Лекция 15. Научно - методическая деятельность преподавателя
педагогического колледжа
План.
1. Понятие и сущность научно – методической деятельности преподавателя.
2. Функции и виды методической деятельности педагога.
3. Содержание научно – методической деятельности преподавателя педколледжа.
4. Методические умения преподавателя.
Литература:
1. Ерошина, В.И. Методическая деятельность педагога // Профессионал. – 2004. - №
3. – С. 21 – 24.
2. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗе / Л. Г. Семушина, Н.
Г. Ярошенко. – М. : Владос, 2002. – 298 с.
3. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. – М. :
Издательский центр «Академия», 2007. – 162 с.
1.Понятие и сущность научно - методической деятельности преподавателя.
Педагогическая деятельность преподавателя многогранна, сложна, трудоемка, в ней
нет неизменных элементов. Все это требует постоянного поиска наиболее важного
содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей
сотрудничества с обучающимися в процессе обучения.
Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя
является его научно – методическая работа.
Методическая работа – это одна из обязанностей преподавателя ССУЗа и направлена
на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины.
Научно – методическая работа – это научное исследование, цель которого получение
собственных, т.е. авторских выводов и результатов в области преподавания
конкретной образовательной дисциплины и в рамках избранной темы (Е. Ю.
Тепишкина).
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как
самостоятельный вид профессиональной деятельности преподавателя. В
педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую
деятельность.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической
работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими
средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая – заключается в
том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному
предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и
обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность»,
«обучающая деятельность» используются как синонимы.
Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую
деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с
четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической
деятельности.
Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По
значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и
воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид
профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик
обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным
предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические
основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности
педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.
Главная цель научно – методической работы:
повышение профессиональной квалификации и научно – методического уровня
педагогов;
обеспечение целостного педагогического процесса научно – обоснованными
методическими материалами (программами, планами, учебными пособиями,
дидактическими материалами и т. д.).
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.
Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу,
наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность,
приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный процесс. Для того
чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое,
материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в
их предмете деятельности.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является
процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы
реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом
специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется
опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе
методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов.
Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который
сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими
формами представления методического творчества в практике обучения являются его
обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров
преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной
научно-методической системы.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически
переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления
информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы
обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы и т.д.
Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный
вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и
конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять
регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу
учебных дисциплин.
2.Функции и виды методической деятельности педагога.
Основными функциями методической деятельности преподавателя выступают:
аналитическая, связанная с анализом существующих методических разработок,
материалов, опыта коллег;
проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой
содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием
предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации),
представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию
педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных
умений и навыков;
нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований
учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе
учебного заведения;
исследовательская – поиск новых форм и методов работы.
Виды методической деятельности.
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального
компонента педагогической деятельности.
Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления
планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному
предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической
деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, относятся:
-анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
-методический анализ учебного материала;
-планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
-моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
-конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и
практических умений;
-разработку методики обучения по предмету;
-разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
-управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
-рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его
результатов.
Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего
многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В
процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые
обеспечивают подготовку педагога к занятиям.
3.Содержание научно – методической деятельности преподавателя педагогического
колледжа.
В качестве компонентов, составляющих содержание научно – методической
деятельности преподавателя, можно выделить следующие:
-анализ профессиональной деятельности специалистов, выявление основных трудовых
функций и профессиональных компетенций – разработка модели специалиста
разработка модели профессиональной подготовки (учебных планов, программ и др.);
-разработка учебно – методического обеспечения преподаваемых дисциплин;
-совершенствование форм и методов обучения;
-индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация
заданий в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным
планам);
-разработка заданий для самостоятельной работы студентов (обучающих программ,
задач, упражнений, деловых игр и др.);
-разработка дидактических материалов для учебных занятий;
-методические разработки, как обобщение накопленного опыта по отдельной проблеме
организации учебно – воспитательного процесса (методические рекомендации,
методические пособия, учебные пособия, учебники;
-более сложный этап – методическая работа с элементами научного исследования:
научные проекты, диссертации, участие в грантах, конкурсах, выставках.
