Лекция 8. Обработка результатов исследования.
План:
1. Оформление итогов научного исследования.
2. Составление приложений.
3. Подготовка черновой рукописи.
4. Оформление квалификационной работы.
5. Правила перепечатки рукописи.
6. Подготовка к защите квалификационной работы.
1. Оформление итогов научного исследования.
В работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет
ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы.
В квалификационной работе используются следующие способы построения
библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по
хронологии публикаций, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания,
списки смешанного построения.
Чаще всего используется алфавитный способ группировки литературных источников,
который характерен тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан)
размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные
алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех
источников на языке работы.
Принцип расположения в списке библиографических описаний источников — «слово за
словом». Записи рекомендуется располагать:
1) при совпадении первых слов — по алфавиту вторых и т.д.;
2) при нескольких работах одного автора — по алфавиту заглавий;
З) при авторах-однофамильцах — по идентифицирующим признакам (младший, старший,
отец, сын — от старших к младшим);
4) при нескольких работах автора, написанных им в соавторстве с другими, — по
алфавиту фамилий соавторов.
Хорошо составленный список литературных источников даже при беглом обзоре
заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На его основе возможно уже
в начале исследования уточнить цели. Просмотру должны быть подвергнуты все виды
источников, содержание которых связано с темой исследования (материалы,
опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, официальные
материалы и т.д.).
Указание на повторность издания свидетельствует о высоких качествах книги,
обеспечивающих устойчивый спрос на нее со стороны заинтересованных ученых.
Сообщение о повторности издания иногда сопровождается сведениями, что оно
дополнено, исправлено или переработано. Часто эти сведения оказываются очень
полезными, т.к. свидетельствуют о наличии в данной книге новых научных фактов
или новой их интерпретации.
При первом просмотре научной книги следует обращать внимание на ее выходные
данные, т.е. совокупность сведений, которые указывают на место издания, название
издательства и год выпуска.
Название издательства помогает во многих случаях определить тематику книги.
Год выпуска указывает на новизну и актуальность тематики книги. Если она издана
много лет назад, то можно утверждать, что материал ее существенно устарел.
Надзаголовочные данные (название организации, от имени которой выпущена научная
книга, название серии, номер выпуска серии и т.п.) также помогают составить
первое впечатление о такой книге. Если, например, в подзаголовочных данных
сообщается название какого-либо института АН РФ, то можно не сомневаться, что
это послужит хорошей рекомендацией, так как указывает на издание, подготовленное
наиболее квалифицированными специалистами.
Много полезных сведений при первом знакомстве с научной книгой могут дать
выпускные данные, которые помещаются на концевой полосе или на обороте
титульного листа. Из них наиболее важна дата подписания такой книги в печать,
ибо эта дата дает возможность выяснить степень актуальности издания, особенно
когда необходимо установить, получило ли отражение в его тексте то или иное
научное достижение.
Аннотация является результатом свертывания научной информации до 3-5
предложений, где приводятся краткие сведения о содержании и читательском
назначении, раскрывается основная идея, показывается научное и практическое
значение издания.
Предисловие к научной книге может даваться в различных вариантах (собственно
предисловие, «от автора», «от редактора», «от переводчика», «от редакции» и
т.п.). В предисловии чаще всего объясняются мотивы написании книги, особенности
ее содержания и построения, степень полноты освещения тех или иных проблем,
указывается круг потенциальных читателей, а также лиц, принимавших участие в
создании и рецензировании издания.
Введение не принадлежит к научно-справочному аппарату книги, а является
вступительным разделом к ее основному тексту. Во введении к большинству
научно-теоретических работ дается общая характеристика предмета исследования и
краткая история его разработки в научной литературе (т.е. историографическая
справка), обосновывается актуальность темы и сообщается об источниках
фактического материала, а также формулируется цель и задачи описанного
исследования. Эти сведения дают возможность получить первоначальное впечатление
о содержании научной книги с точки зрения существа предмета, о котором в ней
идет речь.
