Педагогические стереотипы ведут к ограничению педагогического видения, лишают специалиста способности адекватно и всесторонне познавать личность ребенка, действовать нестандартно в сложной ситуации. В любом случае большое значение в преодолении стереотипов принадлежит развитию аналитических способностей, возможностей педагога рефлексировать. Тем не менее, не стоит забывать, что существуют и позитивные педагогические стереотипы, которые обеспечивают определенность, точность реагирования в сложных ситуациях и в этом случае не рассматриваются как показатель профессиональной деформации.
В жизни каждого человека периодически возникают так называемые кризисы профессионального развития. После нескольких лет занятия одной и той же деятельностью человек начинает терять интерес к своей специальности, снижается ценностное отношение к собственной деятельности. Конструктивным разрешением кризиса может стать поиск перспектив профессионального роста. Если специалист их не находит, то наступает этап профессиональной стагнации, когда снижается активность личности, то есть при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, стереотипно и стабильно.
Снижение активности в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования провоцируют следующие факторы (М. Емельянова):
• синдром «эмоционального выгорания»;
• работа по совместительству;
• реализация одной образовательной программы в течение продолжительного времени;
• отсутствие дифференцированного материального и морального поощрения;
• психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья;
• низкий уровень профессиональных притязаний и, как следствие, преждевременное ощущение самореализации;
• получение желаемой должности, что дает чувство стабильности и спокойствия и ведет к снижению мотивации деятельности («Могу, но не хочу»);
• отсутствие перспектив изменения социально-профессионального статуса;
• отсутствие контроля за профессиональным ростом педагогов;
• ощущение, что уровень собственной компетентности выше уровня компетентности коллег и администрации;
• несложившиеся отношения с руководством и коллегами;
• потеря интереса к работе, ощущение рутинности деятельности;
• отсутствие коллективных форм организации педагогического процесса;
• отсутствие возможностей повышения квалификации (стажировки, курсы повышения квалификации, командировки для участия в научно-практических конференциях;
• отдаленность места работы (дорога занимает много времени и требует значительных материальных затрат на проезд);
• авторитарный стиль руководства (инициатива не поощряется, нет коллегиальности в принятии решений, цели деятельности и требования к ней задает руководитель);
• бытовая и семейная неустроенность (педагог ориентирован только на заработок, а не на совершенствование своего мастерства и качества образовательного процесса);
• обретение смысла жизни в непрофессиональной сфере;
• случайные неблагоприятные события и обстоятельства в реализации профессиональных целей.
Итак, на профессиональном пути педагога возникают разнообразные барьеры, которые снижают эффективность педагогической деятельности и тормозят процесс профессионального развития. Готовность и стремление к самосовершенствованию, самоизменению, знание и использование педагогических и психологических техник позволит педагогу успешно справляться с возникающими трудностями в своей профессиональной деятельности и преодолевать барьеры.