Определенные и измеряемые творческих качества личности
студента, будущего педагога.
К числу достаточно определенных и измеряемых творческих
качеств личности студента, будущего педагога, мы относим:
1. готовность к обоснованному риску, смелость;
2. принятие самостоятельных решений;
3. способность генерировать новые идеи, открытость новому;
4. интеллектуальная активность;
5. воля и высокая работоспособность;
6. потребность в самосовершенствовании;
7. уверенность в себе, оптимизм;
8. критический взгляд на себя и окружающее;
9. творческое отношение к усвоению профессиональных знаний,
целеустремленность.
Этот перечень может быть дополнен, но он достаточен для выявления и развития
творческого потенциала личности студента педагогического колледжа.
Ограничиваясь анализом лишь некоторых проблем философско-психологического и
педагогического учения о творчестве, можно заключить, что знание его сущности,
условий развития, закономерностей построения необходимы для реализации любой
деятельности, в том числе и педагогической.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и современного состояния
профессионального педагогического образования определим следующие особенности
педагогического творчества:
педагогическое творчество есть процесс преобразования человеком человека,
творение человека через пробуждение его внутренних сущностных сил, это мера
творческой самореализации личности;
педагогическое творчество - всегда сотворчество: оно тесно связано, сопряжено
как с творчеством каждого ученика, так и с творчеством педагогического
коллектива;
умение управлять своими психическими состояниями, ориентациями и импровизациями;
самостоятельность - от целеполагания до оценки результатов;
временная спресованность общей структуры творческого процесса педагога;
- специфичность результата педагогического творчества (он, как правило, не
материализован и сказывается не сразу);
сочетание, органическое единство педагогических целей и морально-этических
установок педагога (что в конечном итоге определяет продуктивность
педагогического творчества и во многом его успешность). Данные выводы выдвинули
на первый план личность учителя, воспитателя, его неповторимую творческую
индивидуальность.
Не претендуя на полный анализ исследований в области педагогического творчества,
мы остановились на тех аспектах, которые являются в нашем понимании
принципиально важными для формулирования концепции актуализации творческого
потенциала личности учителя.
|