Основные принципы построения развивающей среды.
|
Феномены, связанные с понятием «образование» | Признаки образования, которые мы «улавливаем» из этих феноменов |
Ваше определение понятия «образование» | Определения понятия «образование» из культуры |
Сравните определения, данные вами и взятые из культуры,
проанализируйте и дополните при необходимости Ваше определение.
Дайте определение понятию «образование»
Отрефлексируйте свою работу
(Изменилось ли Ваше понимание феномена «ОБРАЗОВАНИЕ»? Какие изменения в себе Вы
обнаруживаете в связи с проделанной работой? Как это может быть связано с Вашим
пониманием научных терминов? и др.)Выпишите из словаря определения: РАЗВИТИЕ
ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ.
Задание. Обсудите в группе вопрос: Как основные понятия Психологии развития связаны с дисциплиной Педагогическая психология?
Развитие – процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие – это всегда развитие системы, новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно, объект развития – система, а не изолированный элемент. Диалектическое понимание развития рассматривает его как необратимое изменение системы, вызванное разрешением её внутренних противоречий. |
Л.С. Выготский писал, о том, что развитие есть непрерывный
самообусловливающий процесс, а не марионетка, управляемая дёрганием двух ниток. Процесс развития психики как сложной системы целостен, неделим, в нём связаны все ступени и стадии. Л.С. Выготский предлагал две разновидности развития: преформированное (ограниченное рамками возможного) и непреформированное (которое трудно предвидеть в его результате). Развитие психики человека сочетает в себе признаки преформированности и непреформированности. |
Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом. Рост – метафизическое развитие, количественное изменение системы, увеличение или уменьшение, повторение. |
Созревание – часть общего процесса онтогенетического роста и развития, которая детерминирована главным образом наследственной программой. В терминах Л.С. Выготского, созревание – линия натурального (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного развития. Созревание – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения. Созревание – количественные изменения в биологических системах организма, при которых происходят запрограммированные изменения в функциональных системах организма |
Психика, как и все сложные системы,
обнаруживает высокую чувствительность
к фактору времени. В психологии используется понятие «сензитивность» - время в
жизненном цикле, когда средовое воздействие наиболее эффективно. Любая
способность или психическая функция имеет период, благоприятный для ее
наилучшего развития.
Сензитивный период – время в жизненном
цикле, когда средовое воздействие наиболее эффективно.
Сензитивные периоды – периоды онтогенетического развития, в которые
развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определённым влияниям
среды. Сензитивные периоды – это периоды оптимальных сроков развития
определённых сторон психики (процессов и свойств).
.П. Блонский и Л.С. Выготский, обращая внимание на непостоянство темпа
психического развития, предлагали выделять литические и критические периоды.
Критический период в психологии развития – период резких изменений и перехода к
следующему стабильному периоду.
Литический (стабильный) период развития – период медленных изменений, идущих «подземным»
путём.
Стабильные периоды насыщены эволюционными, медленными изменениями, которые идут
«подземным путем» и накапливаются к концу периода. Поэтому границы литического
периода выделяются резко.
Кризис – переломный момент в развитии человека, знаменующийся переходом на новую
стадию развития, при которой движущие силы развития, характерные для предыдущей
стадии, уже изжили себя, а новые только начинают формироваться.
Кризисы, напротив, имеют неотчетливые границы, и момент их наступления и
окончания предсказать трудно. Но в середине этого периода характерно резкое
обострение – кульминация.
В течение критического периода большинство детей обнаруживает
трудновоспитуемость, являющуюся результатом несоответствия привычных мер
педагогического воздействия уже измененной личности, за развитием которой эти
воздействия не поспевают. Всякий ребенок в период кризиса снижает темп
развития по сравнению с предшествующим стабильным периодом.
В ходе кризисов на первый план выступают негативные изменения (свертывание,
распад, разложение) того, что возникло на предшествующей стадии, но по окончании
кризиса становятся отчетливыми новообразования.
