Предисловие

Педагогическая профессия – одна из самых социально значимых человековедческих профессий.
Значимость дошкольного периода жизни человека для становления его личности в последующие годы определяет особые требования к педагогу дошкольного образования, его профессионализму и компетентности.
Профессиональное мастерство педагога дошкольного образования рассматривается как высший уровень педагогической деятельности, как постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.
Развитие личности ребенка – ведущая задача современного дошкольного образовательного учреждения. Для этого нужен педагог, сам личностно развивающийся в свой профессии, для которого решение этой задачи и составляет сущностную потребность и внутренний критерий самореализации в педагогической деятельности.
Следовательно, овладение профессиональным мастерством является важнейшей задачей профессионального становления и развития педагога. Профессиональное (педагогическое) мастерство педагога дошкольного образования складывается из целого комплекса свойств, который обеспечивает стремление к постоянному саморазвитию и самообразованию, высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности и ее выход на уровень педагогического искусства. К таким свойствам можно отнести: гуманистическую направленность личности, креативность, профессионально значимые личностные качества, профессиональные и методические знания и умения, профессионально-педагогические способности и педагогическую технику.
Изучение профессионального мастерства педагогов и потребностей в его дальнейшем совершенствовании является актуальным и востребованным для современной практики дошкольного образования, так как объективная оценка личных особенностей обеспечивает определение наиболее верных направлений профессионально-личностного развития.
Цель данного пособия – помочь педагогам (как будущим, так и состоявшимся) разобраться в своих индивидуально-психологических особенностях и сравнить их с требованиями, которые предъявляются к качествам и способностям педагога дошкольного образования.
Пособие включает в себя теоретический аспект, в котором представлена краткая историческая справка о возникновении педагогической профессии, дана характеристика профессионально значимых личностных качеств педагога дошкольного образования, его профессионально-педагогических способностей. Также предлагаются сведения о барьерах профессионального развития педагога дошкольного образования и путях их преодоления.
Особого внимания заслуживает включенный в пособие диагностический инструментарий, который содержит различные тесты и опросники, специально подобранные для выявления и оценки индивидуально-психологических особенностей, качеств и способностей личности, важных и необходимых для педагогической деятельности. Данный диагностический инструментарий позволит студентам объективно оценить свои возможности и способности к педагогической деятельности, скорректировать свою учебно-профессиональную деятельность, определить направления профессионального и личностного самосовершенствования. Кроме того, работая с опросниками и тестами, смогут расширить свои знания о психолого-педагогической диагностике.
Сегодня, чтобы соответствовать профессии «педагог», человек должен не только понять и принять требования профессии к личности, но и стараться овладеть определенными знаниями, умениями, и что особенно важно, развить в себе качества, необходимые в профессиональной деятельности.