Лекция 3. Структура научного исследования.
План:
1. Этапы исследовательской деятельности.
2. Структура реферата, курсовой и выпускной квалификационной работ, особенности
их построения.
1. Этапы исследовательской деятельности.
Тезисы – выражают суть изучаемого материала в кратких формулировках. Тезисы
делятся на простые – обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом и
основные – создаются на базе простых с помощью их обобщения. При составлении
тезисов необходимо сохранять оригинальность авторского суждения,
документальность и убедительность.
Доклад – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков
исследования и критического мышления. В процессе работы с источниками
систематизируются полученные сведения, делаются выводы и обобщения.
Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, уровня
самостоятельности и активности студентов в учебном процессе. Виды и характер
письменных контрольных работ, их разнообразие зависят от специфики и содержания
учебного предмета. Первым этапом подготовки контрольной работы является выбор
темы, составление плана и изучение литературы по теме. Подготовленный материал
систематизируется согласно плану и составляется примерное содержание контрольной
работы. На втором этапе – во введении показывается актуальность темы, в
соответствии с намеченными вопросами раскрывается основное содержание, в
заключении делаются выводы.
Конспект - принадлежит к жанру учебно-научного стиля, который отражает краткое
содержание источника в свернутом виде с возможным цитированием или пересказом
основных положений. Различают краткие конспекты и подробные.
Реферат – один из начальных видов представления результатов научной работы в
письменной форме. Основное назначение – показать эрудицию, умение самостоятельно
анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную
информацию. Реферат может составляться как на основе одного, так и нескольких
источников.
Журнальная научная статья – наиболее солидный и предпочтительный вид письменного
оформления результатов и итогов проведенного исследования. Обычно она имеет
ограниченный объем (8-10 страниц машинописного текста). Каждый параграф статьи
строится так, чтобы начало чтения сразу давало основную информацию. В основу
текста кладется одна научная мысль или идея.
Заголовок статьи должен точно отражать содержание. Первый абзац, начинающий
статью, вводит читателя в проблему исследования, но не ставит задачей дать обзор
литературы, уже известной специалистам. Здесь излагаются цель исследования,
задачи данной работы, возможности ее практического использования. Структура
статьи определяется тематикой и особенностями исследования, но во всех случаях
приводимые в ней данные представляют собой обобщение тех, что получены в
процессе научных исследований.
Основой построения журнальной научной статьи может являться следующий план:
1) заглавие статьи с указанием фамилии и инициалов автора, название учреждения,
в котором была выполнена работа;
2) вводные замечания о значении предлагаемых научных фактов в теории и практике;
3) краткие данные о методике исследования;
4) анализ собственных данных, их обобщение и разъяснение;
5) выводы и предложения.
В соответствии с выделением в научных исследованиях теоретического и
эмпирического уровня знания различают теоретические и эмпирические статьи.
2. Структура реферата, курсовой и выпускной квалификационной работ,
особенности их построения.
Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению:
литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический,
полемический и другие.
В литературном (обзорном) реферате важно критически и всесторонне рассмотреть,
что сделано предшественниками по намеченной теме исследования, привести эти
научные результаты в определенную систему, выделить главные линии развития
явления и дополнительные его стороны. Такой литературный критический обзор может
послужить основой для вводной части будущего исследования.
План литературного (обзорного) реферата:
1) вводное слово о целевой установке реферата;
2) теоретическое и прикладное значение темы;
3) спорные вопросы в определении сущности явления или свойств предмета;
4) новые публикации по освещению темы;
5) нерешенные вопросы и их научное или социальное значение.
Реферат методического характера составляется в плане сравнительной оценки
применяемых приемов и способов решения планируемых задач. Следовательно,
основное внимание уделяется детальному анализу качества методов и ожидаемым
результатам исследования.
План рассмотрения темы реферата методического характера:
1) основные задачи исследования темы;
2) анализ наиболее употребительных методов исследования конкретного объекта;
3) отзывы специалистов о частнонаучных методах по изучению данного объекта;
4) выводы и предложения.
Этапы работы над рефератом:
1. Формулирование темы.
2. Подбор и изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
Структура реферата:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы,
определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата,
дается характеристика используемой литературы).
4. Основная часть (каждый раздел раскрывает отдельную проблему или одну из ее
сторон и является логическим продолжением предыдущего).
5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата,
предлагаются рекомендации).
6. Список литературы.
Критерии оценки реферата:
1. Актуальность темы исследования.
2. Соответствие содержания теме.
3. Глубина проработки материала.
4. Правильность и полнота использования источников.
5. Соответствие оформления реферата определенным требованиям.
Работая над курсовой работой студентам необходимо соблюдать определенные
требования:
1. изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу, историю
исследуемой проблемы, ее практическое состояние;
2. провести (по мере необходимости) опытно-экспериментальную работу;
3. обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать
практические рекомендации;
4. оформить в соответствии с определенными требованиями.
