ТЕМА
4:___________________________________________
Задание 1. Соедините загадку с ответом на неё. Ответы помогут определить тему
урока.
1. Наша толстая Федора Наедается не скоро. А зато когда сыта, От Федоры – теплота. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
2. Под крышей – четыре ножки, А на крыше – суп да ложки |
|
3. Кто такой стоит пузатый? Из блестящего бочка Торчит носик крючковатый; В нём вода из родника. Окружили его чашки, Сахар, пирожки и мёд, Он, как командир в фуражке, Чаю всем гостям нальёт. |
|
4. Шипит недовольно, кусается больно, Опасно его оставлять одного. С ним надо поладить, И можете гладить, Но гладить не стоит его. |
|
5. Предмет мебели для хранения посуды, одежды.
|
|
6. На ней люди спали, работали и встречали гостей.
|
|
7. Бабушкино хранилище вещей
|
|
8. С помощью нее получали нитки
|
|
9. В нем готовили пищу в печке.
|
|
10. В ней толкли зерно, очищая его от шелухи |
Задание 2. Объясните смысл пословиц.
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил».
«Без печки хата – не хата».
«Печь краса – в доме чудеса».
Задание 3. Мы уже построили избу, а обустроить её внутри не успели. Поэтому вначале послушайте учителя или прочитайте сами рассказ об убранстве русской избы. А затем займёмся изготовлением предметов быта.
В старой русской избе была
всего лишь одна комната и почти половину её занимала печка. Печь – душа дома,
семейный очаг.
Русская печь обогревала дом, лечила, в ней готовили еду,
сушили одежду и обувь, ягоды, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно
любили это делать старики, дети и тот, кто болел. Считалось, что за печью живет
домовой. Планировку избы определяло расположение печи. Её ставили в углу справа
или слева от входа.
Угол напротив печи – это место хозяйки, где она готовила
пищу. У печи ставили: ухват, кочерга, деревянная лопата, помело, ручная
мельница, ступа с пестом, коромысло, посуда. Рядом с печкой висела люлька
(кроватка для младенца) и стояла прялка.
В левом от печки углу стоял большой стол. Около него –длинные
скамейки. Этот угол называли «красным», то есть красивым. В углу, на особой
полочке стояли иконы, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Красный
угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Это самое почетное место в
доме. Здесь гостей принимали, отмечали праздники. «Не красна изба углами, а
красна пирогами».
Главный предмет праздничного застолья – самовар. Он был в
почете и у бедняка, и у царя. Основное его предназначение согреть воду для чая.
В нем можно было согреть много воды, и она долго не остывала. За столом возле
самовара собиралась вся семья и за чаем мирно беседовали.
Задание 4. Обустроим нашу избу. Вырежи из приложения №2 предметы быта и обустрой избу. Как называются эти предметы и для чего они предназначены? В каких сказках они встречаются?
|
Задание
5. Расспросите у родителей, какие предметы деревенского быта есть у вас дома?
Принесите, если возможно, эти предметы для составления в классе выставки. При
помощи родителей напишите разъяснения: название предмета, его хозяин. Если есть
семейная легенда или традиция, связанная с предметом, опишите её.
Задание 6. Самооценка
|
- личико на цветке с улыбкой – все на уроке понравилось, все было понятно, узнал много нового; - личико без улыбки – на уроке не понравилось. Было не интересно; - листики раскрашены в зелёный цвет – я работал хорошо; - листики раскрашены в желтый цвет – я работал не очень хорошо.
|