Характеристика профессионально значимых личностных качеств, умений и способностей педагога дошкольного образования

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек-человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроения других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и так далее.
Согласно Е. А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны:
• умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;
• умение слушать и выслушивать;
• широкий кругозор;
• речевая (коммуникативная) культура;
• «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной знакомой по опыту;
• «проектировочный» подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;
• способность сопереживания;
• наблюдательность;
• «глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»;
• решение нестандартных ситуаций;
• высокая степень саморегуляции.
Основными психологическими требованиями профессий типа «человек-человек» являются: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции, способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроения других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие, способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека, способность владеть речью, мимикой, жестами, способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей, аккуратность, пунктуальность, собранность, знание психологии людей.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку – интереса «просто так» (Е. А. Климов). Это обобщенный портрет субъекта профессии типа «человек-человек». Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований.
Деятельность педагога дошкольного образования специфична, что обусловлено, прежде всего, особенностями возраста (дошкольный) детей, с которыми он работает. Исходя из этого, особые требования предъявляются к профессионально важным качествам и свойствам, которыми должен обладать педагог. Так, в работе Н. В. Микляевой и Ю. В. Микляевой выделены профессионально-нравстенные качества педагога дошкольного образования (эмпатия, общительность, чувство юмора, справедливость, требовательность и др.) и профессионально-личностные . К последним они относят ряд умений, с чем мы не совсем можем согласиться. В своем диссертационном исследовании Л. В. Колушова обозначила профессионально значимые личностные качества, присущие педагогу дошкольного образования: любовь к детям, гуманистическая направленность, креативность и др. [5]. Проблема профессионально важных личностных качеств воспитателя затрагивается в работе Т. В. Поданевой. Она обращает внимание на необходимость для профессиональной деятельности следующих качеств воспитателя: стремление к саморазвитию, самореализации; способность к профессиональной рефлексии; личностно-гуманная ориентация; адекватная самооценка; креативность; отождествление себя с коллективом.
Таким образом, определяя спектр профессионально значимых для деятельности педагога дошкольного образования качеств, мы провели анализ ряда исследований (В. А. Сластенин, Л. В. Колушова, Л. М. Митина, М. И. Лукьянова, Т. В. Поданева и др.), при этом за основу были взяты исследования И. А. Зимней.