О результатах своей научно – методической работы преподаватель докладывает на
заседаниях предметно – цикловых комиссий, конференциях, заседаниях кафедры,
педагогических чтениях, в периодической печати.
В колледже действует целостная методическая служба – это система взаимосвязанных
мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников,
их профессионального мастерства, в конечном счете – на повышение качества
профессионального образования (В. И. Ерошина).
Можно выделить основные направления методической службы:
педагогическое: оказание практической помощи педагогам в совершенствовании
методического мастерства, повышение квалификации, консультативная помощь
преподавателям в научно – методическом обеспечении образовательных стандартов.
Управленческое: создание педагогического коллектива, способного к инновационным
преобразованиям учебно – воспитательного процесса в условиях реализации
государственного образовательного стандарта.
Научное: организация опытно – экспериментальной работы по апробации новых идей,
концепций, программ развития образовательного учреждения.
Технологическое: анализ на диагностической основе педагогической деятельности,
описание педагогического труда, осмысление перехода на новые педагогические
технологии.
Главным органом методической службы являются предметно – цикловые комиссии.
Предметно – цикловая комиссия – это общеколледжное объединение преподавателей
определенного предмета или близких между собой предметов (например, общественных
дисциплин, педагогики и психологии и др.).
Каждую предметно – цикловую комиссию возглавляет председатель, внутри них
работают ведущие специалисты по отдельным дисциплинам. Вне предметно – цикловых
комиссий существуют самостоятельные творческие группы и методические объединения
(например, методическое объединение классных руководителей). Базовым компонентом
предметно – цикловых комиссий являются преподаватели колледжа – исполнители
научно – методической работы, которые работают в предметно – цикловых комиссиях,
творческих группах и др. под руководством своих председателей или индивидуальных
научных руководителей и консультантов.
В систему научно – методической деятельности колледжа включаются методический
кабинет, библиотека, информационно – техническая служба, которая обеспечивает
тиражирование авторских дидактических материалов, создание электронных
презентаций обобщенного опыта, видеосъемку и др.
Вся научно – методическая работа проводится в строгом соответствии с годовым
планом колледжа, курируется директором колледжа. Оперативное руководство
осуществляет заместитель директора по научно – методической работе.
Научно – методическая система педагогического колледжа включает также внешнюю
кооперацию:
-научные учреждения и вузы;
-различные органы и учреждения образования;
-органы и учреждения печати.
Также можно выделить основные формы методической работы:
-коллективные: педагогический совет, методический совет, методические
объединения, методические комиссии, педагогические мастерские, экспериментальные
лаборатории, предметно – цикловые комиссии.
-Индивидуальные: самообразование, курсы повышения квалификации (как минимум раз
в пять лет) – краткосрочные – 72 часа, тематические и проблемные семинары –
72-100 часов, длительные – более 100 часов; индивидуальная работа педагога над
повышением профессионального мастерства.
Таким образом, результатом научно – методической деятельности преподавателя
является методический профессионализм – это мера и способ творческой
саморегуляции личности в разнообразных видах общения и деятельности,
направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и
технологий.
4. Методические умения преподавателя.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических
умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные
действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с
предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические
умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных
классификаций.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими
основами профессиональной школы. Она включает:
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению
специалиста.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала,
учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала:
блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических
задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и
практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности
знаний и умений учащихся.
9. Умение разрабатывать различные формы учебной и учебно-практической
деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного
материала. В нее входят:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой схеме на основе методического
анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по
профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать
соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и
предполагает:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на
практике.
2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и
реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее
в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием
цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его
операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических
рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе
изучения предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в
ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения.
Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами
профессиональной школы на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их
комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области.
Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования
сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического
творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая
деятельность педагога-практика.
Таким образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью
профессиональной деятельности преподавателя педагогического колледжа и
направлена на совершенствование методики преподавания читаемой дисциплины.
|