Лекция 1. Место среднего профессионального образования в
системе непрерывного образования
План.
1. Понятие «среднее профессиональное образование». Уровень образования
специалистов среднего звена.
2. Понятие и цель непрерывного образования.
3. Роль среднего профессионального учебного заведения в подготовке специалистов.
Литература:
1. Булавенко, О.А. Новые подходы к непрерывному образованию // Школьные
технологии. - 2006. - №1. – С. 12-15.
2. Концепция непрерывного образования // Народное образование. - 1989. - №10. –
С.21- 32.
3. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное
пособие / Н. А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 1999.- 304 с.
4. Старикова, Л. Д. Современная трактовка непрерывности образования // Высшее
образование сегодня. – 2008. - № 10. – С. 76 – 79.
1.Понятие среднего профессионального образования. Уровень образования
специалистов среднего звена.
Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего,
среднего (полного) общего или начального образования, осуществляемое в ССУЗах по
основным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным
государственным образовательным стандартам. Оно завершается итоговой аттестацией
и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.
Среднее профессиональное образование может быть получено на двух образовательных
уровнях: базовом и повышенном.
Базовое образование приобретается обучающимися в учреждении среднего
профессионального образования по основной профессиональной образовательной
программе, выключающей в себя общие гуманитарные, социально-экономические,
математические, общие естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные
дисциплины и производственную практику. Этот образовательный уровень может быть
достигнут не менее чем за три года. Освоение образовательной программы
завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей
квалификации и специальности среднего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование повышенного уровня может быть получено
также в рамках основной профессиональной образовательной программы и программы
дополнительной подготовки объемом не более одного года, включающей в себя
производственную (профессиональную) практику, углубленную и (или) расширенную
теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам и
(или) циклам дисциплин. Общий нормативный срок обучения на базе основного общего
образования должен составлять не менее четырех лет. Данная программа завершается
итоговой аттестацией, включая выпускную квалификационную работу с присвоением
выпускнику соответствующей квалификации специалиста и дополнительной записью о
прохождении углубленной подготовки.
2. Понятие и цель непрерывного образования. Профессиональное образование
рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями
современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и
совершенствовании специалистов.
Непрерывное образование – это явление образования, всеохватывающее по полноте,
индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее
каждому возможности реализации собственной программы его получения.
Цель непрерывного образования – развитие личности как в периоды ее физического и
социально-психологического становления, расцвета и стабилизации жизненных сил и
способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план
выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.
Системообразующим фактором непрерывного образования служит осознанная
общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.
Смысл непрерывного образования преимущественно в том, чтобы уже в условиях
общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний,
умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать
и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и
профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и
добывать необходимые знания.
Непрерывное образование как педагогическая система – это целостная совокупность
средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего
образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и
нравственной зрелости личности. Функционирование непрерывного образования как
системы достигается за счет: демократизации, обеспечивающей доступность,
многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий для получения
и углубления его знаний; открытости системы, выражающейся в способности к
постановке новых целей, опережающему обновлению содержания воспитания и
обучения; гуманизма, т.е. обращенности к человеку.
Тенденция непрерывности образования находит свое отражение в разработке
концепции непрерывного профессионального образования, системы многоуровневой
профессиональной подготовки посредством создания образовательных программ,
обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального
образования на всех его ступенях )начальное, среднее, высшее) и направленных на
непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста.
Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных
программ обеспечивается введением государственных образовательных стандартов
начального, среднего и высшего профессионального образования.
Система непрерывного образования в конечном счете обеспечивает систематическую,
целенаправленную деятельность личности по получению, совершенствованию знаний,
умений, навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и
путем самообразования.
Непрерывное образование можно отнести: к личности (означает, что человек учится
постоянно, без длительных перерывов либо в образовательных учреждениях, либо
самостоятельно); к образовательным процессам (непрерывность в образовательном
процессе выступает как характеристика включенности человека в образовательный
процесс на всех стадиях ее развития, характеризует преемственность
образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного
жизненного этапа человека к другому); к организационной структуре образования
(непрерывность характеризует номенклатуру сети образовательных учреждений и их
взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих
взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить
все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом,
так и в каждом отдельном регионе, у каждого человека) [1].
Таким образом, непрерывность образования должна обеспечивать возможность
многомерного движения личности в образовательном пространстве и создавать для
нее оптимальные условия для такого движения.
3. Роль среднего профессионального учебного заведения в подготовке специалистов.
Учебные заведения средней профессиональной школы возникли еще в XVII веке,
однако, как особая ступень в системе профессионального образования они
сформировались в конце XIX-XX веков.
Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) – это образовательное учреждение,
реализующее профессиональные образовательные программы среднего
профессионального образования. К ССУЗам можно отнести училище, колледж,
техникум. Училище – основный тип ССУЗ, реализующий профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования. Колледж –
самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное
подразделение университета, института), реализующее профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования.
Главные задачи среднего профессионального учебного заведения:
-удовлетворение потребности личности в получении среднего профессионального
образования и квалификации в --избранной области профессиональной деятельности;
-удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном,
нравственном и физическом развитии;
-удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах со средним
профессиональным образованием;
-переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих
кадров;
-распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и
культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
Таким образом, профессиональное образование – это непрерывный процесс, в котором
среднее профессиональное образование является одним из звеньев. Получая среднее
профессиональное образование, личность имеет возможность удовлетворить свои
образовательные потребности и приобрести профессионально значимые компетенции.
|