Из истории педагогической профессии
Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями
некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только
понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может
обойтись общество. Это педагог. История образования, история учительства
началась вместе с историей человечества. У всех народов мира педагогом, учителем
называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает
младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и
общечеловеческие. Педагоги, как и родители, связывают поколения людей.
Профессия педагога – одна из наиболее древних в мире. Слово "педагог" известно
нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за
ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был
раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или
племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что
составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача
накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была
"вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее,
усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и
овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования
орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не
привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность
быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере
усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой
необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода —
самые уважаемые и умудренные опытом образовали в современном понимании первую
социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью
которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения,
его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности
и сознания человека. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми
успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем
это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания.
Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение,
приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без
творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в
наследство.
Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад.
Возможно тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше
появился знаменитый Гимнасий – школа физического совершенства. Ликей же стал
школой мысли, духа.
В древнегреческом языке есть слово "схоле" (досуг, отдых), от которого и
произошло слово "школа". Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то
занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это
делать: обучение в афинских школах в основном было устным.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество
детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при
монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для
обучения детей. В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить
деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших дворянских семей выгоняли из
школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточных крестьян. На Руси
при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для
мальчиков.
Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали
образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт
благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Она же
следила за дисциплиной. Девушку могли счесть нескромной, если при встрече с
братом, в порыве радости, она бросалась ему на шею. Об этих и других правилах
поведения юных девушек просвещала строгая, но справедливая классная дама.
Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были
немки и француженки.
С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко
возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству
людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. В связи с
этим возникает потребность в специальных методиках, которые могли разработать
только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности.
Профессия педагога становится самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить
ученикам, разнообразные. Теперь педагог уже не в состоянии справиться в
одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.
Воспитатель детей дошкольного возраста – одна из массовых современных
педагогических профессий. Она возникла в XVII – XVIII в.в., когда появились
первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения
первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены
благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища»
во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-приюты в России). Затем
возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься
дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми,
проводили с ними игры, занятия, т.е. выполняли воспитательную работу, в разных
странах именовались по-своему: нянями, руководительницами, учителями,
наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов
дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.