Обозначим спектр качеств и свойств, которыми должен, на наш взгляд, обладать педагог, работающий с дошкольниками, и попробуем обосновать их значимость и необходимость.
1. Сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы. Высокие требования к силе нервной системы обусловлены тем, что педагогу необходимо обладать высокой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать свое внимание, также сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус и быть способным быстро восстанавливать силы.
Высокие требования к уравновешенности нервной системы предъявляются исходя из того, что педагог должен быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение, проявлять собранность, быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности.
Высокие требования к подвижности нервной системы диктуются тем, что педагогу следует обладать высоким темпом работы, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту, проведению занятий без предварительной подготовки. Повышенная эмоциональная напряженность, обусловленная погружением педагога в эмпатийную, личностно-ориентированную деятельность, требует от него развитых умений самоорганизации и саморегуляции.
Однако следует отметить, что среди педагогов немало людей, обладающих слабой нервной системы, которые могут добиться определенных успехов в педагогической деятельности в силу своей высокой чувствительности, чуткости и настроенности на общение с детьми, на обмен чувственными образами, на тонкие межличностные отношения.
2. Умеренная экстравертированность. Эта характеристика тоже является профессионально важной для педагога дошкольного образования, так как экстраверты – это люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях. Для экстравертов характерна гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность, хорошие организаторские способности.
3. Стеничность эмоций (преимущество положительных эмоций) и эмоциональная устойчивость. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Эмоционально устойчивые люди не склонны к беспокойству, устойчивы по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие. И. А. Зимняя отмечает, что высокий уровень невротизма педагога профессионально противопоказан в работе с дошкольниками. Эмоциональная устойчивость проявляется в том, насколько терпеливым и целенаправленным является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых неблагоприятных (стрессовых) ситуациях, насколько он умеет держать себя в руках в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей.
4. Уровень интеллектуального развития по сенсорно-перцептивно-мнемоническим показателям не ниже нормального.
5. Адекватность самооценки и уровня притязаний. Следствием низкого уровня профессиональных притязаний педагога является преждевременное ощущение самореализации. Ощущение, что уровень собственной компетентности выше уровня компетентности коллег и администрации возникает у педагогов с завышенной самооценкой. И завышенные, и заниженные самооценка и уровень притязаний создают педагогу определенные трудности в профессиональной деятельности.
6. Определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога. Нормальный уровень тревоги и страха в любой деятельности необходим: он сопутствует росту, развитию, совершенствованию деятельности, переживанию нового, неизведанного. Если же страх доводится до абсурда, становится неуправляемым, ограничивает профессиональную деятельность, создавая трудности для педагога.
7. Целенаправленность, как профессионально важное качество педагога. Любое воздействие педагога должно быть целенаправленным, вызывающим ту или иную деятельность ребенка.
8. Эмпатийность – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека. Эмпатийность предполагает понимание, которое включает в себя способность прогнозировать логику действий и поведения другого человека. Эмпатичный педагог эмоционально отзывчив, общителен, быстро устанавливает контакты, внимателен в процессе общения, а также адекватно реагирует на критику. Безусловно, эмпатийность является необходимым качеством педагога, обеспечивающим продуктивное взаимодействие с другими.
9. Высокий уровень воображения, фантазии и творчества. Творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще. С одной стороны, педагогическая деятельность – творческий процесс, и в ней следует учитывать и развивать творческий потенциал каждого педагога. С другой стороны, именно творческий педагог сможет воспитать любовь к творчеству у дошкольников, развить их творческие способности.
10. Рефлексивность как личностное качество тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере, с осознанием себя в этой позиции и оценкой эффективности своей деятельности, с осмыслением ее не только «для себя, но и для других». Значимость рефлексивности выражается и в том, что она способствует развитию других личностных качеств, в частности, эмпатичности, гибкости. В единстве они обеспечивают активный поиск новых методов взаимодействия. Рефлексивность позволяет педагогу входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки с точки зрения эффективности педагогического труда для развития личности ребенка.
11. Гибкость мы тоже рассматриваем как профессионально необходимое качество современного педагога. Постоянно изменяющаяся социальная ситуация усиливает потребность в гибкой, творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, готовой участвовать в инновационных процессах, способной к самореализации себя в любых проблемных ситуациях. Профессионально значимое личностное качество «гибкость» предполагает гибкость мышления и поведения: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новые ситуации, видение возникающей проблемы с разных ролевых позиций, умение быстро реагировать на ситуацию и изменять способы действий в зависимости от складывающихся условий, способность к импровизации. Гибкость педагога – это способность быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире (тем более в ситуациях педагогического взаимодействия), это умение адекватно выразить свою индивидуальность. В ситуации педагогического взаимодействия гибкость педагога становится необходимым условием развития личностных возможностей детей.
12. Эмоциональная привлекательность – внешняя привлекательность педагога, умение расположить к себе воспитанника манерой поведения, внешним видом, что очень важно для установления контакта с каждым ребенком.
13. Учитывая особую чувствительность детей к неискренности, фальши следует подчеркнуть важность такого качества педагога, как его общительность, подлинная заинтересованность в общении. При этом процесс взаимодействия строится на гуманистической основе.
14. Также очень важным является корпоративность, умение работать «в команде», способность педагога к сотрудничеству, что способствует обогащению личного профессионального опыта и опыта коллег, профессиональному росту и совершенствованию.
15. Также педагогу, работающему с дошкольниками, важно уметь легко и пластично менять социальные роли. В зависимости от ситуации быть для ребенка другом, родителем, педагогом, кумиром, любимым человеком и т. д. (В. Леви).