В качестве барьеров профессионального развития педагога дошкольного
образования мы рассматриваем низкий уровень развития
профессионально-педагогических способностей и умений, отсутствие или
недостаточное развитие профессионально важных качеств, а также имеющиеся у
педагога страхи (фобии), стереотипы профессиональной деятельности,
педагогические мифологемы и профессиональные деструкции.
По мнению М. А. Мазниченко, нормальный уровень тревоги и страха в любой
деятельности необходим: он сопутствует росту, развитию, совершенствованию
деятельности, переживанию нового, неизведанного. Если же страх доводится до
абсурда, становится неуправляемым, ограничивая деятельность, он превращается
в фобию. Педагогические фобии – неконструктивные страхи педагога, боязнь
определенных педагогических явлений или действий, приводящие к избеганию
некоторых ситуаций, ограничению профессиональной деятельности (М. А.
Мазниченко).
Психологи отмечают, приобретая фобию, человек субъективно избавляется от
чего-то неприятного, т. е. фобия служит своего рода психологической защитой.
Педагог избегает определенных ситуаций, чтобы избавить себя от негативных
переживаний, перегрузок, облегчить себе жизнь, следовательно, важно не
бояться трудностей и понять, что наличие трудностей помогает почувствовать
значимость своей деятельности, сформулировать к ней ценностное отношение,
обнаружить в ней смысл.
Функции педагогических фобий:
• индикаторная – фобии служат индикатором имеющихся у педагога проблем,
затруднений;
• ограничивающая – страдая фобией, педагог избегает определенных ситуаций и
этим содержательно ограничивает свою деятельность;
• деформирующая – фобии обесценивают деятельность педагога, снижают ее
эффективность.
М. А. Мазниченко выделяет следующие виды фобий]:
• фобия критики – затрудняет коррекцию собственной деятельности, лишает
возможности профессионального роста;
• фобия несостоятельности – чаще у педагогов с заниженной или завышенной
самооценкой, неуверенных в собственных силах или их переоценивающих.
Ограничивая деятельность педагога, вынуждает не обращаться к новым формам,
методам, технологиям (вдруг не получится?), не приглашать на свои занятия
коллег (вдруг раскритикуют?);
• фобия превосходства коллег – фобия препятствует продуктивной
профессиональной коммуникации, обмену опытом;
• фобия конфликтов – педагог избегает конфликтных ситуаций, так как считает
себя неготовым к их разрешению в свою пользу; уступает желаниям родителей,
коллег, чтобы избежать конфликтов, выполняет любые требования руководства,
даже если с ними не согласен;
• эремофобия – боязнь быть самим собой, откуда следует искусственная
строгость, холодность, неприступность, боязнь высказывать свое мнение,
открыто выражать свои чувства.
• фобия ответственности – отказ педагога от ответственности за качество
своей педагогической деятельности, например перекладывание ее на
администрацию или родителей, отказ от общественной работы;
• фобия определенного метода, технологии – фобия чаще возникает по причине
недостаточности психолого-педагогических знаний и умений (например,
интернет-компьютерная фобия);
• фобия новизны;
• фобия идей, отличающихся от общепринятых – выражается в том, что педагог
не воспринимает новые научные знания, которые опровергают привычные,
устоявшиеся представления; не верит в их истинность и соответственно, не
знакомит с ними других;
• фобия собственного мнения – педагог ориентируется на мнение авторитетов,
не имея своей точки зрения или опасаясь того, что она неверна.
Итак, определенная доля страха в педагогической деятельности полезна. Важно
не доводить страхи до абсурда и уметь конструктивно управлять ими.