Структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

  • мотивационно-ценностное (эмоционально-оценочное) отношение к педагогической действительности

  • теоретическая готовность педагога – совокупность знаний о фактах, принципах, закономерностях, целях,

  • содержании, технологиях и результатах образования человека

  • технологическая готовность педагога – совокупность умений, репрезентирующих опыт реализации известных способов и творческого осуществления педагогической деятельности

  • результативная готовность – способность определять продуктивность и результативность профессиональной деятельности и развития в целом

    Задание. Проанализируйте качества, представленные у «компетентного» и «житейского» педагогов по каждому структурному компоненту профессиональной компетентности  

Компетентный педагог Житейский педагог

мотивационно-ценностное (эмоционально-оценочное) отношение к педагогической действительности
 
проявляет заинтересованность
и стремление к профессиональной
деятельности;
у него всегда много идей, труд для
него радостен;
каждый сложный момент в
собственной практике воспринимается как задача, которую необходимо решить;
испытывает исследовательский
азарт, стремление познавать;
направлен на взаимодействие, а не
на воздействие;
педагогическая деятельность
представляет ценность для него, так же как и люди, с которыми он работает.
 
ориентирован на функционал;
ожидает готовых инструкций к
действиям; труд связан с чувством напряжения, физических и эмоциональных затрат;
сложные моменты в практике
раздражают, воспринимаются как проблема;
люди выступают объектами
воздействия;
есть возможность
самоутверждаться и проявлять власть.
 
теоретическая готовность педагога
хочет быть уверенным и успешным
в своей профессии;
стремится к непрерывному
образованию; изучает современные
исследования, подходы;
дети и коллеги (и другие люди) –
ресурс для его развития (встреча с
новым человеком – новая информация, новые ситуации, новый опыт)
убеждён, что достаточно получить
определённый набор знаний для того,
чтобы пользоваться ими в дальнейшем;
дети должны подходить под
определённый «формат» (например,
если ребёнок не спит во время сонного
часа, то это «неправильный» ребёнок,
его надо исправлять, т.е. заставлять
делать так, «как надо» и т.п.)
технологическая готовность педагога
осуществляет поиск эффективных
способов реализации воспитательно-
образовательного процесса, проявляет
творческость;
знает многие техники, технологии,
влияющие на эффективность
воспитательно-образовательного процесса;
умеет адекватно их применять,
видоизменять при необходимости;
разрабатывает новые практические
подходы к решению нестандартных
ситуаций.
в основном руководствуясь тем,
что хорошо уже известно, тем, что не
требует излишних затрат на
обдумывание;
ожидает готовых методичек с
описанием сценариев занятий,
собраний для родителей и т.п.
результативная готовность
способен определять
продуктивность и результативность
профессиональной деятельности и
развития в целом (детей, собственной
практики, себя);
опирается на объективные
показатели;
имеет развитую рефлексивность,
умеет анализировать и оценивать;
рассматривает поведение человека
в совокупности обстоятельств.
затрудняется определять
продуктивность и результативность
профессиональной деятельности и
развития в целом (опирается на
субъективные показатели (собственное
мнение, свое восприятие, свои
переживания);
не имеет развитую рефлексивность;
свойства приписывает самому
предмету, человеку, не учитывает
контекст; отсутствует целостный взгляд
на происходящее

Задание. Обсудите в группе профессиональные и личностные умения педагогов:

-умение наблюдать, собирать факты;
-умение делать аналитику материалов;
-умение описывать собственную практику;
-умение определять проблемы собственной практики и переводить их в образовательные задачи;
-умение искать ресурсы для решения поставленных задач;
-умение делать адекватные выборы информации, партнёров, средств для улучшения качества образовательной практики;
-умение оформлять свой опыт в тексты;
-умение презентировать свой опыт;
-умение составлять диагностические карты, карты наблюдений;
-умение решать с детьми проблемные ситуации (решение “задач на смысл”);
-умение «достраивать» свою практику (придумывать средства для реализации конкретных задач, т.е. создавать -игровые пособия, подбирать приёмы взаимодействия с детьми и взрослыми и т.п.);
-умение вести беседу с детьми и взрослыми;
-умение аргументировать своё мнение;
-умение работать в команде.