Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность — это владение сложными
коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых
социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание
обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность,
ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному
менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство
личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и
навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой
предстоит общаться;
2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на
своеобразие коммуникативной ситуации;
3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в
коммуникативной ситуации[2].
Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в
себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной
деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является
выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил
состоят в следующем:
Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к
сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество
семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и
неточному пониманию сообщений.
Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных,
расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми
или узкоспециализированными терминами.
Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только
свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той
части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами,
интонацией, позой.
Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать,
что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от
серьёзных ошибок.
Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в
случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно
реализуется.
Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под
влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и
учитывать точку зрения собеседника.
Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий
эффективных коммуникаций.
Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает
достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания[3].
Компоненты коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетенция может быть формализованной и не формализованной.
Формализованная коммуникативная компетенция - набор более или менее строгих
правил, обычно корпоративных, к общению. Обычно этот набор требований оформлен в
виде документа, может выступать частью корпоративной культуры. Не
формализованная коммуникативная компетенция опирается на культурные особенности
той или иной социальной группы людей.
Не бывает, по определению, "коммуникативной компетенции вообще". В одной
среде, по отношению к одной социальной группе человек может проявлять высокую
коммуникативную компетенцию. В другой среде, по отношению к другой социальной
группе это может быть не так.
Рассмотрим пример. Предположим, есть абстрактный строитель-прораб. Будучи в
своем коллективе, с помощью обсценной лексики и хорошо зная коллег он может
весьма эффективно управлять подчиненными. Попав в другую среду, например в среду
ученых, он может заметить, что его коммуникативная компетенция близка к нулю.
Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов. Одни
компоненты в одной ситуации могут повышать компетенцию конкретного человека, в
другом отношении - понижать (как в примере с обсценной лексикой). При разработке
коммуникативной компетенции (системы требований) можно включать такие компоненты
как:
- владение той или иной лексикой,
- развитость устной речи (в том числе четкость, правильность),
- развитость письменной речи,
- умение соблюдать этику и этикет общения,
- владение коммуникативными тактиками,
- владение коммуникативными стратегиями,
- знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми
предстоит общаться,
- умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации),
- способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность,
- ассертивность (уверенность),
- владение навыками активного слушания,
- владение ораторским искусством,
- актерские способности,
- умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи,
- эмпатия,
- умение проникнуться интересами другого человека.
Задание. Опишите 2-3 умения (компетенции), входящие в структуру коммуникативной
компетентности
Например,
Умение аргументировать. Коммуникативная способность человека, проявляющаяся в
умении вовремя найти нужные аргументы для подтверждения собственного мнения,
выстроить аргументы в наиболее эффективном порядке, излагать аргументы в
доступной форме для слушателя (оформлять аргументы), следить за сочетаемостью
аргументов между собой, не нарушая принципы формальной логики.
|