Рабочая программа курса «Методология и методика
психолого-педагогических исследований».
Цель и задачи дисциплины
Цель: обучить студентов основным методам выполнения психолого-педагогического
исследования.
Задачи:
1. Вооружить студентов знаниями о методических основах психолого-педагогического
исследования; методике их проведения.
2. Научить навыкам исследования проблемы в специальной литературе и на практике.
3. Научить анализу и самоанализу результатов исследования, литературному
оформлению студенческих научных работ.
4. Формировать у студентов способность выполнения курсового и дипломного
исследований.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По завершению курса «Методология и методика психолого-педагогического
исследования» студенты должны усвоить:
- структуру психолого-педагогического исследования;
- условия проведения психолого-педагогического исследования;
- пути организации исследования;
- понятийный аппарат конкретного исследования;
- методы сбора научной информации;
- характеристику психолого-педагогического эксперимента;
- требования к оформлению результатов исследования.
Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Актуальность курса.
1. Характеристика современных проблем педагогического исследования.
2. Понятие методологии, метода и методики исследования.
3. Объект и предмет исследования.
4. Общее и частное в исследовании.
Раздел II. Исходные положения методологии исследования.
1. Социальная сущность воспитания, взаимодействие биологического и социального,
объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование личности.
2. Учет законов философии – необходимое условие процессов развития личности.
3. Учет логики внутреннего развития каждого явления.
Раздел III. Структура научного исследования.
1. Этапы исследовательской деятельности.
2. Структура реферата, курсовой и выпускной квалификационной работ, особенности
их построения.
3. Различия между курсовой и выпускной квалификационной работами.
Раздел IV. Методика психолого-педагогического исследования.
1. Выбор темы исследования и библиографический поиск литературных источников.
2. Построение методологического аппарата исследования.
3. Примеры построения методологического аппарата исследования.
Раздел V. Методы сбора научной информации, их характеристика.
1. Классификация методов исследования.
2. Характеристика методов педагогического исследования.
3. Достоинства и недостатки основных методов исследования. Исследовательские
возможности различных методов.
Раздел VI. Педагогический эксперимент.
1. Понятие педагогического эксперимента, его возможности.
2. Виды педагогического эксперимента: естественный, лабораторный, констатирующий
и формирующий.
3. Этапы проведения эксперимента: предшествующий эксперимент, подготовка и
проведение эксперимента, подведение итогов.
Раздел VII. Статистические методы исследования: исходные понятия.
1. Исследование методов математической статистики в педагогическом исследовании.
Раздел VIII. Обработка результатов исследования.
1. Оформление итогов научного исследования.
2. Составление приложений.
3. Подготовка черновой рукописи.
4. Оформление квалификационной работы.
5. Правила перепечатки рукописи.
6. Подготовка к защите квалификационной работы.
Раздел IX. Использование результатов педагогического исследования в
практике дошкольного образования.
1. Внедрение результатов исследования в практику дошкольного образования.
2. Определение понятия «передовой педагогический опыт». Критерии отбора
передового педагогического опыта.
3. Классификация передового педагогического опыта.
4. Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического
опыта.
5. Анализ и обобщение опыта.
Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература:
а) основная:
1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического
исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Загвязинский
В. И., Атаханов Р. – М.: Академия, 2005.
2. Рященко, И. Р. Как написать и оформить курсовое и квалификационное
(дипломное) исследование: учебно-методическое пособие / Рященко И. Р. – Томск:
Изд-во ТГПУ, 2006.
б) дополнительная:
1. Бабанский, Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований
/ Бабанский Ю. К. – М., 1982.
2. Борикова, Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу:
учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / Борикова Л. В., Виноградова Н.
А.. – М.: Академия, 2000.
3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. –
М., 1988.
4. Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психологического исследования: учеб.
метод. пособие / Гадельшина Т. Г. – Томск, 2002.
5. Дмитриенко, В. А. Методологические основы прогнозирования педагогической
деятельности. Вопросы обучения и воспитания / Дмитриенко В. А. – Томск, 2000.
6. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактических исследований /
Загвязинский В. И. – М., 1982.
7. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для
вузов / Корнилова Т. В. – М.: Аспект Пресс, 2003.
8. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления
и порядок защиты / Кузин Ф. А. – М., 2000.
9. Предшкольное образование - проблемы и перспективы развития // Материалы
Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2007 г.
Ростов-на-Дону, 2007.
10. Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири /
Под ред. В. А. Дмитриенко.- Томск, 2002.
Средства обеспечения освоения дисциплины:
Рабочие программы дисциплины, составленные преподавателями кафедры дошкольного
образования и логопедии ПФ ТГПУ
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Дидактические материалы: раздаточный материал по написанию и оформлению
рефератов, курсовых и квалификационных работ.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
для самостоятельной работы:
1. Что изучает методология педагогики? В чем состоит содержание основных
положений методологии педагогики?
2. Назовите и охарактеризуйте уровни методологии.
3. Назовите методологические принципы педагогического исследования.
4. Назовите и охарактеризуйте этапы педагогического исследования.
5. Как соотносятся проблема и тема педагогического исследования?
6. Чем определяется актуальность исследования?
7. Назовите требования, предъявляемые к определению объекта и предмета
педагогического исследования.
8. Как соотносятся цели и задачи в научном исследовании?
9. Каково предназначение гипотезы в исследовании?
10. Как внедряются результаты исследований в педагогическую практику?
11. В чем преимущества и недостатки различных подходов к классификации
исследовательских методов?
12. Каковы различия между наблюдением и экспериментом?
13. Каковы особенности применения тестирования в рамках
психолого-педагогического исследования?
14. Охарактеризуйте метод моделирования в дошкольном образовании.
15. С какой целью применяются математические методы и методы статистики?
16. Каковы функции психолого-педагогического обследования?
17. Охарактеризуйте главные составляющие опытно-экспериментальной работы в
образовании.
18. Как оформляются итоги научного исследования?
19. В чем различия понятий: новшество, нововведение, инновация?
20. Назовите актуальные педагогические проблемы дошкольных образовательных
учреждений, составляющих основу исследований высшей школы?
Примерная тематика рефератов:
1. Методология педагогического исследования в дошкольном образовательном
учреждении.
2. Педагогический эксперимент как метод решения научных проблем дошкольного
образования.
3. Внедрение результатов научных исследований в практику ДОУ.
4. Психологический аспект в педагогических исследованиях дошкольного
образования.
5. Дошкольное образование в современных европейских странах:
психолого-педагогические проблемы.
6. Специфика научного исследования в дошкольных образовательных учреждениях.
8.3. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Охарактеризовать современные проблемы психолого-педагогического исследования
(предмет на выбор).
2. Дать определение основным понятиям научного аппарата исследования:
методология, метод, объект, предмет.
3. Требования к научному исследованию в области педагогики и психологии.
4. Дать характеристику уровней исследования.
5. Организация исследования по заданной теме.
6. Отбор базовых понятий по заданной теме.
7. Характеристика методов исследования (самостоятельный выбор темы).
8. Модификация метода наблюдения.
9. Виды научно-педагогического эксперимента.
10. Упорядочение обработки результатов исследования.
11. Исходные понятия статистики.
12. Упорядочение и обработка результатов исследования.
13. Интерпретация результатов исследования.
14. Требования к оформлению результатов исследования.
15. Рецензия, отзыв: требование к их написанию.
16. Основные требования к передовому опыту в ДОУ.
17. Основные требования к научному исследованию.
18. Методология и методика исследования.
19. Структура психолого-педагогического исследования.
20. Уровни проведения психолого-педагогического исследования.
21. Понятийный аппарат исследования.
22. Методы отбора научной информации.
23. Характеристика психолого-педагогического эксперимента.
24. Требования к оформлению результатов исследования.
25. Оформление списка литературы.
26. Понятие передового опыта в дошкольном образовательном учреждении.
27. Эксперимент как универсальный метод решения научных проблем.
28. Источники исследовательского поиска в педагогической науке.
29. Актуальная проблематика современных педагогических исследований.
30. Охарактеризовать методологические принципы научного исследования.
|