В качестве барьеров профессионального развития педагога дошкольного образования мы рассматриваем низкий уровень развития профессионально-педагогических способностей и умений, отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств, а также имеющиеся у педагога страхи (фобии), стереотипы профессиональной деятельности, педагогические мифологемы и профессиональные деструкции.
По мнению М. А. Мазниченко, нормальный уровень тревоги и страха в любой деятельности необходим: он сопутствует росту, развитию, совершенствованию деятельности, переживанию нового, неизведанного. Если же страх доводится до абсурда, становится неуправляемым, ограничивая деятельность, он превращается в фобию. Педагогические фобии – неконструктивные страхи педагога, боязнь определенных педагогических явлений или действий, приводящие к избеганию некоторых ситуаций, ограничению профессиональной деятельности (М. А. Мазниченко).
Психологи отмечают, приобретая фобию, человек субъективно избавляется от чего-то неприятного, т. е. фобия служит своего рода психологической защитой. Педагог избегает определенных ситуаций, чтобы избавить себя от негативных переживаний, перегрузок, облегчить себе жизнь, следовательно, важно не бояться трудностей и понять, что наличие трудностей помогает почувствовать значимость своей деятельности, сформулировать к ней ценностное отношение, обнаружить в ней смысл.
Функции педагогических фобий:
• индикаторная – фобии служат индикатором имеющихся у педагога проблем, затруднений;
• ограничивающая – страдая фобией, педагог избегает определенных ситуаций и этим содержательно ограничивает свою деятельность;
• деформирующая – фобии обесценивают деятельность педагога, снижают ее эффективность.
М. А. Мазниченко выделяет следующие виды фобий]:
• фобия критики – затрудняет коррекцию собственной деятельности, лишает возможности профессионального роста;
• фобия несостоятельности – чаще у педагогов с заниженной или завышенной самооценкой, неуверенных в собственных силах или их переоценивающих. Ограничивая деятельность педагога, вынуждает не обращаться к новым формам, методам, технологиям (вдруг не получится?), не приглашать на свои занятия коллег (вдруг раскритикуют?);
• фобия превосходства коллег – фобия препятствует продуктивной профессиональной коммуникации, обмену опытом;
• фобия конфликтов – педагог избегает конфликтных ситуаций, так как считает себя неготовым к их разрешению в свою пользу; уступает желаниям родителей, коллег, чтобы избежать конфликтов, выполняет любые требования руководства, даже если с ними не согласен;
• эремофобия – боязнь быть самим собой, откуда следует искусственная строгость, холодность, неприступность, боязнь высказывать свое мнение, открыто выражать свои чувства.
• фобия ответственности – отказ педагога от ответственности за качество своей педагогической деятельности, например перекладывание ее на администрацию или родителей, отказ от общественной работы;
• фобия определенного метода, технологии – фобия чаще возникает по причине недостаточности психолого-педагогических знаний и умений (например, интернет-компьютерная фобия);
• фобия новизны;
• фобия идей, отличающихся от общепринятых – выражается в том, что педагог не воспринимает новые научные знания, которые опровергают привычные, устоявшиеся представления; не верит в их истинность и соответственно, не знакомит с ними других;
• фобия собственного мнения – педагог ориентируется на мнение авторитетов, не имея своей точки зрения или опасаясь того, что она неверна.
Итак, определенная доля страха в педагогической деятельности полезна. Важно не доводить страхи до абсурда и уметь конструктивно управлять ими.