Основные понятия педагогической психологии
Педагогика – наука о специально организованной
целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о
содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, и передачи
социального опыта, от педагога к ученику.
Психология – это область научного знания, исследующая особенности и
закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических
процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических
состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических
свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека,
то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии,
изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения
образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие
психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно
примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с
другой.
Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с
целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное
свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.
Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе
которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание.
Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к
участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными
нормативными моделями.
Образование – целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального
образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники
и культуры, а также общественными отношениями.
Сознание – это одна из форм, в которой объективная действительность отражается
в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной
особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной
реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики,
позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира
Самосознание – сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других
субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и
своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов,
переживаний, действий.
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека,
рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как
носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных
отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1)
человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности
(«лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых
черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Деятельность – англ. activity. нем. Tаtigkeit – активное взаимодействие с
окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как
субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои
потребности.
Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными
условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности
не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются
в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой
деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими
возможность их приобретения.
Умение – освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных
знаний и навыков.
Мотив – (от лат. приводить в движение, толкать) — внутренний побудитель
деятельности, придающий ей личностный смысл.
Навык – автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания,
рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и
психической энергии
Дидактика – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом
дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е.
взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее
организованное учителем усвоение учащимися содержание образования.
Дидактические принципы – основные положения, определяющие содержание,
организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими
целями и закономерностями.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие старшего
(обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и
освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Технология обучения – процесс преподавания и учения, состоящий из совокупности
методов, средств и приемов обучения и активизации познавательной деятельности
учащихся и студентов.
Задание. Выпишите в Словарь терминов те ключевые понятия педагогической
психологии, которые не были указаны
|