Еще на ранней стадии организации научного исследования представляется
необходимым выбрать наиболее приемлемую систему хранения первичной документации.
Это поможет сберечь в дальнейшем много времени и облегчить пользование такого
рода материалами.
Выписки и другие подобного рода материалы обычно хранят в обычных папках или
конвертах большого формата, а библиографические карточки — в деревянных или
картонных ящиках.
Тематические разделы такого «личного архива» индивидуально различны. Вот один из
таких вариантов:
1) выписки из литературных и ведомственных источников по теме и списки
литературы;
2) ксерокопии опубликованных статей, тезисов, рефератов, научных докладов и
сообщений;
3) деловая переписка по отдельным вопросам темы;
4) записи результатов экспериментальных и других исследований;
5) иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы и т.п.);
6) первые варианты обобщений научных материалов (черновые рукописи, сводные
таблицы расчетов, выводы, предложения), а также отзывы по ним специалистов.
Отдельным папкам следует давать тематические названия и делать на них замечания
справочного характера.
Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку,
сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. При этом особую роль
играет классификация, без которой невозможны научное построение или вывод.
Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг
рассматриваемых вопросов. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не
замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего
процесса изучения материала. Она является одной из центральных и существенных
частей общей методологии любого научного исследования.
Процесс сбора, фиксации, хранения и классификации первичной научной информации
желательно завершить написанием целостного обзорного текста, обобщающего и
систематизирующего такую информацию.
2. Составление приложений.
Приложение — это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно
справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.
По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии
подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, планы и протоколы,
положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и
т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.
В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы,
вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания,
которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами
справочно-сопроводительного аппарата, помогающими пользоваться основным текстом.
Приложения оформляются как продолжение работы на последних ее страницах. При
большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в
специальной папке (или переплете), на лицевой стороне которой дают заголовок
«Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа работы.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в
правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При
наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без
знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на
которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию
страниц основного текста.
Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые
употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с
цифрой в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).
Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может
использоваться независимо от основного текста.
Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной
рубрики с полным названием каждого приложения.
Если в качестве приложения в работе используется документ, имеющий
самостоятельное значение, его вкладывают в работу без изменений в оригинале. На
титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и
проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в
общую нумерацию страниц работы.
3. Подготовка черновой рукописи.
Черновую рукопись желательно выполнять на стандартных листах писчей бумаги,
заполнять их только с одной стороны, чтобы можно было делать различные текстовые
вставки, не переписывая страницу заново.
Необходимо следить за тем, чтобы все части рукописи были примерно соразмерны
друг другу как по структурному делению, так и по объему. Они должны быть
соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.
В конце каждого раздела желательно делать краткие выводы из предшествующего
изложения в виде отдельных фраз-резюме: «итак, (таким образом и т.п.) мы
рассмотрели то-то и то-то», а следующую за ней часть начинать словами: «Теперь
перейдем к рассмотрению (описанию, обоснованию и т.п.) того-то».
Не обязательно в конце каждой главы или параграфа формулировать выводы по
пунктам, как это часто делается, но резюме, итог каждого раздела должен быть. В
нем нужно четко и конкретно сформулировать, что же вытекает из всего изложенного
в данном разделе, какие задачи здесь решены. Кроме того, желательно одной фразой
обозначить переход к последующему разделу и показать, как полученные результаты
будут в нем (или в параграфе, главе) использованы.
Черновую версию основной части подготовьте как можно раньше. Чем дольше вы
будете работать с черновой версией текста, тем в большей степени вам удастся ее
улучшить.
4. Оформление квалификационной работы.
1. Таблицы – представляют собой такой способ подачи информации, при котором
цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отграниченные одна от
другой вертикальными и горизонтальными линиями. Порядковый номер таблицы служит
для ее связи с текстом. Он состоит из слова «таблица» и цифры ее номера в
работе. Значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят.
Например: Таблица 5.
