Очевидно, что наличие у педагога данного «набора» личностных качеств желательно, так как делает его успешным в своей профессиональной среде, эффективным, как работника. Тем не менее, вероятно, нельзя быть категоричным в предъявлении жестких требований к профессионально значимым личностным качествам педагога. Это обусловлено тем, что чисто теоретически чрезвычайно сложно обобщить и создать единый образ педагога, общую стандартную модель личности, которой будет соответствовать каждый, избравший эту профессию. Все же обозначение данного спектра качеств, на наш взгляд, необходимо как своеобразного эталона, к которому педагогу следует стремиться, культивируя в себе данные качества.
Важнейшим фактором формирования профессионального мастерства педагога дошкольного образования являются педагогические способности. В. А. Сластенин отмечает, что при всей массовости педагогической профессии для овладения ею нужна довольно жесткая структура способностей и личностных качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность.
Педагогические способности – это индивидуально-психологические особенности личности, способствующие формированию педагогической умелости и овладению педагогическим мастерством, как высшим уровнем педагогической деятельности.
Рассмотрим существующие концепции педагогических способностей. Стоит отметить, что речь идет об общепедагогических способностях, которые, несомненно, проявляются и в деятельности педагога дошкольного образования.
Ф. Н. Гоноболин называет 12 собственно педагогических способностей, объединив которые, можно получить такие группы:
• Дидактические (передача знаний в краткой интересной форме) – способность делать учебный материал доступным учащимся и способность связывать учебный материал с жизнью.
• Рефлексивно-гностические – понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к детям.
• Интерактивно-коммуникативные – педагогически волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовать детский коллектив.
• Экспрессивные – способности характеризующие содержательность, яркость, образность, убедительность речи учителя.
В. А. Крутецкий подразделяет педагогические способности на 3 группы по критерию их отнесенности (к детям, передаче информации, организаторской функции и общению), выделяя соответственно:
• личностные способности;
• дидактические
• организационно-коммуникативные.
Так, в группу личностных способностей входят:
• расположенность к детям, которая выражается в чувстве глубокого удовлетворения от процесса общения с ними;
• выдержка и самообладание: способность всегда, в любой ситуации владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами);
• способность управлять своим психологическим состоянием, настроением;
Группу дидактических способностей образуют:
• способность объяснять, делать материал доступным, вызывать к нему интерес;
• академические способности: способности в области соответствующего предмета, области наук;
• экспрессивно-речевые (ораторские) способности: способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для детей.
К организационно-коммуникативным способностям относятся:
• организаторские способности: способности организовать детский коллектив, сплотить его, а также способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных педагогов вырабатывается своеобразное чувство времени – способность правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
• Коммуникативные способности: способности к общению с людьми, способность найти правильный подход к детям, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
• перцептивные способности: способности проникать во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний. Способный педагог по незначительным внешним признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ребенка.
• Авторитарные (суггестивная способность): способность эмоционально-волевого воздействия на воспитанников и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
• Педагогическое воображение (прогностические способности): способности в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности детей, связанном с представлением о том, что из ребенка получится в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка.
• Педагогический такт – это способность находить наиболее целесообразные меры воздействия на детей в зависимости от конкретной ситуации. Такт выражается в умелом сочетании уважения и требовательности к ребенку, доверия и контроля, одобрения и осуждения.
• способность к распределению внимания: одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы воспитателя. Способный, опытный педагог внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ребенка), в то же время держит в поле внимания всех детей, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственны поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).