В своей профессиональной деятельности педагог придерживается определенных представлений о педагогической реальности, ориентируясь не только на научные представления, но и педагогические.
Мифологемы – это неадекватные представления, проявляющиеся в сфере педагогического взаимодействия, носителями которых являются как сам педагог, так и дети [17].
Генератором педагогических мифологем может быть общественное педагогическое сознание, оно порождает базовые мифологемы (определенное (педагогическое) сознание членов педагогического сообщества в конкретный исторический период). Если педагог их усваивает, возникают вторичные педагогические мифологемы, (они функционируют в его индивидуальном сознании), или же, педагогические мифологемы зарождаются в сознании отдельного педагога (в этом случае генератором их является индивидуальное сознание) и через общение, обмен опытом с коллегами получают распространение, начинают функционировать как мифологемы некоторого педагогического сообщества.
Педагогические мифологемы влияют на различные стороны образовательного процесса; с другой стороны, образовательный процесс приводит к возникновению или развитию педагогической мифологемы. Мифологема, прежде всего, оказывает влияние на характер и содержание образовательного процесса, его стратегию и тактику, сюжет, мотивы и ролевые позиции участников.
Педагогическая мифологема обязательно должна быть отрефлексированной.
Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко выделяют 3 уровня педагогической рефлексии мифологем:
• интуитивно-рефлексивный уровень;
• некритически-рефлексивный;
• критически-рефлексивный.
На интуитивно-рефлексивном уровне мифологема осознается не в полном объеме. Например, применяя авторитарные методы воспитания, педагог считает, что он реализует идеи педагогики сотрудничества. Или же, педагог снисходительно относится к отличникам, считая, что у него нет любимчиков, и он объективно оценивает знания учащихся.
На некритически-рефлексивном уровне педагог осознает мифологему, но считает, что она не снижает эффективности его деятельности. Например, педагог считает, что с детьми не нужно советоваться, так как стоит с ними раз посоветоваться, принять их сторону, и в следующий раз они уже будут командовать, указывать педагогу, как поступить.
На критически-рефлексивном уровне педагог осознает мифологему, понимает, что она снижает эффективность его деятельности и пытается корректировать ее.
Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко описывают типичные ситуации зарождения педагогических мифологем. Приведем некоторые из них.
1. «Путь шамана». Источник ее зарождения – общественное педагогическое сознание (опыт коллег, педагогическая теория). Она формируется в результате неверного анализа педагогической теории и практики, педагог накапливает информацию, подтверждающую ее истинность, в результате она становится убеждением (например, мифологема восприятия слабых учащихся как неспособных к обучению в сознании педагога может подтверждаться теоретическими положениями дифференцированного обучения: «…слабых учеников надо учить по-особому). Мифологема закрепляется в сознании педагога, вследствие этого действия приобретают стереотипность, и в дальнейшем педагог сам становится генератором педагогической мифологемы (убеждает коллег в ее истинности).
2. «Путь слепца». Существуют несколько вариантов данной мифологемы:
• «путь ведомого»: генератором мифологемы является педагог, например, педагог работает в коллективе, отрицательно относящемуся к изменениям (функционирует мифологема, что инновации разрушают традиции, а исследовательская работа – пустая трата времени), педагог решает, что исследовательская и творческая работа не нужна.
• «Путь ведомого»: генератором мифологемы являются учащиеся. Например, они устраивают «испытания» педагогу (особенно молодому), что провоцирует у него возникновение мифологем типа: «я не способен работать педагогом», «дальше будет хуже», «работа педагога – сплошная каторга» и т. д.
• «Путь зомби»: педагог копирует чужую установку, не осознавая ее. Например, свои отношения с группой строит на основе мнения о ней других педагогов.
3. «Путь хамелеона»: педагог декларирует, что реализует идеи педагогики сотрудничества, хотя ведет себя как авторитарный педагог; или же педагог очень часто меняет свои представления, копируя то одного, то другого.
4. «Путь фантазера». Педагог чаще всего ставит верную цель, но выбирает неадекватные средства ее достижения. Например, воспитывая аккуратность у детей с первого класса, учитель строго следит за тем, чтобы дети чисто и красиво писали, иногда это превращается в сверхтребование – учитель говорит сколько клеточек надо отступить, если у ребенка не получается – могут быть слезы, страх и напряжение. В этом случае в сознании педагога действует мифологема, что учитель – идеал, он не должен делать ошибок, любой ценой должен поддерживать авторитет; выглядеть лучше, чем есть; не показывать негативных установок и как следствие убеждение, что учитель всегда прав.

Существует еще целый ряд типичных ситуаций зарождения педагогических мифологем.
Необходим анализ мифологем, их критическая рефлексия, что позволяет уменьшить их негативное влияние на характер и содержание образовательного процесса. В этом случае возможно возникновение мифологемы «путь полководца», когда педагог проектирует свою деятельность таким образом, чтобы избежать или максимально снизить негативное влияние педагогических мифологем на характер и протекание педагогического процесса.
Барьером профессионального развития педагога являются профессиональные деструкции.
Профессиональные деструкции – это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками процесса (Э. Ф. Зеер).