2. Диаграммы – как форма предъявления информации эффективна в случаях, когда
необходимо «на глаз» быстро определить превосходство по какому-либо признаку
одного процесса или явления над другим.
Диаграммы могут конструироваться самым различным образом, однако преобладают
следующие типы диаграмм:
1. Круговая диаграмма, в которой диапазон изменяемой величины или полный объем
какого-либо показателя представлен кругом (100%). Секторы круга обозначают долю
того или иного объекта. При помощи таких диаграмм удобно показывать различные
зависимости. Другими словами, на круговой диаграмме удобно отображать процессы и
явления, допускающие членение по какому-либо признаку при условии, что части
членения будут соизмеримы друг с другом.
2. Ленточная диаграмма, показывающая длиной последовательно расположенных
прямоугольников относительные величины выражаемого процесса или явления.
3. Столбиковая диаграмма, в которой расположение прямоугольников (столбиков)
показывает относительные величины выражаемого явления или процесса. Расположение
прямоугольников может быть горизонтальным, один под одним, начиная с некоторой
общей линии, или вертикальным, рядом друг с другом. В последнем случае все
прямоугольники стоят на общей горизонтали.
3. Фотография – убедительное и достоверное средство наглядной передачи
действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной
точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными
особенностями.
5. Правила перепечатки рукописи.
Текст рукописи должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой
односортной бумаги А4 (210 х 297 мм). Работу печатают через 1,5-2 интервала,
размер шрифта 14, шрифт Times New Roman, чтобы на странице получалось 30 строк
по 60 знаков, т.е. 1800 знаков, считая знаки препинания и пробелы. Размер левого
поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Абзацный
отступ (красная строка) равняется 10 мм.
Поля слева оставляют для переплета, справа - во избежание того, чтобы в строках
не было неправильных переносов из-за неуместившихся частей слов..
Рукопись перепечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются
разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах
или на оборотной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места.
Все сноски и подстрочные примечания перепечатывают (через один интервал) на той
странице, к которой они относятся. Все страницы нумеруются начиная с титульного
листа. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего
поля страницы.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по
всему ее тексту.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном
листе не проставляют.
Результаты исследовательской работы оформляют строго, поэтому цветные пасты
можно использовать только для создания сравнительных схем, таблиц, графиков.
6. Подготовка к защите квалификационной работы.
Подготовка к защите своей работы – это подготовка выступления по результатам
исследования в форме доклада, в котором необходимо раскрыть сущность,
теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы. Первая
(вводная) часть доклада в основных моментах повторяет введение работы. После
вводной части следует вторая. Самая большая по объему часть, которая в
последовательности, установленной логикой проведенного исследования,
характеризует каждую главу работы. При этом особое внимание обращается на
итоговые результаты. Заканчивается доклад заключительной частью, которая
строится по тексту заключения работы. Желательно рассчитать его длительность,
имея в виду, что 1 страница напечатанного через 2 интервала текста,
соответствует 2-2,5 минутам выступления в зависимости от индивидуального темпа
чтения.
Необходимо также подготовить таблицы, схемы, диаграммы и графики, взятые из
текста работы, и подготовить их для демонстрации. Все материалы, выносимые на
схемы и чертежи, должны оформляться так, чтобы они демонстрировались без особых
затруднений и были видны всем присутствующим. В процессе защиты выступающий, по
заведенному в научной среде академическому этикету, должен говорить о себе во
множественном числе – «мы», имея в виду «я и мой научный руководитель».
Поскольку не только содержание текста доклада, характер его прочтения
(пересказа), но и уверенность ответов на задаваемые вопросы в значительной мере
определяют оценку защиты, необходимо чтобы ответы на вопросы отличались
точностью и краткостью.
Под точностью понимается адекватность высказываний мыслям. Слова необходимо
употреблять в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены.
Краткость - другое важнейшее требование к его речи. Следует избегать ненужных
повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение
служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно
не только точнее, но и короче донести до слушателей суть дела. Поэтому слова и
словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью
исключены.
