.
Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, нужно запомнить следующую
формулу Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт.
Единой стратегии в поведении учителя, воспитателя в конфликтной ситуации быть не
может, т.к. все зависит от индивидуальной ситуации.
А ситуации могут быть простыми и сложными.
Конфликты надолго разрушают систему взаимоотношения между родителями и учителем,
между учеником и учителем, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние,
неудовлетворенность своей работой.
Этапы и возможные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Общие правила поведения в конфликтной ситуации во время разговора:
1. Будьте спокойны, сдержаны;
2. Выслушайте говорящего до конца, не перебивая;
3. Покажите эмоционально свою заинтересованность в решении конфликтной ситуации
(мимика, жесты);
4. Покажите свою доброжелательность;
5. Всегда нужно поблагодарить за информацию:
- Спасибо за информацию, я разберусь, приму меры (родитель, особенно если он не
прав, ждет отпора, агрессии со стороны учителя), а эта противоположная реакция
выбивает его из колеи и конфликт не разрастается, т.к. родитель ждет совсем
другого).
6. Нужно держать нейтралитет;
7. Обсуждать с родителем только саму ситуацию, не переходить на личностные
качества детей, т.е. обсуждать поступок;
8. Никогда не обсуждать с родителями других детей, педагогов, родителей;
9. Необходимо проинформировать родителей о разрешении конфликтной ситуации, о
принятых мерах;
10. Если меры, принятые для разрешения конфликтной ситуации, не удовлетворяют
родителей можно пригласить для его решения третье - лицо (например, психолога).
Для более глубокого диагностического обследования нужно согласие родителей
(письменное);
11. Обращение к завхозу, директору. Нужно сказать, что директор решает
административные проблемы, а вашим ребенком конкретно занимается педагог;
Типичные ошибки при разрешении конфликтов
1. Попытки разрешить конфликт без выяснения его истинных причин, т.е. без
проведения диагностики. Часто попытки администрации погасить конфликт на личном
уровне, добиться замирения оппонентов не приводят к положительным результатам
вследствие того, что не решается базовая проблема, приведшая к конфликту.
Вынужденные взаимодействовать оппоненты каждый раз вновь «спотыкаются» о
базовую проблему и воспроизводят конфликт.
2. Преждевременное «замораживание» конфликта. Простое «разведение» сторон и
разграничение областей их деятельности могут дать определенный положительный
эффект. Но даже замена действующих субъектов при сохранении объективных причин
конфликта приведет к его возобновлению уже в другом действующем составе.
Преждевременное «замораживание» конфликта ¾ это остановка, не меняющая сути
объективной ситуации, поэтому его ни в коей мере нельзя принимать за разрешение
конфликта. Преждевременное «замораживание» чревато возобновлением конфликта в
еще более острой форме. Имеет смысл лишь «замораживание», проводимое после
содержательного разрешения конфликта и подписания соответствующего договора
между сторонами.
3. Неверно определены предмет конфликта и оппоненты. Даже если проведена
диагностика компонентов конфликта, нельзя исключить вероятность ошибки в
определении предмета конфликта и его реальных оппонентов. Иногда активно
выступающие оппоненты на самом деле не являются самостоятельными игроками и
действуют по наводке реальных оппонентов, предпочитающих по тем или иным
причинам находиться в «тени». Для того чтобы избежать такой ошибки, диагностику
следует проводить по максимально развернутой схеме, в которой главным вопросом,
требующим ответа, является вопрос: кому это выгодно?
4. Запаздывание с принятием мер. Даже если конфликт был задан объективными
причинами, он имеет тенденцию к распространению на межличностные отношения. Если
по этому показателю конфликт перешел в хроническую форму, то и эффективных
организационных решений бывает недостаточно для его разрешения. Оппоненты еще
долгое время в той или иной степени продолжают испытывать личную неприязнь друг
к другу.
5. Некомплексность, односторонность мер ¾ силовых или дипломатических. Опыт
показывает, что наиболее эффективно сочетание разнообразных мер разрешения
конфликта, которое позволяет актуализировать разноуровневые мотивы оппонирующих
сторон,
6. Неудачный выбор посредника. Выбор посредника, ведущего переговоры с обеими
сторонами, не может быть случайным. Посредник должен быть равноудален от
оппонентов и одновременно равноприближен к ним. Лучше всего, если какой-либо
частью своей биографии он соприкасается с обеими сторонами и может считаться
своим каждой из сторон. Если положение посредника асимметрично относительно
оппонентов, это снижает доверие к нему у одной из сторон.
7. Попытки посредника разыграть свою собственную «карту». Оппоненты должны быть
уверены в том, что помыслы посредника направлены исключительно на разрешение
конфликта. Если он даст повод даже отчасти усомниться в своей мотивации,
переговоры по урегулированию конфликта могут немедленно зайти в тупик.
