Работы Н. А. Аминова посвящены проблеме выявления биологического фундамента педагогических способностей. На основании своих исследований Н. А. Аминов выделяет два комплекса безусловно-рефлекторных типологических свойств нервной системы, которые могут рассматриваться в качестве задатков:
• сочетание силы, низкой активированности и инертности нервных процессов;
• сочетание слабости, высокой активированности и лабильности нервных процессов.
Эти комплексы, по мнению Н. А. Аминова, обуславливают принадлежность к одному из типов педагогов: 1) педагогов, ориентированных на результат (тип «У»); 2) педагогов, ориентированных на развитие (тип «Х»). На основании экспериментальных исследований Н. А. Аминов описывает индивидуальные особенности педагогов разных типов.
1. Педагоги, ориентированные на результат (тип «У»). Для них характерно сочетание силы, инактивированности и инертности нервных процессов.
Индивидуальные особенности данного типа педагогов:
• более интровертированы;
• зависимо-послушные;
• неэмпатичные;
• с низким уровнем мотивации достижения;
• более ригидные;
• более результативные, соответствуют принятым стандартам.
2. Педагоги, ориентированные на развитие (тип «Х»). Для них характерно сочетание слабости, активированности и лабильности нервных процессов.
Индивидуальные особенности данного типа педагогов:
• более экстравертированы;
• независимо-доминантные;
• эмпатичные;
• с высоким уровнем мотивации достижения;
• пластичны к изменениям;
• менее результативные.
Н. А. Аминов утверждает, что среди педагогов в основном встречаются промежуточные типы, в «чистом» виде типы «Х» и «У» проявляются редко. Ярко выраженных педагогов, ориентированных на результат и развитие, Н. А. Аминов относит к профессиональной группе риска. Это обусловлено тем, что у педагогов типа «У» снижена потребность в профессиональном росте, а у педагогов типа «Х» возможно сверхнапряжение (сверхкомпенсация своих возможностей) в силу высокого уровня мотивации достижения.
Безусловно, педагогические способности можно рассматривать как основу формирования профессионального мастерства педагога. В связи с этим, необходимо их целенаправленное развитие и саморазвитие в процессе профессионального обучения в образовательном учреждении и в ходе самостоятельной педагогической деятельности.
Основой профессионального мастерства педагога является педагогическая умелость – владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса (А. К. Маркова).
Педагогические умения – это совокупность различных действий педагога, направленных на реализацию функций педагогической деятельности, зависящих от индивидуально-психологических особенностей и тем самым отражающих предметно-профессиональную компетенцию.
Условно педагогические умения воспитателя делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).
Гностические умения – те, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом. Ценную информацию он получает посредством целенаправленных наблюдений за детьми и их родителями, бесед, совместных с ними видов деятельности (праздники, экскурсии и т. д.). Гностические умения необходимы и при изучении педагогического опыта других воспитателей с целью заимствования методов и приемов воспитательной работы.
Проектировочные умения направлены на проектирование и планирование целостного педагогического процесса, обеспечивают целеполагание, определение этапов и способов реализации целей и задач и планирование педагогом своих действий и действий детей.
Конструктивные умения необходимы педагогу при проектировании педагогического процесса. Для составления перспективного плана воспитательно-образовательной работы воспитатель модифицирует общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей, к каждому воспитаннику с учетом особенностей его развития, применительно к конкретному занятию.
Коммуникативные умения проявляются при установлении контактов с детьми, родителями воспитанников, коллегами, администрацией дошкольного учреждения с целью создания целесообразных взаимоотношений и эффективного взаимодействия. При этом используются как вербальные, так и невербальные средства.
Организаторские умения педагога распространяются на детей и взрослых. Данные умения обеспечивают организацию разных видов деятельности дошкольников, а также организацию педагогом своей собственной деятельности и поведения.
Специальные умения – умения, которые зависят от уровня развития творческих способностей педагога, которые он может проявить в педагогическом процессе. Это умения петь, танцевать, мастерить игрушки, шить, вязать, рисовать, танцевать и т. д.
Такая классификация умений отождествляет их с педагогическими способностями, характеристика которых была представлена выше.