Многогранность и одновременно несовершенство детского мира требует от педагога особой тактики при построении взаимодействия с ребенком, что, в свою очередь, предполагает проявления и развития у педагога комплекса педагогических умений. Еще один взгляд на их состав.
• Умение видеть детей. Видеть и соединять внешние симптомы с внутренним состоянием.
• Умение слушать и слышать детей. В основе данного умения хорошо известное реальное слышание не только того, какие слова произносят дети, но и тонкое постижение подтекста: отношения, пожелания, надежда и т.д. Неразвитость этой педагогической способности, профессиональная позиция «старшего» (подразумевающая «самого умного») провоцируют конфликтные отношения в системе «педагог- воспитанник». Ребенок, не получая поддержки со стороны педагога, переадресовывает личные симпатии тому, кто его слышит.
• Умение понимать детей. Оно связано с развитием эмпатии, качества сопереживания, сочувствия, сострадания. Понимание причин поступков подталкивает педагога к педагогически целесообразным, мудрым решениям в ходе взаимодействия с детьми.
• Умение самопознания и самосовершенствования. Оно во взыскательном отношении педагога к самому, в его стремлении хорошо знать особенности собственной личности, возможные реакции на стрессовые ситуации, которыми, как известно, полна педагогическая действительность, и в осмыслении возможных путей преодоления трудностей собственного становления.
• Умение управлять собой в процессе педагогических действий. Это умение предполагает развитие у педагога многих профессионально значимых качеств, в частности, терпения, выдержки.
Н. В. Микляева и Ю. В. Микляева подчеркивают, что профессия дошкольного педагога требует двойной подготовки – человековедческой и специальной. Человековедческая подготовка помогает приобрести специалисту положительные личностные качества педагога.
Итак, в основе формирования профессионального мастерства педагога дошкольного образования лежит педагогическая умелость, комплекс профессионально значимых личностных качеств и способностей, обеспечивающих высокий уровень профессионально-педагогической деятельности и успешность в ней.