8. Пассивность оппонентов. Оппоненты не достигнут желаемого компромисса, если в
его поисках будут ограничивать свою активность. Некоторые конфликтологи считают,
что более активную позицию должна занимать сторона, находящаяся в менее
выгодной ситуации. Наверное, правильнее будет сказать, что активными должны
быть обе стороны. При этом потери от бескомпромиссной позиции в стратегическом
плане не могут быть выгодны ни одной из сторон. В очевидно конфликтной ситуации
нельзя отсидеться, переждать. Раньше или позже инцидент может привести к еще
более драматическим потерям для обеих сторон.
9. Отсутствие работы с эмоциями и напряженностью. Конфликту всегда сопутствуют
большая напряженность и эмоциональные переживания. Эти явления, как правило,
существенно меняют и восприятие, и деятельность сторон. Очень опасно, если
эмоции возьмут верх над разумом. Так может произойти, если переговоры по
содержанию конфликта не сопровождаются психологической работой по снижению
уровня напряженности и эмоционального фона. При этом в отличие от переговоров, в
которых участвуют три стороны ¾ те и другие оппоненты и посредник ¾ в
психологической стадии переговоров посредник работает раздельно с каждой из
сторон.
10. Отсутствие работы со стереотипами. Эмоциональные перегрузки могут приводить
к активизации стереотипного восприятия, упрощающего картину мира и социальных
отношений. Иногда проявляется так называемый эффект «туннельного» видения, при
котором из поля зрения оппонентов выпадают целые области реальности, видимое
лишается оттенков, становится черно-белым. Необходимо использование техники
расширения поля сознания, смены точек зрения, рефлексивного понимания ситуации,
например с позиции противоположной стороны.
11. Генерализация конфликта (не было мер по его ограничению, локализации).
Естественное стремление конфликтующих сторон состоит в усилении своих позиций.
Одно из направлений такого усиления ¾ привлечение на свою сторону сильных
сторонников. Если этого не остановить, может произойти качественное расширение
зоны конфликта, в него будут вовлекаться все новые оппоненты. Поэтому одной из
первых должна стать договоренность об ограничении зоны конфликта и числа
оппонентов.
12. Ошибки в договоре. Содержание договоренности должно быть зафиксировано в
письменном виде независимо от масштаба конфликта. Работа над письменным текстом
договора существенно преобразует процесс переговоров, делает его более
рациональным и значимым. В то же время, ошибки в таком тексте могут обесценить
весь трудный процесс достижения договоренностей. Речь идет об ошибках
содержательных, из-за которых стороны и посредники не предусмотрели каких-либо
аспектов ситуации. Такие ошибки обычно приводят к тому, что одна из сторон
успешно нарушает непредусмотренные пункты договоренности и делает это на вполне
законном основании. О таких пунктах она не договаривалась и посему свободна от
каких-либо обязательств.
Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
Основная задача работы конфликтолога состоит в переводе конфликта из
неуправляемого состояния в позитивно управляемое, придании ему
институциализированных и рациональных форм.
Первый этап. Диагностика конфликта.
На первом этапе проводится диагностика параметров конфликта. Одним из основных
методов диагностики является интервью основных участников конфликта и лиц, не
принимающих в нем непосредственного участия, ¾ руководителей и подчиненных
конфликтующих сторон. Целями этого этапа работы являются:
· Определение основных действующих сил. Изучение их характеристик. Выявление
главных различий в интересах, которые привели к конфликту.
· Выявление их отношений в предконфликтной фазе. Выяснение намерений участников
и приемлемых для них способов преодоления конфликта.
· Определение степени остроты конфликта.
· Выявление стереотипов восприятия и механизмов конфликтного поведения.
Второй этап. Оценка конфликта.
· Типологизация конфликта.
· Оценка стадии развития конфликта.
· Оценка и исследование всех возможных путей развития и преодоления конфликта.
Разработка «дерева» сценариев развития конфликта. Итогом этого этапа может
стать документ, содержащий оценку конфликта и предложения по его преодолению. С
ним знакомятся конфликтующие стороны.
Третий этап. Интервенция.
· Проведение переговоров с конфликтующими сторонами, сначала раздельных, затем
совместных.
· Создание атмосферы диалога.
· Снижение психологической напряженности.
· Рефлексия вместе с участниками конфликта социальных и психологических мифов,
предрассудков и стереотипов.
· Создание у оппонентов позитивных установок.
· Преодоление явлений «замкнутости» в сознании оппонентов.
· Освоение оппонентами эмпатического видения позиции другого оппонента.
· Помощь в разработке договора между оппонентами.
· Подписание договора о принципах взаимодействия между оппонентами.
· Мониторинг соблюдения условий и процедур договора.
Как бы руководители того или иного уровня ни старались «отшлифовать» механизм
управления в своих компаниях, современная ситуация на рынке такова, что
постоянные изменения неотвратимы. Поэтому намного полезнее направить усилия на
«шлифование» самих процедур введения изменений в управление и функционирования
организации. В частности, руководители и подчиненные нуждаются в проверенных
процедурах взаимодействия в конфликтных ситуациях, которые всегда сопровождают
или предвосхищают изменения.
Задание. Опишите виды конфликтов, наиболее часто
встречающихся в вашей структуре. Обсудите в группе. В чём причины этих
конфликтов?
|