Н. В. Кузьмина считает, что в основе педагогических способностей лежит интегральная чувствительность к объекту, продуктам и средствам педагогического труда. Она выделяет следующие группы педагогических способностей :
1. Гностические способности – состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения детей, обеспечивают накопление плодотворной информации о себе и о воспитанниках, позволяющей использовать «созидающее» внушение, т. е. стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции. Тем самым обеспечивается потребность ребенка в самодвижении, саморазвитии, самоутверждении.
Гностическая педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к отклику ребенка на свое воздействие к его потребностям и возможностям, к самым сильным сторонам его личности, деятельности, системе отношений. Вследствие этого в процессе обучения он не накапливает плодотворной информации, позволяющей осуществлять «созидающее внушение», т. е. созидающее воздействие. Признаком высокоразвитых гностических педагогических способностей является быстрое и творческое овладение научными методами изучения своих воспитанников в целях принятия обоснованных решений в отношении них, изобретательность в способах обучения детей научным методам самопознания и саморазвития.
2. Проектировочные педагогические способности – состоят в особой чувствительности педагогов к конструированию «педагогического лабиринта», т. е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести ребенка от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и «творчески».
Признаком специфической чувствительности педагога в проектировочной деятельности является мера представленности требований будущей жизни и деятельности в заданиях-задачах, выстроенных во времени и пространстве на весь
период обучения детей, чтобы подготовить их к самостоятельному решению будущих задач; что отобрать, как выстроить, почему именно в такой, а не в другой последовательности, что и как контролировать.
Низкий уровень проектировочных педагогических способностей проявляется: в рабском следовании за программой, учебником; случайном построении «педагогического лабиринта» безотносительно к тому какие требования предъявит выпускнику последующая педагогическая система или производство; неспособности представить конечный результат.
3. Конструктивные педагогические способности – состоят в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.
Признаком специфической конструктивной чувствительности является способность к созданию творческой атмосферы и рабочего настроения в условиях совместной деятельности с детьми, ощущения у них движения на пути к новому знанию, роста и развития.
Признаками низкого уровня педагогической конструктивной чувствительности является несоответствие между тем, что реально планируется для главных моментов занятий, мероприятий, форм обучения, воспитания и тем, что должно быть получено в конечном результате.
4. Коммуникативные педагогические способности – проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с детьми и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия. Они «обеспечиваются»:
• способностью к идентификации, т. е. отождествлению себя с воспитанниками;
• различительной чувствительностью к индивидуальным особенностям детей (их интересам, склонностям, способностям);
• хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т. е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;
• суггестивными свойствами личности или способностью к внушению.
5. Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога: к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия детей с объектами деятельности и познания; к продуктивным-непродуктивным способам обучения воспитанников самоорганизации; к продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с детьми; к продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.
Развитие педагогических способностей осуществляется под влиянием биологического и социального факторов. В качестве биологического фактора развития способностей выступают задатки. Задатки – это врожденные дифференцированные особенности, заключенные в строении мозга; - это морфологические, функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. В исследованиях многих ученых (Б. А. Вяткин, Т. М. Хрусталева, Е. И. Рогов и др.) отмечается, что в качестве задатков педагогических способностей выступают следующие индивидуальные особенности личности: интроверсия – экстраверсия (как основа общительности); уравновешенность (эмоциональная стабильность) – неуравновешенность (эмоциональная нестабильность) - (для установления нормальных взаимоотношений); сила – слабость нервной системы (для плодотворной педагогической деятельности).