Новообразование (innovation) – термин,
используемый Л.С. Выготским для психологической характеристики возрастных
периодов и обозначает те качественные психологические изменения в личности и
деятельности, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход
развития, а также отношения ребёнка к самому себе и к социальному окружению.
Психологические новообразования – те новые образования в психике и личности
человека, которые знаменуют собой переход на новую ступень или новый этап
развития. Психологические новообразования выступают результатом развития
человека как психологической системы, поэтому включают в себя и психические, и
личностные новообразования.
Среда – изменяющийся ряд стимулов, сопровождающих человека от рождения
до смерти.
Природная среда – включает климат, растительность, географические условия. Природная среда влияет на развитие человека как организма, а опосредствованно – и на его психические особенности. |
Социальная среда – это семейное и общественное окружение. Выделяют большой и малый социумы. Опыт, приобретенный в малом социуме, определяет особенности поведения в большом. На разных этапах развития жизненная среда изменяет свою значимость: в младенчестве важна природная среда и малый социум, затем (с подросткового возраста) начинает доминировать влияние большого социума, в пожилом возрасте вновь становится важным семейное окружение. |
Культурная среда – содержит систему ценностей. Составляющей культурной среды является предметный мир, представленный в вещах, которые осваиваются в ходе развития предметной деятельности, когда раскрываются общественно закрепленные функции, для выполнения которых и был создан предмет. Помимо вещей, культура представлена в системах знаков. Знак – это любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи информации. Система знаков складывается в язык, служащий средством человеческого мышления, самовыражения и общения. |
Основные положения личностно-ориентированной модели
отражаются в принципах построения развивающей среды.
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии
ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком
(«глаза в глаза»)
Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
2. Принцип активности –
это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей
среды
Использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских,
инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности
ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом,
настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы
– это зона стабильности.
Использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения
игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону –
это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим
разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических
зон (например, мягкая комната, как часть игровой)
Использование игрового спортивного оборудования, тигровых столов сложной
конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного
театра, костюмерной, игрушек – заменителей.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет
детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха,
место уединения.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов –
эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь
не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно
поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика,
элементов образного декора.
6. Принцип «половых и возрастных» различий
реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в
соответствии с принятыми в нашем обществе нормами
Создание специализированных игровых зон.
7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в
выборе:
темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.
8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего
развития»
Содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми
дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и
материалы.
Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп,
должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности,
наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов,
показателей развития и т.д.);
количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50; 90:10);
социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
окружающей социальной практики (город, поселок, село).
Другим инновационным подходом в оформлении предметно-игрового пространства в
группах раннего возраста стало оформление его по принципу логически выстроенных
комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по
направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания
(природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации) и
т.д.
До сих пор мы говорили об общих стратегических принципах организации игровой
среды, но для педагога нужны какие-то промежуточные ориентиры, которые помогли
бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Еще одно обстоятельство, которое
затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном
рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может
чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто
подбираются хаотично, без учета требований конкретных программ, часто из личных
предпочтений, причем из женских «предпочтений», т.к. выбор в основном
осуществляется женщинами. Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы и оборудование
для детского сада» предлагает, чтобы ориентиром для подбора конкретных
материалов, независимо от выбранных программ, стали основные виды деятельности
ребенка
Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:
игровая; продуктивная; познавательско-исследовательская; двигательная.
Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно
формироваться следующим образом:
материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного
обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;
материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;
Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;
Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов
деятельности.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому
необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.
Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования
Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке
подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и
игрушек.
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
провоцировать ребенка на агрессивное действие;
вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры
(людям, животным);
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический
уровень);
многовариативность; обобщенность;
открытость (возможность придумывать новые задания);
полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с
замыслом ребенка и сюжетами игры);
дидактические свойства;
разнообразие по уровню сложности;
возможность применения группой детей;
использование различных фактур.