Многогранность и одновременно несовершенство детского мира требует от
педагога особой тактики при построении взаимодействия с ребенком, что, в
свою очередь, предполагает проявления и развития у педагога комплекса
педагогических умений. Еще один взгляд на их состав.
• Умение видеть детей. Видеть и соединять внешние симптомы с внутренним
состоянием.
• Умение слушать и слышать детей. В основе данного умения хорошо известное
реальное слышание не только того, какие слова произносят дети, но и тонкое
постижение подтекста: отношения, пожелания, надежда и т.д. Неразвитость этой
педагогической способности, профессиональная позиция «старшего»
(подразумевающая «самого умного») провоцируют конфликтные отношения в
системе «педагог- воспитанник». Ребенок, не получая поддержки со стороны
педагога, переадресовывает личные симпатии тому, кто его слышит.
• Умение понимать детей. Оно связано с развитием эмпатии, качества
сопереживания, сочувствия, сострадания. Понимание причин поступков
подталкивает педагога к педагогически целесообразным, мудрым решениям в ходе
взаимодействия с детьми.
• Умение самопознания и самосовершенствования. Оно во взыскательном
отношении педагога к самому, в его стремлении хорошо знать особенности
собственной личности, возможные реакции на стрессовые ситуации, которыми,
как известно, полна педагогическая действительность, и в осмыслении
возможных путей преодоления трудностей собственного становления.
• Умение управлять собой в процессе педагогических действий. Это умение
предполагает развитие у педагога многих профессионально значимых качеств, в
частности, терпения, выдержки.
Н. В. Микляева и Ю. В. Микляева подчеркивают, что профессия дошкольного
педагога требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.
Человековедческая подготовка помогает приобрести специалисту положительные
личностные качества педагога.
Итак, в основе формирования профессионального мастерства педагога
дошкольного образования лежит педагогическая умелость, комплекс
профессионально значимых личностных качеств и способностей, обеспечивающих
высокий уровень профессионально-педагогической деятельности и успешность в
ней.