Словарь основных понятий.
А
Абстрагирование – прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда
свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих
нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления
является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и
категории, так и их системы.
Аксиомы – утверждения, доказательство истинности которых не требуется.
Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них
следствия.
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны,
признаки, свойства или отношения) с целью их все стороннего изучения.
Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым
признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из
вспомогательных методов познания, используется для выдвижения гипотез,
доказательной силой не обладает.
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для
решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается
основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого
круга читателей оно предназначено.
Б
Брошюра – непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило
научно-популярного характера.
В
Верификация – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки
путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными,
экспериментом.
Г
Генезис – процесс образования и становления какого-либо природного или
социального явления.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо данных.
Д
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных
случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Диссертация – в ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для
публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.
Доказательство – установление (обоснование) истинности высказывания, суждения,
теории. В логическом доказательстве аргументация проводится по правилам и
средствам логики.
Доклад – оформленное письменно, но предназначенное для зачитывания вслух
существа исследования и его выводов. Краткое изложение основных идей доклада
публикуется в тезисах.
Ж
Журнальная статья – научное произведение небольшого размера, в котором проблема
рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного
значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.
З
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между
явлениями в природе и в обществе.
Закономерность – повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни
или этапов исторического процесса.
И
Измерение – операция, в основе которой лежит сравнение объектов по каким-либо
сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить сравнение, необходимо иметь
определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить
изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод
строится на основе частных посылок.
Интерпретация в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение.
К
Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние,
существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Классификация – система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо
области знания или деятельности человека, используемая как средство для
установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная
классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области
действительности.
Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются
цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
М
Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового
знания. Является орудием получения научных фактов.
Методика исследования – система конкретных приемов или способов осуществления
какого-либо исследования.
Методические рекомендации – очень краткое изложение современных научных данных и
более развернутое – практических рекомендаций в какой-либо области, методик
исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющее
своим назначением прежде всего помощь в практическом использовании определенных
методик и технологий.
Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах
научно-исследовательской деятельности.
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его
копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих
познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые
подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков,
что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.
Монография – это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой
точки зрения авторов, в котором содержатся всестороннее теоретическое
исследование одной проблемы или темы.
Н
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в
ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях
изучаемых объектов.
Наука – система знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого
сознания, их сущности и законах развития. Наука как социальный институт есть
сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные
знания о явлениях природы и общества.
Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного
исследования. Является основным планово-отчетным показателем
научно-исследовательской работы.
Научная теория – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет
собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают
в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное познание – исследование, которое характеризуется своими особыми целями,
а главное – методами получения и проверки новых знаний.
Научное предвидение – определение и описание на основе научных законов явлений
природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или
быть изучены в будущем.
Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения
или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
О
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства
и признаки объектов.
Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и
избранные для изучения.
Определение (дефиниция) – один из самых надежных способов, предохраняющих от
недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения – уточнение
содержания используемых понятий.
П
Передовой опыт – один из самых доступных практике источников, новых идей,
подходов, технологий. Это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития
воспитания и обучения, опирающийся на научные достижения, создающий что-то новое
в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу
этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и
ситуациях результатов.
Понятие – мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и
отношения между ними.
Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя,
во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений,
во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование
связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не
систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет
содержание постановки вопроса. От факта к проблеме - такова логика постановки
вопроса.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в
определенном аспекте рассмотрения.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов,
которые охватывают область будущих исследований.
Р
Рецензия – критический разбор одного или нескольких научных произведений, где
дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается
качество изложения.
С
Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или
отношений) предмета в единое целое.
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,
образующих определенную целостность, единство.
Сборник научных статей – издание произведений одного или нескольких авторов,
которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.
Статья – содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования,
краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы и
предложения.
Т
Тезисы доклада – краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения.
У
Учебное и методическое пособия – издания, предназначенные для педагогических
целей. В них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной
основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий.
Ф
Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его
характер или отдельные его черты.
Э
Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и
управляемых условиях.
Эмпирическое описание – фиксация средствами естественного или искусственного
языка сведений об объектах, данных в наблюдении.
|