ТЕМА 4:___________________________________________

Задание 1. Соедините загадку с ответом на неё. Ответы помогут определить тему урока.

 

1. Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки
 
3. Кто такой стоит пузатый?
Из блестящего бочка
Торчит носик крючковатый;
В нём вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мёд,
Он, как командир в фуражке,
Чаю всем гостям нальёт.
 
4. Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,
И можете гладить,
Но гладить не стоит его.
 
5. Предмет мебели для хранения посуды, одежды.

 

6. На ней люди спали, работали и встречали гостей.

 

7. Бабушкино хранилище вещей

 

8. С помощью нее получали нитки

 

9. В нем готовили пищу в печке.

 

10. В ней толкли зерно, очищая его от шелухи

Задание 2. Объясните смысл пословиц.

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил».
«Без печки хата – не хата».
«Печь краса – в доме чудеса».

Задание 3. Мы уже построили избу, а обустроить её внутри не успели. Поэтому вначале послушайте учителя или прочитайте сами рассказ об убранстве русской избы. А затем займёмся изготовлением предметов быта.

    В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину её занимала печка. Печь – душа дома, семейный очаг.
    Русская печь обогревала дом, лечила, в ней готовили еду, сушили одежду и обувь, ягоды, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно любили это делать старики, дети и тот, кто болел. Считалось, что за печью живет домовой. Планировку избы определяло расположение печи. Её ставили в углу справа или слева от входа.
    Угол напротив печи – это место хозяйки, где она готовила пищу. У печи ставили: ухват, кочерга, деревянная лопата, помело, ручная мельница, ступа с пестом, коромысло, посуда. Рядом с печкой висела люлька (кроватка для младенца) и стояла прялка.
    В левом от печки углу стоял большой стол. Около него –длинные скамейки. Этот угол называли «красным», то есть красивым. В углу, на особой полочке стояли иконы, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Это самое почетное место в доме. Здесь гостей принимали, отмечали праздники. «Не красна изба углами, а красна пирогами».
    Главный предмет праздничного застолья – самовар. Он был в почете и у бедняка, и у царя. Основное его предназначение согреть воду для чая. В нем можно было согреть много воды, и она долго не остывала. За столом возле самовара собиралась вся семья и за чаем мирно беседовали.

Задание 4. Обустроим нашу избу. Вырежи из приложения №2 предметы быта и обустрой избу. Как называются эти предметы и для чего они предназначены? В каких сказках они встречаются?

 

Задание 5. Расспросите у родителей, какие предметы деревенского быта есть у вас дома? Принесите, если возможно, эти предметы для составления в классе выставки. При помощи родителей напишите разъяснения: название предмета, его хозяин. Если есть семейная легенда или традиция, связанная с предметом, опишите её.
 

Задание 6. Самооценка

 

- личико на цветке с улыбкой – все на уроке понравилось, все было понятно, узнал много нового;

- личико без улыбки – на уроке не  понравилось. Было не интересно;

- листики раскрашены в зелёный цвет – я работал хорошо;

- листики раскрашены в желтый цвет – я работал не очень хорошо.