Н. В. Кузьмина считает, что в основе педагогических способностей лежит
интегральная чувствительность к объекту, продуктам и средствам
педагогического труда. Она выделяет следующие группы педагогических
способностей :
1. Гностические способности – состоят в специфической чувствительности
педагога к способам изучения детей, обеспечивают накопление плодотворной
информации о себе и о воспитанниках, позволяющей использовать «созидающее»
внушение, т. е. стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции. Тем
самым обеспечивается потребность ребенка в самодвижении, саморазвитии,
самоутверждении.
Гностическая педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог
нечувствителен к отклику ребенка на свое воздействие к его потребностям и
возможностям, к самым сильным сторонам его личности, деятельности, системе
отношений. Вследствие этого в процессе обучения он не накапливает
плодотворной информации, позволяющей осуществлять «созидающее внушение», т.
е. созидающее воздействие. Признаком высокоразвитых гностических
педагогических способностей является быстрое и творческое овладение научными
методами изучения своих воспитанников в целях принятия обоснованных решений
в отношении них, изобретательность в способах обучения детей научным методам
самопознания и саморазвития.
2. Проектировочные педагогические способности – состоят в особой
чувствительности педагогов к конструированию «педагогического лабиринта», т.
е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести ребенка от
незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно,
экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и «творчески».
Признаком специфической чувствительности педагога в проектировочной
деятельности является мера представленности требований будущей жизни и
деятельности в заданиях-задачах, выстроенных во времени и пространстве на
весь
период обучения детей, чтобы подготовить их к самостоятельному решению
будущих задач; что отобрать, как выстроить, почему именно в такой, а не в
другой последовательности, что и как контролировать.
Низкий уровень проектировочных педагогических способностей проявляется: в
рабском следовании за программой, учебником; случайном построении
«педагогического лабиринта» безотносительно к тому какие требования
предъявит выпускнику последующая педагогическая система или производство;
неспособности представить конечный результат.
3. Конструктивные педагогические способности – состоят в особой
чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу во
времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному
результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как
организовать их выполнение, как провести оценивание.
Признаком специфической конструктивной чувствительности является способность
к созданию творческой атмосферы и рабочего настроения в условиях совместной
деятельности с детьми, ощущения у них движения на пути к новому знанию,
роста и развития.
Признаками низкого уровня педагогической конструктивной чувствительности
является несоответствие между тем, что реально планируется для главных
моментов занятий, мероприятий, форм обучения, воспитания и тем, что должно
быть получено в конечном результате.
4. Коммуникативные педагогические способности – проявляются в специфической
чувствительности педагога к способам установления с детьми и развития
педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них
авторитета и доверия. Они «обеспечиваются»:
• способностью к идентификации, т. е. отождествлению себя с воспитанниками;
• различительной чувствительностью к индивидуальным особенностям детей (их
интересам, склонностям, способностям);
• хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого
мышления, проявляемой в антиципации, т. е. в предвосхищении искомого
педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;
• суггестивными свойствами личности или способностью к внушению.
5. Организаторские педагогические способности состоят в особой
чувствительности педагога: к продуктивным-непродуктивным способам
организации взаимодействия детей с объектами деятельности и познания; к
продуктивным-непродуктивным способам обучения воспитанников самоорганизации;
к продуктивным-непродуктивным способам организации собственного
взаимодействия с детьми; к продуктивным-непродуктивным способам
самоорганизации собственной деятельности и поведения.
Развитие педагогических способностей осуществляется под влиянием
биологического и социального факторов. В качестве биологического фактора
развития способностей выступают задатки. Задатки – это врожденные
дифференцированные особенности, заключенные в строении мозга; - это
морфологические, функциональные особенности строения мозга, органов чувств и
движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития
способностей. В исследованиях многих ученых (Б. А. Вяткин, Т. М. Хрусталева,
Е. И. Рогов и др.) отмечается, что в качестве задатков педагогических
способностей выступают следующие индивидуальные особенности личности:
интроверсия – экстраверсия (как основа общительности); уравновешенность
(эмоциональная стабильность) – неуравновешенность (эмоциональная
нестабильность) - (для установления нормальных взаимоотношений); сила –
слабость нервной системы (для плодотворной педагогической деятельности).