Предисловие
Педагогическая профессия – одна из самых социально значимых человековедческих
профессий.
Значимость дошкольного периода жизни человека для становления его личности в
последующие годы определяет особые требования к педагогу дошкольного
образования, его профессионализму и компетентности.
Профессиональное мастерство педагога дошкольного образования рассматривается как
высший уровень педагогической деятельности, как постоянно совершенствуемое
искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по
призванию и любящему детей.
Развитие личности ребенка – ведущая задача современного дошкольного
образовательного учреждения. Для этого нужен педагог, сам личностно
развивающийся в свой профессии, для которого решение этой задачи и составляет
сущностную потребность и внутренний критерий самореализации в педагогической
деятельности.
Следовательно, овладение профессиональным мастерством является важнейшей задачей
профессионального становления и развития педагога. Профессиональное
(педагогическое) мастерство педагога дошкольного образования складывается из
целого комплекса свойств, который обеспечивает стремление к постоянному
саморазвитию и самообразованию, высокий уровень самоорганизации профессиональной
деятельности и ее выход на уровень педагогического искусства. К таким свойствам
можно отнести: гуманистическую направленность личности, креативность,
профессионально значимые личностные качества, профессиональные и методические
знания и умения, профессионально-педагогические способности и педагогическую
технику.
Изучение профессионального мастерства педагогов и потребностей в его дальнейшем
совершенствовании является актуальным и востребованным для современной практики
дошкольного образования, так как объективная оценка личных особенностей
обеспечивает определение наиболее верных направлений профессионально-личностного
развития.
Цель данного пособия – помочь педагогам (как будущим, так и состоявшимся)
разобраться в своих индивидуально-психологических особенностях и сравнить их с
требованиями, которые предъявляются к качествам и способностям педагога
дошкольного образования.
Пособие включает в себя теоретический аспект, в котором представлена краткая
историческая справка о возникновении педагогической профессии, дана
характеристика профессионально значимых личностных качеств педагога дошкольного
образования, его профессионально-педагогических способностей. Также предлагаются
сведения о барьерах профессионального развития педагога дошкольного образования
и путях их преодоления.
Особого внимания заслуживает включенный в пособие диагностический
инструментарий, который содержит различные тесты и опросники, специально
подобранные для выявления и оценки индивидуально-психологических особенностей,
качеств и способностей личности, важных и необходимых для педагогической
деятельности. Данный диагностический инструментарий позволит студентам
объективно оценить свои возможности и способности к педагогической деятельности,
скорректировать свою учебно-профессиональную деятельность, определить
направления профессионального и личностного самосовершенствования. Кроме того,
работая с опросниками и тестами, смогут расширить свои знания о
психолого-педагогической диагностике.
Сегодня, чтобы соответствовать профессии «педагог», человек должен не только
понять и принять требования профессии к личности, но и стараться овладеть
определенными знаниями, умениями, и что особенно важно, развить в себе качества,
необходимые в профессиональной деятельности.