Специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования

Педагог является представителем одной из самых социально значимых профессий. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково предназначение педагога в обществе. Труд педагога не допускает однажды усвоенного алгоритма действий: это постоянный творческий поиск оптимальных решений разнообразных педагогических задач, смелый и тонкий эксперимент, требующий от педагога цельного и твердого характера, педагогических и психологических способностей, мастерства. Все эти качества органически взаимосвязаны между собой в единой функционально-динамической структуре его личности как сознательного субъекта педагогической деятельности и активного деятеля общественного прогресса. Специфическое содержание педагогического труда определяется социальной значимостью, характером включения в целостную социальную практику человека.
Анализируя специфические особенности педагогической деятельности, М. С. Каган выделил в ней следующие характеристики:
• по содержанию – это образовательная деятельность, направленная на выполнение и изменение учебного плана, методов обучения, преобразования детей и многих сторон личности самого педагога;
• по структуре – это ценностно-ориентационная деятельность, связанная с формированием системы ценностей педагога и переноса ее на детей;
• по форме – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное или опосредованное общение.
По определению Ю. Н. Кулюткина, педагогическая деятельность есть своеобразная «метадеятельность», то есть деятельность по организации другой деятельности, а именно деятельности детей.
С точки зрения С. М. Годника, сущность педагогической деятельности заключается в объект-субъектном преобразовании личности.
Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и в то же время отличается рядом особенностей.
Обеспечивая преемственность в развитии культуры, педагог в своей деятельности изначально выражает определенные государственные интересы, таким образом, педагогическая деятельность есть деятельность государственная, выражающая требования общества, его социальных институтов. Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. В отличие от других видов деятельности продукт педагогической работы – не предмет, а человек – субъект данной профессиональной деятельности. Труд человека в сфере образования, хотя и не создает необходимого прибавочного продукта, но обеспечивает условия для активного участия людей в общественном производстве, развивая человека как главную производительную и духовную силу в условиях социального бытия. Педагог учит потребности любить. Профессия от Бога одна – педагог, другие – от педагога (В. А. Сонин). Следовательно, специфика педагогической деятельности связана, прежде всего, с особенностями ее «объекта» и «продукта». Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда – развивающаяся личность другого человека – процесс формирования и развития личности ребенка. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое.
Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект деятельности становится ее субъектом. В связи с этим, педагогическая деятельность из субъект-объектной превращается в субъект-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.
Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральная фигура которого – ребенок. Ребенок, как неповторимая личность, требует особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения, таким образом, современный педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески их преобразовывать.
Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры. Творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще.
Во многих видах деятельности некачественно выполненную работу можно переделать. В воспитании брак, допущенный педагогом, имеет необратимые последствия.
Особенность педагогической деятельности в том, что педагогу не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочую наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».
Педагогическая деятельность носит коллективный характер. Невозможно определить меру вклада в развитие ребенка какого-либо конкретного лица, следовательно, воспитание ребенка – коллективное дело, забота об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) сил всех заинтересованных взрослых.
Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, так как ориентирована на стимулирование, организацию работы всех участников воспитательного процесса. Любое воспитательное воздействие педагога должно быть целенапрaвленным, вызывающим ту или иную деятельность.
Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию, в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал.