Глоссарий

А
Авторитет педагога – общепризнанная учащимися значимость достоинств преподавателя и основанная на этом сила его воспитательного воздействия.
Активизация познавательной деятельности – организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучающегося.
Активные методы обучения – методы обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом (деловые игры, анализ педагогических ситуаций, учебная дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм» и др.)
Альтернативные учебные заведения – образовательные учреждения, действующие параллельно или дополнительно к государственным и создающие альтернативу государственному образованию.
Анализ занятия – один из видов методической работы в средних специальных учебных заведениях, направленный на разбор и оценку учебного занятия в целом и отдельных его сторон с целью повышения квалификации преподавателей, оказания им методической помощи, изучения и обобщения их опыта.
Артистизм педагогический – свойство личности педагога, заключающееся в развитии образного мышления, выразительности поведения и речи, разумной экспрессии и привлекательности; позволяет осуществить эмоционально насыщенное внушающее воздействие на аудиторию.


Б

Базовое среднее профессиональное образование – образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена.




В
Вариативное профессиональное образование – процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью содержательных блоков профессионального становления и саморазвития личности.
Воспитанность – достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.
Воспитательное мастерство – мера совершенства педагога в реализации системы воспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач.
Воспитательная система – объединят комплекс воспитательных целей; людей, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.
Воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.

Г
Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания; обеспечение образовательным процессом разностороннего и гармоничного развития природных сил и способностей человека.
Гуманитаризация образования – система мер, направленных на развитие общекультурных компонентов в содержании образования и на формирование личной зрелости обучающихся.

Д
Деловая игра – метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения.
Демократизация образования – расширение прав и свобод образовательных учреждений; привлечение родителей и общественность к управлению образованием.
Диверсификация образования («изменение», «разнообразие») – переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней и форм получения образования; призвана расширить возможности самореализации личности.
Дидактический материал – особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
Дидактические средства - средства, с помощью которых реализуются цели обучения. Делятся на средства материального характера и средства нематериального характера.
Дистанционное обучение – форма обучения на расстоянии, когда «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечивается с помощью современных технологических электронных средств.
Дискуссия – характеризуется различием позиций в соединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.
Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, форм, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учащимся.


З
Задача познавательная – учебное задание, предполагающее поиск студентами новых знаний, способов и стимуляцию активного использования ими в обучении связей, отношений, доказательств.
Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Знания – результат познания человеком объективной реальности, верное ее отражение в виде понятий, законов, принципов, теорий, суждений; форма закрепления, обобщения и передачи от одного поколения людей другому опыта, полученного в процессе практической деятельности человека.


И
Импровизация педагогическая – способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решения сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции.
Инвариантный – остающийся без изменения при определенных преобразованиях, при переходе к новым условиям.
Индивидуальность – Своеобразное сочетание присущих человеку качеств (биологических, физических, социальных, психологических), отличающих его от других и определяющих специфику его самоопределения и самопроявления.
Индивидуальный стиль деятельности – совокупность способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития; система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований.
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога – субъективное свойство, развивающаяся и динамичная связь профессиональных и индивидуально-личностных характеристик педагога, которая проявляется в способности личности найти гармонию между потенциальными возможностями своего «Я» и требованиями профессии, в системе педагогических взглядов, чувств, установок, нравственных принципов и ценностных ориентаций и обеспечивает собственную позицию педагога в решении педагогических задач.
Инновация – в образовании означает нововведение, новшество; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических и научно-технических достижений.
Инновационные педагогические процессы – введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, предполагает качественно новые концепции содержания и форм образования.
Интеграция образования – процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреждений, а также субъектов образовательного процесса.
Информатизация образования – массовое внедрение в педагогическую практику информационных технологий, основанных на широком использовании вычислительной и информационной техники, с целью создания условий для перестройки учебной деятельности и расширения познавательных возможностей обучающихся.
Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программы и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.
Информационное поле педагога – объем сведений, знаний, лежащих в основе его профессиональной деятельности.
Исследовательский метод обучения – метод проблемного обучения, предполагающий самостоятельное учебное исследование, которое обучающиеся выполняют индивидуально или малыми группами.


К
Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования определяется факторами, обуславливающими его социальную эффективность: содержание, высокая компетентность педагогических работников, новейшие педагогические технологии, материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность, полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях.
Квалификация – уровень развития способностей педагога, позволяющий ему выполнять профессиональные функции определенной степени трудности; характеризующийся объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник.
Квалификационная характеристика – государственный нормативный документ, определяющий место специалиста в народном хозяйстве страны, основные требования к его мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей.
Квазипрофессиональная деятельность – имитация педагогической деятельности: «урок», «ситуация», «составление плана воспитательной работы» и т.п.
Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по учебным индивидуальным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации.
Компетенции – взаимосвязанные качества личности (знания, умения, навыки, способы деятельности, готовность к их реализации), задаваемые спецификой деятельности и необходимые для качественного и продуктивного ее осуществления.
Компетентность профессиональная – включает не только представление о квалификации (профессиональные знания, умения, навыки, опыт), но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.
Комплексное методическое обеспечение учебного процесса – планирование, разработка и создание комплекса учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения, необходимых для профессионального обучения студентов в рамках времени и содержания, определенных учебными планами и программой.
Коммуникативная компетентность педагога – интегративное личностное качество, регулирующее всю систему отношений и предполагающее готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения.
Конкурентоспособность молодого специалиста – показатель качества профессиональной подготовки и возможности реализации профессиональных и личностных качеств выпускников профессиональных образовательных учреждений в интересах современного производства.
Контроль качества профессионального образования – обеспечение соответствия результатов профессионального обучения стандарту профессионального образования.
Коэффициент полноты учебного предмета – отношение количества учебных элементов в изучаемом предмете к количеству объектов в соответствующей учебному предмету отрасли науки.
Креативность – способность к продуктивной творческой деятельности.




Л
Лабораторная работа – форма проведения занятия, представляющая собой вид самостоятельной учебной деятельности, в ходе которой обучающиеся выполняют опыты, измерения, элементарные исследования, подтверждающие изученные теоретические положения.
Лекция – систематическое устное изложение учебного материала.
Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимоотношениях с каждым обучающимся и коллективом; предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, развитии его возможностей.
Личностно-ориентированное обучение – часть педагогического процесса, обеспечивающая развитие, саморазвитие, самореализацию и самовоспитание личности учащегося, становление его самобытного личностного образа и безопасного диалогического взаимодействия с людьми, природой, цивилизацией, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности (по И.С.Якиманской).


М
Мастерство – высший уровень профессионального развития, характеризующийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Межпредметные связи в обучении – отражают комплексный подход к обучению, воспитанию, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.
Метод «мозгового штурма» – метод группового обучения или воспитания, стимулирующий познавательную активность и основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем.
Метод обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей обучающихся, овладение средствами самообразования.
Методика – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Методы воспитания – упорядоченные практические совместные действия педагога и воспитанника, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта.
Методы контроля – способы получения информации о результативности процесса обучения.
Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Методологическая культура педагога – это особая форма функционирования педагогического сознания, управляющего мышлением педагога и проявляющегося в методологических умениях целеполагания, определения ведущих принципов, отбора и перестройки содержания, моделирование и конструирование условий и средств, формирующих и развивающих личностные структуры обучающихся.
Мобильность (профессиональная) – свойство личности, способствующее быстрому реагированию на ситуацию затруднения и актуализирующее все потенциальные возможности субъективной активности специалиста при выборе вариантов и способов решения профессиональных задач и прогнозирования профессиональной самореализации.
Модель – это созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая существенные для данной цели познания стороны изучаемого объекта.
Модель выпускника (специалиста) – характеристика существенных личностных качеств, знаний, умений, навыков, необходимых специалисту для выполнения типовых задач в определенной области профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
Модель виртуальных миров в обучении – компьютерная технология, обладающая эффектом присутствия, основана на трехмерных объектах, являющихся усовершенствованной электронной моделью учебной аудитории.
Мониторинг образования – планомерное диагностическое отслеживание образовательного процесса.
Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.

Н
Направленность личности – это мотивационная обусловленность действий, поступков всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются, с одной стороны, личные потребности, а с другой – общественные требования.
Непрерывное образование – явление образования, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения.
Неформальная группа – система нормативно не предусмотренных и не регулируемых в административном или правовом порядке личностных и межгрупповых отношений, которые складываются на основе психологических факторов, отличаются определенной направленностью интересов, общения, сотрудничества, атрибутами, символикой.
Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое помощью использования инноваций.

О
Образовательная программа – документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающее общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.
Образование – процесс и результат усвоения знаний и развития умственных способностей.
Образовательное пространство – специальное смоделированное многомерное социальное пространство, обеспечивающее разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности сообразно индивидуальным особенностям физического, соматического, психологического, духовно-нравственного и социального здоровья.
Образовательные технологии – совокупность способов и средств эффективного решения дидактических проблем и управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых поддается четкому описанию и определению.
Обучение – совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности студентов посредством организации усвоения ими системы знаний, способов действий, опыта творческой деятельности.
Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению.
Обученность – результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).
Общительность – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками.
Объяснение – совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении.
Оксидентальные способности – способности предвидеть опасности.

П
Парадигма – совокупность теоретико-методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на определенном этапе.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач.
Педагогический контроль – система проверки результатов обучения и воспитания студентов.
Педагогический совет – постоянно действующий совещательный орган при директоре образовательного учреждения, имеющий не менее 4 человек. Обсуждает мероприятия по улучшению учебно-воспитательного процесса.
Педагогика сотрудничества – педагогическая технология, совокупность приемов, выстраивающих отношения на приоритетных началах.
Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач или на планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с обучающимися с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Перцептивность – качество преподавателя, позволяющее объективно понять и оценить внутреннее состояние обучающегося.
Подготовка педагога к занятию – предварительная учебно-методическая работа, цель которой – успешное проведение предстоящего занятия.
Предметные (цикловые) комиссии – общеколледжное объединение преподавателей определенного предмета или близких между собой предметов.
Преподаватель – работник высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий какой-либо предмет и воспитательную работу.
Приемы активизации познавательной деятельности – приемы, побуждающие студентов к активному участию в освоении учебного материала.
Профессиограмма – характеристика профессии, описание существенных сторон профессиональной деятельности; - это документ, регламентирующий технологию требований, предъявляемых профессией к личным качествам, психологическим особенностям, физическим возможностям человека.
Профессионал – социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности.
Профессиональные потребности – испытываемая выпускником нужда заниматься определенной профессиональной деятельностью, достигнуть высот профессионализма, использовать только морально безупречные и правомерные способы работы.
Профессиональная подготовка – особый вид подготовки, конечной целью которой является развитая личность профессионала и его способности выбирать профессионально значимые смыслы и принципы, организовывать свою деятельность, быть свободным, инициативным, творческим.
Профессиональное самосознание педагога – процесс осознания и преживания субъективной значимости развития и личностного роста в профессиональной деятельности и активное стремление к реализации своих сущностных сил в деятельности и общении.
Профессиональные мотивы – конкретные мотивы, влияющие на выбор профессии, привязанность к ней, отношение к месту работы, должности; определяющие профессиональные решения и поступки.
Профессиональное умение – освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения сложного профессионального действия в нестандартных, необычных, трудных ситуациях.
Профессиональный навык – доведенный до автоматизма способ эффективного выполнения какого–то профессионального действия.
Профессионализм – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.
Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.

Р
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности.
Реферат – письменная работа обучающихся на заданную тему, выполненная на основе изучения одного или нескольких литературных источников.
Рейтинговый контроль – индивидуальный числовой показатель учебной деятельности студента, характеризующий уровень достижения студента по результатам обучения по предмету или циклу предметов.
Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

С
Самоактуализация – стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, переход из состояния возможностей в состояние действительности.
Самообразование – образование, приобретаемое человеком в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении; активная целенаправленная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Самостоятельная учебная работа – любая организованная преподавателем активная деятельность обучающихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время.
Самопрезентация – намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления о себе у окружающих.
Семинар – форма организации учебного процесса, состоящая в самостоятельном изучении студентами по заданию руководителя отдельных вопросов и тем лекционного курса, с последующим оформлением материала в виде реферата или доклада.
Семинарские занятия - форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение студентами темы, учебной проблемы под руководством преподавателя.
Система – целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Системный подход – рассматривает строение (структуру), поведение (функции) и развитие (генезис) объекта не изолировано, а в циклической взаимосвязи.
Социальный заказ образованию – требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.
Содержание педагогического образования – объем и характер систематизированных профессионально ценных знаний, практических умений, необходимых и достаточных будущему педагогу для самореализации в профессиональной деятельности.
Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего (начального профессионального) образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или других образовательных учреждениях среднего профессионального образования по основным образовательным программам, отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Среднее специальное учебное заведение – образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Средства обучения – совокупность предметов, которые заключают в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений, навыков, управления их познавательной и практической деятельностью.
Средства коммуникативного процесса – различные знаковые системы, прежде всего речь, оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика), экстралингвистическая система (интонация, неречевые вкрапления в речь), система контакта глазами, система организации пространства и времени коммуникации.
Стандарт образования – документ, в котором определены конечные результаты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро образования; оптимальный минимум содержания образования.
Стиль педагогического общения – совокупность индивидуальных особенностей, способов, характера осуществления педагогического взаимодействия.
Структура занятия – совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность занятия и достижение дидактических целей.
Студентом – является лицо, зачисленное приказом директора среднего специального учебного заведения для освоения образовательных программ среднего профессионального образования. Студенту среднего специального учебного заведения выдаются студенческий билет и зачетная книжка устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти образца. По окончании среднего специального учебного заведения студенту выдается диплом.
Студенчество – это мобильная социальная группа, целью деятельности которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.
Суггестия – воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы людей, нередко помимо, а иногда и против, их воли.
Т

Творческое мышление – способность обучающегося самостоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий, которые составляют содержание учебного процесса.
Техникум – основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Технология – содержание, формы, методы, обеспечивающие оптимальные условия процесса образования.
Технология обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету, инструментарий достижения целей обучения, систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения; система способов и средств достижения целей управления процессом обучения.
Типовое положение об образовательном учреждении – свод нормативно–правовых оснований, регламентирующих учебно–воспитательную, организационно–хозяйственную и управленческую деятельность субъектов образовательного процесса, их права и обязанности.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение, выдержка, самообладание.
Тьютор – преподаватель–консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме обучения и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.

У

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Упражнение – это многократное выполнение каких–либо действий для приобретения навыков и получения более совершенных умений.
Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на прочное овладение знаниями, умениями, навыками.
Учебная программа – нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждые раздел и тему.
Учебное занятие – форма организации учебной работы в средних специальных учебных заведениях, при которой преподаватель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом студентов по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения дидактических задач, определяемых требованиями учебной программы.
Учебно–методический комплекс – система нормативных и методических документов, определяющих цели обучения и содержание дисциплины, методы и средства формирования у студентов знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств; подсистема учебно–методического обеспечения, регламентирующая все виды учебной деятельности обучающихся, значительно облегчающая труд преподавателя и способствующая интенсификации обучения.
Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, годовое и недельное количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, структуру учебного года.
Учебный предмет – дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки. При создании такой системы используют линейное построение, в котором отражена логика соответствующей науки в соответствии с уровнем развития и учебно-образовательной подготовкой учащихся.

Ф
Фасилитационная функция профессионального образования –усиление эффективности взаимодействия за счет особых личностных качеств субъектов этого процесса.
Форма обучения – внешняя сторона организации учебного процесса; способ организации деятельности обучающихся, который зависит от количественного охвата обучающихся, характера взаимодействия субъектов обучения, степени самостоятельности обучающихся, специфики педагогической деятельности.

Ц
Централизация управления – процесс передачи основных функций управления центральным органам.
Цикл обучения – совокупность специально организованных и управляемых процессов взаимодействия педагогов и обучающихся, направленных на усвоение знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей и потенциальных возможностей обучающихся, осуществляемых в течение определенного промежутка времени.

Ч
Частная методика – система методов изучения отдельных предметов.

Э
Эвристическая беседа – метод обучения, при котором педагог не сообщает обучающимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет обучающихся на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, знаниям, выводам.
Экзамен – метод проверки знаний, умений и навыков обучающихся. В среднем профессиональном учебном заведении экзамены могут быть вступительными, семестровыми, курсовыми и государственными.
Экстравертированность – склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений и интересов на внешний мир и окружающих людей.
Электронная библиотека – средство информационной поддержки дистанционного образования, содержит фотографии, звукозапись, музыкальное сопровождение и видеофрагменты.
Электронная почта – передача данных с помощью электронных средств на конкретные адреса с соблюдением конфиденциальности.
Эмпатия – способность проникаться эмоциональным состоянием другого человека.
Эмоциональное заражение – воздействие на человека путем передачи эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики, движений.

Я
Я–концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность и взаимодействие с другими людьми.