Избавляйтесь от слов-паразитов: «так сказать», «понимаете», «значит», «вот».
Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей.
Слова-паразиты немалая помеха. Как правило, эти слова доказывают: вы не уверены
в том, что говорите. Мы так привыкли к этим произносимым нами звукам, что
заполняем ими все паузы нашей речи.
Очень большое значение в докладе имеет «техника говорения», т.е. техника речи,
составными частями которой являются: постановка речевого дыхания, дикция и
орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи - в
организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении
норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как
звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.
Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Это
означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит
также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. Поэтому
дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох следует
делать во время естественных (логических) пауз и незаметно.
Техника говорения включает в себя и понятие темпа речи, который характеризуется
такими показателями, как быстрота речи, которая никогда не должна переходить в
скороговорку. Лучше всего произносить от 120 до 150 слов в одну минуту.
Во время доклада полезно пользоваться паузой. Пауза облегчает дыхание, дает
возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет
важным соображениям глубже проникнуть в сознание слушателей. Короткая пауза
перед кульминационным моментом речи и после - один из способов выделить его.
Пауза применяется между отдельными элементами мысли (фразами, придаточными
предложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет наиболее
существенные слова.
Главная задача паузы психологическая. Она нужна для того, чтобы привлечь
внимание аудитории и дать ей рассмотреть выступающего, обеспечив тем самым
возможность подготовиться к восприятию его речи. Выступающему же пауза нужна для
того, чтобы успокоиться и снять излишнее волнение. Во время выступления нужно
следить за дикцией своей речи, за произношением, жестикуляцией.
Перед защитой полезно проанализировать свое выступление с учетом приводимых ниже
характерных речевых ошибок, особенно часто встречающихся в публичных
выступлениях.
1. Не строите ли вы слишком длинные предложения? Придаточные предложения не
случайно называются придаточными. Они играют подчиненную роль. Поэтому
используйте лучше короткие самостоятельные предложения. Это позволит вам
заканчивать предложения, не переводя дыхание.
2. Не используете ли вы слишком длинные слова? Проанализируйте как-нибудь свой
словарный запас. У длинных слов часто существуют более короткие синонимы.
3. Следите, однако, за тем, чтобы ваша речь не казалась примитивной, и не
употребляйте только короткие слова. Даже если свойственный вам способ выражения
слишком прост, он все-таки должен оставаться выразительным.
4. Не слишком ли много сослагательного наклонения в вашей речи? Особенно
распространена формулировка «Я бы сказал, что...».
5. Обходитесь ли вы без утрированных форм вежливости? В личной беседе глагол
«позволять» является одной из форм вежливости («Позвольте пригласить вас к
столу»). Тем не менее в докладе он производит впечатление назидательности и
доминирования («Позвольте привлечь ваше внимание»). Кроме того, этот глагол
удлиняет без особой надобности ваши высказывания.
6. Нет ли в технике вашей речи изъянов, связанных с ее темпом, быстротой,
длительностью пауз? Постарайтесь устранить эти речевые недостатки, существенно
снижающие общее благоприятное впечатление от выступления.
7. Проверьте, тренируясь перед зеркалом, нет ли в вашей жестикуляции лишних,
особенно высокопарных театральных жестов.
Можно дать еще несколько советов, помогающих читать текст своего доклада:
- все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось считать
нули;
- подчеркивайте выделяемые слова;
- оставляйте большие поля при печатании, чтобы можно было дополнить речь своими
замечаниями;
- повторяйте существительные, избегая местоимений;
- используйте простые слова и простые утвердительные предложения;
- не перегружайте текст подчиненными предложениями.
Литература:
1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического
исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Загвязинский
В. И., Атаханов Р. – М.: Академия, 2005.
2. Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психологического исследования: учеб.
метод. пособие / Гадельшина Т. Г. – Томск, 2002.
3. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для
вузов / Корнилова Т. В. – М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления
и порядок защиты / Кузин Ф. А. – М., 2000.
|