А. К. Маркова на основе обобщения нарушения профессионального развития
личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкций:
• отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и
социальными нормами;
• дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и
как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные
конфликты;
• низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям
труда и дезадаптация;
• рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна
сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (мотивация к профессиональному
росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания;
• ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, способностей, мышления;
• искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших
негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм
профессионального развития, меняющих профиль личности;
• деформации личности (эмоциональное истощение и выгорание, а также ущербная
профессиональная позиция);
• прекращение профессионального развития вследствие специфических заболеваний
или потери трудоспособности.
Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее
адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности
деятельности.
Н. Б. Москвина рассматривает личностно-профессиональные деформации как
существенное отклонение от оптимального развития личности как субъекта
профессиональной и повседневной жизнедеятельности, проявляющейся в развитии
качеств, затрудняющих и снижающих эффективность профессиональной деятельности
педагога. Педагогическая деятельность относится к разряду таких, в которых
главным инструментом выступает личность самого педагога, следовательно,
деформации подвергаются личностные качества.
Н. Б. Москвина выделяет следующие факторы, вызывающие деформации:
• позиционные – ролевая предопределенность взаимодействия участников
воспитательно-образовательного процесса (воспитатель – воспитанник), которая
предписывает определенные стандарты поведения, например приверженность педагога
определенной ролевой позиции может привести к возникновению такой деформации,
как монологизм, суть этой позиции: «педагог – источник знаний», вследствие чего
постепенно угасают способности к диалогу;
• регулярная повторяемость схожих ситуаций, решаемых профессиональных задач –
утрата чувства новизны и неповторимости;
• методическая сверхоснащенность педагогической деятельности – обилие
методических разработок и рекомендаций, снижающих творческую активность и
самостоятельность педагога;
• «скрытая» коллективность педагогического труда;
Существуют следующие виды деформаций:
1. Общепрофессиональные деформации – прослеживаются у большей части работников
со стажем, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости»,
выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. У работников
правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при
котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у
руководителей – синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении
профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной
жизнью подчиненных, у педагогов – авторитарность, проявляющаяся в
преимущественном использовании распоряжений, указаний, наказаний; дидактичность
– стремление все назидательно объяснить, используя шаблонные способы передачи
знаний и опыта.
2. Специальные профессиональные деформации – возникающие в процессе
специализации по профессии. Каждая специальность имеет свой состав деформаций.
Так, у следователя проявляется правовая подозрительность, у оперативного
работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная
изворотливость, у прокурора – обвинительность. Врачи разных специальностей тоже
обрастают своими деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги
циничны, медсестры черствы и равнодушны.
3. Профессионально-типологические деформации:
• деформации профессиональной направленности – искажение мотивации деятельности,
пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям, педагогический
догматизм – стремление к упрощению педагогических задач, игнорирование
психолого-педагогических знаний, отсутствие интереса к ним, поведенческий
трансфер, проявляющейся в эмоциональных реакциях и поведении, которые
свойственны детям;
• деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей – комплекс
превосходства, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм,
демонстративность – чрезмерная эмоциональность, самопрезентация, социальное
лицемерие – склонность к морализированию, вера в свою нравственную
непогрешимость;
• деформации, обусловленные чертами характера – ролевой экспансионизм – фиксация
на собственных личностных и профессиональных проблемах, преувеличение значения
своей роли, педагогическая индифферентность – проявление равнодушия и
безразличия, эмоциональной сухости и жесткости, властолюбие, «должностная
интервенция», доминантность – превышение властных функций, склонность к
распоряжениям, приказам, педагогическая агрессия – нежелание учитывать чувства,
права и интересы других людей, проявление иронии, насмешек, пристрастное
отношение к «трудным» детям, проявление нетерпимости к ним;
4. Индивидуализированные деформации – в процессе многолетнего выполнения
профессиональной деятельности отдельные профессионально важные качества
(впрочем, как и профессионально нежелательные) чрезмерно развиваются, что
приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций. Это может быть
сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм,
профессиональный энтузиазм.
Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты,
кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности,
неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.