Характеризуя педагогическую деятельность, О. А. Лапина и Н. Н. Пядушкина
указывают на следующие ее особенности .
Первая особенность профессиональной деятельности педагога состоит в том, что она
находится в прямой зависимости и обусловлена спецификой деятельности
воспитанника и наоборот.
Данная взаимосвязь и взаимообусловленность исходит из того, что субъектами
педагогической деятельности выступают как минимум два человека, которые
взаимодействуют в педагогическом процессе: воспитатель и воспитанник, учитель и
ученик. Взрослый – всегда первый субъект, а ребенок, независимо от статуса,
выступает вторым субъектом и педагогического процесса, и деятельности. Его
индивидуальные особенности, многообразие и неординарность проявлений в
конкретных ситуациях обусловливают своеобразие педагогической деятельности
взрослого.
Вторая особенность профессиональной деятельности педагога в том, что в ней цели
общества находятся в соответствии с потребностями, целями и мотивами
деятельности педагога, который, развивая ребенка, приближает потребности, цели и
мотивы деятельности воспитанника к общественно значимым.
Это специфика подтверждается тем, что педагогическая деятельность всегда была
нужна обществу. Каждое общество имеет свой идеал и стремится к его достижению.
Педагог, как один из главных участников общественного воспитания, призван и
подготовлен обществом к реализации обозначенного общественного идеала.
Третья особенность профессиональной деятельности педагога заключается в различии
и взаимообусловленности предметов деятельности каждого из ее субъектов.
В деятельности воспитанников происходит частая смена предмета деятельности. Это
зависит от того, что предмет деятельности воспитанника тесно связан с его
потребностями. Круг потребностей развивающейся личности разнообразен.
В деятельности педагога всегда один предмет – деятельность его воспитанника.
Четвертая особенность профессиональной деятельности педагога в ее реальной
обеспеченности, составляющими которой являются средства и способы их
использования, в соответствии с характером труда субъектов.
Средствами педагогического воздействия выступают предметы и явления окружающего
мира: природа, игра, музыка, мысли, знания, стихи, сама деятельность, общение,
коллектив. Вне педагогической деятельности эти средства воздействуют на человека
стихийно, и результат этого воздействия непредсказуем. Педагогическую
направленность эти средства получают благодаря субъектам педагогического
процесса (педагогу и воспитаннику).
Показателем действенности применяемых средств и методов является деятельность
детей. Если она целесообразна, личностно и общественно значима, то средства
педагогического воздействия достигают поставленной цели.
Пятая особенность профессиональной деятельности педагога в том, что результаты
деятельности педагога и воспитанника взаимообусловлены, в процессе
педагогической деятельности совершенствуется каждый из ее носителей.
Педагогическая деятельность преобразует всех участников педагогического
процесса. Изменяя себя, каждый приобретает знания, умения, навыки, формирует
личностные качества, развивает способности, удовлетворяет и обогащает свои
потребности, реализует цели и мотивы, совершенствует окружающий мир и себя в
нем.
Шестая особенность профессиональной деятельности педагога в том, что все ее
функции должны реализовываться в комплексе.
Функциями педагогической деятельности являются:
• диагностическая – постоянное изучение детей, ближайшего окружения.
Результативность педагогической деятельности напрямую зависит от знания
педагогом особенностей детей, условий протекания педагогического процесса.
• Ориентационно-прогностическая – выражается в умении определять направления
воспитания и обучения, ставить конкретные цели, задачи, выбирать способы
достижения на каждом этапе педагогической работы.
• Конструктивно-проектировочная – обеспечивает отбор и компоновку учебного
материала, планирование и построение педагогического процесса, проектирование
собственной педагогической деятельности и деятельности воспитанников.
• Организаторская – предполагает вовлечение детей в намеченную воспитательную
работу, включение их в разнообразные виды деятельности, стимулирование их
активности, самостоятельности, творчества, создание коллектива и организацию
совместной деятельности.
• Информационно-объяснительная – реализуется через присутствующие в
педагогическом процессе информационные составляющие. Педагог носитель научной,
мировоззренческой и эстетической информации, источник культуры.
• Коммуникативно-стимулирующая – направлена на установление целесообразных
отношений педагога с детьми.
• Аналитико-оценочная – обеспечивает обратную связь. В процессе
аналитико-оценочной деятельности организуется постоянная сверка того, что
прогнозировалось, с достигаемым результатом. Отклонения от нормы позволяют
вносить в педагогический процесс соответствующие коррективы.
• Исследовательско-творческая – требует научного подхода к разнообразным
педагогическим явлениям, грамотного и ответственного использования нововведений
в практике педагогической работы, владения умениями научного поиска и
использования методов исследовательской работы. Эта функция предполагает наличие
в деятельности педагога творчества.
В педагогической деятельности все функции реализуются в комплексе и проявляются
в работе педагога любой специальности.
Рассматривая особенности педагогической деятельности, необходимо также раскрыть
ее структуру.
Структурные компоненты педагогической деятельности:
• субъекты деятельности, т. е. участники деятельности (отдельные люди, группы
людей, коллектив, общество);
• цель деятельности, т. е. тот результат, ради чего совершается деятельность,
удовлетворяются потребности и реализуются мотивы;
• предмет деятельности, т. е. то, что изменяется, преобразуется, на что
направлена деятельность (формирование и развитие личности обучающегося);
• методы, средства, способы и характер труда, т. е. его реальная обеспеченность
(методы и средства воспитания и обучения, сама личность педагога);
• результат деятельности (продукт), т. е. то, что достигнуто (духовные ценности
– образованность и воспитанность личности).
Основными направлениями деятельности педагога дошкольного образования являются:
• организация мероприятий по укреплению здоровья ребенка и его физическому
развитию, различных видов деятельности и общения детей, занятий по основной
общеобразовательной программе дошкольного образования;
• взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения;
• методическое обеспечение образовательного процесса.
Согласно квалификационной характеристике основными видами профессиональной
деятельности педагога дошкольного образования являются:
• воспитательно-образовательная: воспитание детей дошкольного возраста в разных
видах деятельности (познавательной, игровой, двигательной, трудовой,
художественно-эстетической), создание предметно-развивающей среды,
обеспечивающей условия для разностороннего развития дошкольников.
• Учебно-методическая: подготовка к занятиям, разработка конспектов, игр,
занятий, сценариев праздников, досугов. Составление календарно-тематических и
перспективных планов, посещение занятий коллег; повышение педагогической
квалификации. Разработка образовательных программ, дидактических и методических
материалов для проведения игр, занятий.
• Социально-педагогическая: планирование и проведение педагогом мероприятий по
социальной профилактике в процессе воспитания и обучения, оказание помощи в
социализации и адаптации дошкольников, оказание помощи родителям.
• Культурно-просветительская: формирование общей культуры дошкольников (культуры
общения, поведения и т.д.), педагогическое просвещение родителей, жителей
микрорайона, где находится дошкольное учреждение.