Основные принципы построения развивающей среды.
 

Задание. «Постройте» своё понимание образования путём описания феноменов, связанных с этим понятием и выделением признаков образования из них. Составьте собственное определение образования. Сравните его с определениями, взятыми из культуры (словари, учебники).

Феномены, связанные с понятием «образование» Признаки образования, которые мы «улавливаем» из этих феноменов

 

Ваше определение понятия «образование» Определения понятия «образование» из культуры

Сравните определения, данные вами и взятые из культуры, проанализируйте и дополните при необходимости Ваше определение.
Дайте определение понятию «образование»

Отрефлексируйте свою работу
(Изменилось ли Ваше понимание феномена «ОБРАЗОВАНИЕ»? Какие изменения в себе Вы обнаруживаете в связи с проделанной работой? Как это может быть связано с Вашим пониманием научных терминов? и др.)Выпишите из словаря определения: РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ.

Задание. Обсудите в группе вопрос: Как основные понятия Психологии развития связаны с дисциплиной Педагогическая психология?

Развитие – процесс качественного изменения,
перестройки, преобразования структуры. Развитие – это всегда развитие системы,
новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно,
объект развития – система, а не изолированный элемент.
Диалектическое понимание развития рассматривает его как необратимое изменение системы, вызванное разрешением её внутренних противоречий.

 
Л.С. Выготский писал, о том, что развитие есть непрерывный самообусловливающий
процесс, а не марионетка, управляемая дёрганием двух ниток.
Процесс развития психики как сложной системы целостен, неделим, в нём связаны все ступени и стадии. Л.С. Выготский предлагал две разновидности развития:
преформированное (ограниченное рамками возможного) и непреформированное
(которое трудно предвидеть в его результате).
Развитие психики человека сочетает в себе признаки преформированности и
непреформированности.
Рост – количественные изменения,
увеличение размеров, функциональных
возможностей отдельных органов, их
системы, организма в целом.
Рост – метафизическое развитие,
количественное изменение системы,
увеличение или уменьшение, повторение.
Созревание – часть общего процесса
онтогенетического роста и развития,
которая детерминирована главным
образом наследственной программой. В
терминах Л.С. Выготского, созревание –
линия натурального (органического)
развития, логически
противопоставляемая линии культурного
развития.

Созревание – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения.
Созревание – количественные изменения в биологических системах организма, при которых происходят запрограммированные изменения в функциональных системах организма

Психика, как и все сложные системы, обнаруживает высокую чувствительность
к фактору времени. В психологии используется понятие «сензитивность» - время в жизненном цикле, когда средовое воздействие наиболее эффективно. Любая способность или психическая функция имеет период, благоприятный для ее наилучшего развития.

Сензитивный период – время в жизненном цикле, когда средовое воздействие наиболее эффективно.
Сензитивные периоды – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определённым влияниям среды. Сензитивные периоды – это периоды оптимальных сроков развития определённых сторон психики (процессов и свойств).
.П. Блонский и Л.С. Выготский, обращая внимание на непостоянство темпа психического развития, предлагали выделять литические и критические периоды.
Критический период в психологии развития – период резких изменений и перехода к следующему стабильному периоду.
Литический (стабильный) период развития – период медленных изменений, идущих «подземным» путём.
Стабильные периоды насыщены эволюционными, медленными изменениями, которые идут «подземным путем» и накапливаются к концу периода. Поэтому границы литического периода выделяются резко.

Кризис – переломный момент в развитии человека, знаменующийся переходом на новую стадию развития, при которой движущие силы развития, характерные для предыдущей стадии, уже изжили себя, а новые только начинают формироваться.

Кризисы, напротив, имеют неотчетливые границы, и момент их наступления и окончания предсказать трудно. Но в середине этого периода характерно резкое обострение – кульминация.
В течение критического периода большинство детей обнаруживает
трудновоспитуемость, являющуюся результатом несоответствия привычных мер педагогического воздействия уже измененной личности, за развитием которой эти воздействия не поспевают. Всякий ребенок в период кризиса снижает темп
развития по сравнению с предшествующим стабильным периодом.
В ходе кризисов на первый план выступают негативные изменения (свертывание, распад, разложение) того, что возникло на предшествующей стадии, но по окончании кризиса становятся отчетливыми новообразования.

Новообразование (innovation) – термин, используемый Л.С. Выготским для психологической характеристики возрастных периодов и обозначает те качественные психологические изменения в личности и деятельности, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития, а также отношения ребёнка к самому себе и к социальному окружению.

Психологические новообразования – те новые образования в психике и личности человека, которые знаменуют собой переход на новую ступень или новый этап развития. Психологические новообразования выступают результатом развития человека как психологической системы, поэтому включают в себя и психические, и личностные новообразования.
Среда – изменяющийся ряд стимулов, сопровождающих человека от рождения
до смерти.

 

Природная среда – включает климат,
растительность, географические условия.
Природная среда влияет на развитие
человека как организма, а опосредствованно –
и на его психические особенности.
 
Социальная среда – это семейное и
общественное окружение. Выделяют
большой и малый социумы. Опыт,
приобретенный в малом социуме,
определяет особенности поведения в
большом. На разных этапах развития
жизненная среда изменяет свою значимость: в младенчестве важна природная среда и малый социум, затем (с подросткового возраста) начинает доминировать влияние большого
социума, в пожилом возрасте вновь становится важным семейное окружение.
Культурная среда – содержит систему
ценностей. Составляющей культурной
среды является предметный мир,
представленный в вещах, которые
осваиваются в ходе развития предметной
деятельности, когда раскрываются
общественно закрепленные функции, для
выполнения которых и был создан
предмет.
Помимо вещей, культура представлена в
системах знаков. Знак – это любой
материальный чувственно
воспринимаемый элемент
действительности, выступающий в
определенном значении и используемый
для хранения и передачи информации. Система знаков складывается в язык,
служащий средством человеческого
мышления, самовыражения и общения.
                                                                                                                       

Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии
ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)
Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности –
это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды
Использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности
ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.
Использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)
Использование игрового спортивного оборудования, тигровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов –
эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика,
элементов образного декора.

6. Принцип «половых и возрастных» различий
реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами
Создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе:
темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»
Содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.

Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.);
количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50; 90:10);
социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
окружающей социальной практики (город, поселок, село).

Другим инновационным подходом в оформлении предметно-игрового пространства в группах раннего возраста стало оформление его по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации) и т.д.

До сих пор мы говорили об общих стратегических принципах организации игровой среды, но для педагога нужны какие-то промежуточные ориентиры, которые помогли бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Еще одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично, без учета требований конкретных программ, часто из личных предпочтений, причем из женских «предпочтений», т.к. выбор в основном осуществляется женщинами. Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы и оборудование для детского сада» предлагает, чтобы ориентиром для подбора конкретных материалов, независимо от выбранных программ, стали основные виды деятельности ребенка

Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:
игровая; продуктивная; познавательско-исследовательская; двигательная.

Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом:
материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;
материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;
Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;
Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
провоцировать ребенка на агрессивное действие;
вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);
многовариативность; обобщенность;
открытость (возможность придумывать новые задания);
полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);
дидактические свойства;
разнообразие по уровню сложности;
возможность применения группой детей;
использование различных фактур.