А. К. Маркова на основе обобщения нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкций:
• отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
• дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
• низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;
• рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания;
• ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, способностей, мышления;
• искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
• деформации личности (эмоциональное истощение и выгорание, а также ущербная профессиональная позиция);
• прекращение профессионального развития вследствие специфических заболеваний или потери трудоспособности.
Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Н. Б. Москвина рассматривает личностно-профессиональные деформации как существенное отклонение от оптимального развития личности как субъекта профессиональной и повседневной жизнедеятельности, проявляющейся в развитии качеств, затрудняющих и снижающих эффективность профессиональной деятельности педагога. Педагогическая деятельность относится к разряду таких, в которых главным инструментом выступает личность самого педагога, следовательно, деформации подвергаются личностные качества.
Н. Б. Москвина выделяет следующие факторы, вызывающие деформации:
• позиционные – ролевая предопределенность взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса (воспитатель – воспитанник), которая предписывает определенные стандарты поведения, например приверженность педагога определенной ролевой позиции может привести к возникновению такой деформации, как монологизм, суть этой позиции: «педагог – источник знаний», вследствие чего постепенно угасают способности к диалогу;
• регулярная повторяемость схожих ситуаций, решаемых профессиональных задач – утрата чувства новизны и неповторимости;
• методическая сверхоснащенность педагогической деятельности – обилие методических разработок и рекомендаций, снижающих творческую активность и самостоятельность педагога;
• «скрытая» коллективность педагогического труда;
Существуют следующие виды деформаций:
1. Общепрофессиональные деформации – прослеживаются у большей части работников со стажем, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у руководителей – синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных, у педагогов – авторитарность, проявляющаяся в преимущественном использовании распоряжений, указаний, наказаний; дидактичность – стремление все назидательно объяснить, используя шаблонные способы передачи знаний и опыта.
2. Специальные профессиональные деформации – возникающие в процессе специализации по профессии. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя проявляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают своими деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.
3. Профессионально-типологические деформации:
• деформации профессиональной направленности – искажение мотивации деятельности, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям, педагогический догматизм – стремление к упрощению педагогических задач, игнорирование психолого-педагогических знаний, отсутствие интереса к ним, поведенческий трансфер, проявляющейся в эмоциональных реакциях и поведении, которые свойственны детям;
• деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей – комплекс превосходства, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм, демонстративность – чрезмерная эмоциональность, самопрезентация, социальное лицемерие – склонность к морализированию, вера в свою нравственную непогрешимость;
• деформации, обусловленные чертами характера – ролевой экспансионизм – фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах, преувеличение значения своей роли, педагогическая индифферентность – проявление равнодушия и безразличия, эмоциональной сухости и жесткости, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность – превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам, педагогическая агрессия – нежелание учитывать чувства, права и интересы других людей, проявление иронии, насмешек, пристрастное отношение к «трудным» детям, проявление нетерпимости к ним;
4. Индивидуализированные деформации – в процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности отдельные профессионально важные качества (впрочем, как и профессионально нежелательные) чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций. Это может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм.
Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.