Признаки творческой деятельности.

Так или иначе, творчество - всегда развитие самого субъекта деятельности, его самосознания, чувств, способностей, оценок и т.п. Применительно к деятельности студентов, именно это субъективное творчество оказывается на переднем плане. Анализ литературы позволяет сделать вывод, что творческая деятельность - это особый вид человеческой деятельности, для которой характерны следующие признаки.
1. Разрешение проблемы, решение творческой (для конкретного субъекта) задачи. С точки зрения учебно-воспитательного процесса творческая задача рассматривается рядом авторов (Г.С.Альтшуллер, А.Н.Леонтьев, Ю.Н.Кулюткин) как цель, заданная в определенных условиях и должна быть нестандартной [Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобразительного творчества. -“Вопросы психологии”, 1956, № 6. 2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. 4.1 и II, Кишинев: 1990. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е издание. М., 1972., Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т., Т.2, М.:Педагогика, 1983]. Творческий поиск начинается с осознания проблемы, её формулирования, а заканчивается разрешением. Чем больше неизвестных содержит задача, тем большая творческая активность необходима для её решения.
2. Деятельность является творческой, когда её субъект открывает новый (для себя) способ решения творческой задачи. Под способом надо понимать не только формирование навыков, умений, технологии деятельности, но и мотивационно-ценностные компоненты личности, интуицию, открытость для дальнейшего творчества.
3. Творческая деятельность, как правило, предполагает рациональное комбинирование существующей информации, в результате чего появляется новое знание, расширяющее границы предшествующих (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, Я.А.Пономарев и др.).
4. Для творческой деятельности необходимы личностные качества, творческие способности, ценностные ориентации. Согласно традиции отечественной педагогики и психологии способности к творчеству не рассматриваются как предопределенные генетически. Лишь социальные условия, педагогическое воздействие развивают или угнетают эти качества.
Таким образом, творческая деятельность - это, прежде всего, способ реализации личности, определенная интеллектуальная, поведенческая, деятельностная реакция на объективные условия, на проблемную ситуацию.
Нас проблемы творческой деятельности интересуют, прежде всего, с точки зрения развития творческого потенциала личности студентов, будущих педагогов. И в этом смысле можно особо говорить о ряде свойств и качеств, необходимых для субъективно творческой деятельности в процессе обучения. Доминирование творческих качеств, установок, ценностных ориентаций над нетворческими позволяет говорить о наличии в структуре личности значимого и эмпирически измеряемого, развиваемого творческого потенциала.