Структура профессиональной компетентности педагога
дошкольного образования
-
мотивационно-ценностное (эмоционально-оценочное)
отношение к педагогической действительности
-
теоретическая готовность педагога – совокупность знаний о
фактах, принципах, закономерностях, целях,
-
содержании, технологиях и результатах образования
человека
-
технологическая готовность педагога – совокупность
умений, репрезентирующих опыт реализации известных способов и творческого
осуществления педагогической деятельности
-
результативная готовность – способность определять
продуктивность и результативность профессиональной деятельности и развития в
целом
Задание. Проанализируйте качества, представленные у «компетентного» и
«житейского» педагогов по каждому структурному компоненту профессиональной
компетентности
Компетентный педагог |
Житейский педагог |
мотивационно-ценностное (эмоционально-оценочное) отношение к
педагогической действительности
|
проявляет заинтересованность
и стремление к профессиональной
деятельности;
у него всегда много идей, труд для
него радостен;
каждый сложный момент в
собственной практике воспринимается как задача, которую необходимо
решить;
испытывает исследовательский
азарт, стремление познавать;
направлен на взаимодействие, а не
на воздействие;
педагогическая деятельность
представляет ценность для него, так же как и люди, с которыми он
работает.
|
ориентирован на функционал;
ожидает готовых инструкций к
действиям; труд связан с чувством напряжения, физических и эмоциональных
затрат;
сложные моменты в практике
раздражают, воспринимаются как проблема;
люди выступают объектами
воздействия;
есть возможность
самоутверждаться и проявлять власть.
|
теоретическая готовность педагога |
хочет быть уверенным и успешным
в своей профессии;
стремится к непрерывному
образованию; изучает современные
исследования, подходы;
дети и коллеги (и другие люди) –
ресурс для его развития (встреча с
новым человеком – новая информация, новые ситуации, новый опыт) |
убеждён, что достаточно получить
определённый набор знаний для того,
чтобы пользоваться ими в дальнейшем;
дети должны подходить под
определённый «формат» (например,
если ребёнок не спит во время сонного
часа, то это «неправильный» ребёнок,
его надо исправлять, т.е. заставлять
делать так, «как надо» и т.п.) |
технологическая готовность педагога |
осуществляет поиск эффективных
способов реализации воспитательно-
образовательного процесса, проявляет
творческость;
знает многие техники, технологии,
влияющие на эффективность
воспитательно-образовательного процесса;
умеет адекватно их применять,
видоизменять при необходимости;
разрабатывает новые практические
подходы к решению нестандартных
ситуаций. |
в основном руководствуясь тем,
что хорошо уже известно, тем, что не
требует излишних затрат на
обдумывание;
ожидает готовых методичек с
описанием сценариев занятий,
собраний для родителей и т.п. |
результативная готовность |
способен определять
продуктивность и результативность
профессиональной деятельности и
развития в целом (детей, собственной
практики, себя);
опирается на объективные
показатели;
имеет развитую рефлексивность,
умеет анализировать и оценивать;
рассматривает поведение человека
в совокупности обстоятельств. |
затрудняется определять
продуктивность и результативность
профессиональной деятельности и
развития в целом (опирается на
субъективные показатели (собственное
мнение, свое восприятие, свои
переживания);
не имеет развитую рефлексивность;
свойства приписывает самому
предмету, человеку, не учитывает
контекст; отсутствует целостный взгляд
на происходящее |
Задание. Обсудите в группе профессиональные и личностные умения педагогов:
-умение наблюдать, собирать факты;
-умение делать аналитику материалов;
-умение описывать собственную практику;
-умение определять проблемы собственной практики и
переводить их в образовательные задачи;
-умение искать ресурсы для решения поставленных задач;
-умение делать адекватные выборы информации,
партнёров, средств для улучшения качества образовательной практики;
-умение оформлять свой опыт в тексты;
-умение презентировать свой опыт;
-умение составлять диагностические карты, карты
наблюдений;
-умение решать с детьми проблемные ситуации (решение
“задач на смысл”);
-умение «достраивать» свою практику (придумывать
средства для реализации конкретных задач, т.е. создавать -игровые
пособия, подбирать приёмы взаимодействия с детьми и взрослыми и т.п.);
-умение вести беседу с детьми и взрослыми;
-умение аргументировать своё мнение;
-умение работать в команде. |