Структура курсовой работы:
1. Титульный лист;
2. оглавление;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список используемой литературы;
7. приложение.
В оглавлении излагаются: введение, название разделов или глав плана курсовой
работы, заключение, список литературы, приложения.
Введение – это вступительная часть научно-исследовательской работы, где
необходимо показать актуальность темы, цель и задачи исследования, определить
практическую значимость и др.
В основной части раскрывается содержание курсовой работы. Основная часть состоит
из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются
история и теория исследуемой проблемы, дается анализ психолого-педагогической
литературы, формулируются выводы.
В практическом разделе излагаются методы, ход и результаты проведенного
эксперимента. В основной части должны быть представлены схемы, диаграммы,
таблицы и т.д.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, рекомендации.
Список литературы – перечень использованных книг и статей. Фамилии авторов
приводятся в алфавитном порядке, и все источники даются под общей нумерацией
литературы. В источниках указываются фамилия и инициалы автора, название работы,
место и год издания, количество страниц.
Приложения к курсовой работе оформляют как продолжение работы на последующих ее
станицах и располагают в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение
следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова
«Приложение». Каждое приложение должно иметь свой заголовок, отражающий его
содержание. Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно
арабскими цифрами (без знака №): Приложение 1, Приложение 2 и т.д. При
оформлении приложения отдельной частью на титульном листе под названием работы
печатают слово «Приложение».
Последовательность выполнения курсовой работы:
1. определение темы;
2. подбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
3. обоснование актуальности темы курсовой работы;
4. определение структуры;
5. анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и изложение
состояния изучаемого вопроса;
6. анализ и обобщение педагогического опыта;
7. написание введения, теоретической и практической части курсовой работы;
8. подготовка и проведение эксперимента, анализ его результатов;
9. написание заключения;
10. оформление списка используемой литературы;
11. подготовка и оформление приложений;
12. оформление титульного листа;
13. представление работы руководителю;
14. подготовка к публичной защите курсовой работы.
Критерии оценки курсовой работы:
1. Актуальность темы исследования.
2. Соответствие содержания работы теме.
3. Глубина проработки материала.
4. Правильность и полнота разработки поставленных вопросов.
5. Результативность проведенного эксперимента.
6. Значимость выводов для последующей практической деятельности.
7. Соответствие оформления курсовой работы определенным требованиям.
Выпускная квалификационная работа.
Подготовка выпускной квалификационной работы связана с углубленным изучением
теории вопроса, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением
их в процессе практического решения поставленной проблемы. Работа над выпускной
квалификационной работой позволяет развить навыки исследования, проведения
эксперимента и самостоятельного изучения психолого-педагогической литературы по
проблеме.
Выпускная квалификационная работа способна стать логическим продолжением
курсовой работы, которая реализует ее идеи и выводы на более высоком
теоретическом и практическом уровне, с использованием новых фактов и результатов
дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть
использована в качестве главы или раздела выпускной квалификационной работы.
Требования к выпускной квалификационной работе:
1. необходимо глубоко изучить и критически проанализировать научную литературу,
историю исследуемой проблемы и ее практического состояния, педагогического
опыта;
2. дать характеристику цели, задачам, объекту, предмету, методам исследования и
т.д.;
3. описать и проанализировать проведенный эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы:
1. Титульный лист – является первой страницей работы.
2. Оглавление – приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с
которых они начинаются.
3. Введение, в котором помещается методологический аппарат исследования.
4. Главы основной части:
- В первой главе рассматривается теория разрабатываемой темы.
- Вторая посвящена проектированию педагогической деятельности, описанию ее
реализации, оценки ее результативности. Сюда же могут входить: система
разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы и рекомендации по
применению учебно-наглядных комплексов или учебно-методических пособий.
5. Заключение, в котором излагаются итоги проведенных исследований и выводы
автора, а также рекомендации по практическому применению полученных результатов.
6. Список используемой литературы.
7. Приложения.
Критерии оценки выпускной квалификационной работы:
1. Актуальность темы и соответствие ее современным требованиям системы
образования.
2. Полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей
работы.
3. Эффективность использования избранных методов исследования для решения
поставленной проблемы.
4. Обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов,
возможность их применения в практической деятельности.
5. Полнота и правильность использования литературы.
6. Качество доклада и ответов на вопросы при защите работы.
7. Степень самостоятельности автора в разработке проблемы.
Литература:
1. Борикова, Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу:
учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / Борикова Л. В., Виноградова Н.
А.. – М.: Академия, 2000.
2. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления
и порядок защиты / Кузин Ф. А. – М., 2000.
3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического
исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Загвязинский
В. И., Атаханов Р. – М.: Академия, 2005.
4. Рященко, И. Р. Как написать и оформить курсовое и квалификационное
(дипломное) исследование: учебно-методическое пособие / Рященко И. Р. – Томск:
Изд-во ТГПУ, 2006.
|