ТЕСТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Педагогическая психология изучает:
а) закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, которая также опосредствована особыми орудиями (техникой) учения. Решает и задачи воспитания убеждений, формирования общественно значимых мотивов деятельности, что также требует соответствующих средств (техники воспитания)
б) закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости; изучает возрастную динамику психических процессов, с учётом влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий; изучает дифференциально-психологические различия (половозрастные и типологические свойства)
в) изучает различия, как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Основными методами являются тесты (индивидуальные, групповые, проективные)

2. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:
а) детерминизма
б) развития
в) перехода количественных изменений в качественные
г) объективизма

3. Какому принципу психологии присуща линейная зависимость и
взаимосвязь (всё на всё влияет):
а) принцип детерминизма
б) принцип развития
в) принцип системности
г) принцип объективности

4. Какому научному принципу подходит данная характеристика:
«Целое не есть сумма частей, все элементы находятся во взаимосвязи»:
а) объективности
б) системности
в) единства сознания и деятельности
г) развития

5. Краткое, стандартизированное психологическое исследование, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, – это:
а) наблюдение
б) эксперимент
в) тестирование
г) самонаблюдение

6. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть:
а) пилотажным
б) лонгитюдным
в) сравнительным
г) комплексным

7. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт, называется:
а) наблюдением
б) экспериментом
в) тестированием
г) моделированием

8. Социализация – это:
а) развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества
б) посещение ребёнком образовательного учреждения
в) повышенное внимание индивида к собственному поведению в разных социальных ситуациях

9. Ведущая деятельность – это:
а) способ передачи важной для развития информации
б) деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития
в) процесс, посредством которого определённые члены группы мотивируют остальных и направляют действия всего коллектива

10. Психологическое развитие – это:
а) переход от одной стадии развития к другой
б) развитие человека как самостоятельной психологической системы, в ходе которого у него формируются и преобразуются основные психологические качества и свойства
в) объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека
г) подходят все ответы

11. Социальная ситуация развития – это:
а) соотношение внутренних и внешних условий развития психики, специфическое для каждого возраста
б) совокупность устойчивых моделей поведения, идей, установок и традиций, разделяемых большой группой людей
в) стратегия, целью которой является смягчение международной напряжённости


12. Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет:
а) трудовая деятельность
б) интимно-личностное общение
в) учение
г) игра

13. Для подростка характерно:
а) стремление к участию в профессиональной деятельности
б) зависимость от группы сверстников
в) неразрывное единство с родителями
г) автономное положение в группе сверстников

14. Интенсивное развитие личности в юношеском возрасте проявляется в:
а) формировании мировоззрения
б) возникновении соподчинения мотивов
в) проявлении первых этических норм
г) появлении чувства взрослости

15. Воспитание – это:
а) проявление любви к ребёнку во имя его будущего
б) информирование ребёнка о нормах и правилах поведения и осуществление контроля за поведением ребёнка
в) социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду

16. Образование – это:
а) процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений
б) специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека
в) то, что обеспечивает определённый уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определённый уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности
г) подходят все варианты ответов

17. Науку о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека, называют:
а) педагогической психологией
б) психологией
в) педагогикой

18. Впишите основные педагогические принципы и их краткую характеристику:

19. Педагогическое общение – это:
а) процесс передачи знаний
б) взаимодействие педагога и ребёнка
в) совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся

20. Суть теории П.Я.Гальперина об управляемом формировании умственных действий, заключается в следующем:
а) процесс формирования умственных действий должен быть управляем
б) внешнее, материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов, на каждом из которых претерпевает существенные изменения и приобретает новые свойства; принципиально важно, что исходные формы внешнего, материального действия требуют участия других людей (взрослых), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием
в) педагог выполняет роль наставника, участника совместной деятельности

21. Опишите шесть этапов формирования умственного действия (по П.Я.Гальперину):

22. Какие из стилей педагогического общения можно отнести к гуманитарным:
а) общение-сотрудничество
б) общение-дистанция
в) общение-устрашение
г) общение-заигрывание

23. Опишите возможные типы (стили) семейного воспитания:

24. В чём проявляется соотношение развития и обучения по Л.С. Выготскому:
а) детское развитие независимо от процессов обучения
б) обучение и есть развитие
в) развитие (созревание) подготавливает и делает возможным обучение, а последнее стимулирует и продвигает вперёд развитие (созревание)
г) процессы развития не совпадают с процессами обучения, первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития

25. Зона ближайшего развития:
а) это потенциальные возможности ребёнка
б) это психические силы, которые не завершили своего развития в психике ребёнка
в) это такой уровень психического развития, при котором ребёнок самостоятельно не может осуществить определённых заданий, но он может их выполнить с помощью других людей, с помощью взрослого
г) подходят все варианты ответов

26. В чём психологическая сущность зоны ближайшего развития?
а) в механизмах подражания ребёнка, тесным образом связанного с процессом понимания; в силу этого ребёнок, подражая взрослым, может осуществлять такие действия, которые выходят далеко за пределы его собственных возможностей
б) в стремлении ребёнка выполнять то, что ему по силам
в) в организации процесса передачи знаний ребёнку взрослым путём предъявления образца

27. В книге «Педагогическая психология» (1926 г.) Л.С. Выготский выдвинул тезис о том, что:
а) постановка целей воспитания в виде психических образований личности предъявляет определённые требования к рассмотрению механизмов их достижения
б) главной фигурой воспитания является сам ребёнок; это обусловлено тем, что единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма; поэтому в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность
в) процесс обучения должен рассматриваться как выработка у ребёнка большого числа реакций определённого типа

28. Воспитательная среда (по Л.С. Выготскому) – это:
а) это сочетание социальных, материальных и духовных сфер при работе с ребёнком
б) реализация воспитательных воздействий
в) особое искусственное окружение ребёнка, призванное представить ему основные характеристики тех общественных форм жизни, с которыми он может встретиться по мере своего взросления

29. Воспитание включает в себя:
а) активность учителя (взрослого)
б) активность ученика (ребёнка)
в) активность заключённой между ними воспитательной среды
г) верны все варианты

30. Дайте определение человека (исходя из методологии ТПС В.Е. Клочко)

31. Опишите смысл работы педагога: