История и перспективы развития
гидравлики
Блез Паскаль (1623-1662) впервые обосновал закон о передачи
давления в жидкости. Этот закон широко используется при описании работы
различных гидравлических устройств (пример: гидропресс).
Исаак Ньютон (1643-1727), известный по фундаментальным законам физики, открыл
основные законы внутреннего трения в жидкости, описывающие особенности движения
вязких жидкостей.
Даниил Бернулли (1700-1782) в период работы в Российской академии наук вывел
одно из фундаментальных уравнений гидродинамики, отражающих взаимное превращение
потенциальной и кинетической энергий потока жидкости. При описании потока
жидкости он впервые ввёл термин «гидродинамика».
Леонард Эйлер (1707-1783),более 30 лет работавший в Российской академии наук,
внёс большой вклад в развитие классической гидродинамики. В частности, им
разработаны уравнения равновесия и движения жидкостей, уравнение неразрывности
потока, методы изучения параметров движения жидкостей и др.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – великий русский учёный в своей
диссертации «Рассуждение о твёрдости и жидкости тела» впервые сформулировал
открытый им закон сохранения вещества и энергии, являющийся научной основой не
только гидравлики, но и всей современной физики. Под его руководством и
непосредственном участии построен ряд гидротехнических сооружений и проведены
экспериментальные исследования режимов их работы.
Вслед за теоретическими работами в области гидравлики в России в конце XVIII
века бурно развивалась практическая гидравлика. В 1780 году известный русский
гидротехник Козьма Фролов построил на Урале земляную плотину высотой 18 метров с
водяным колесом диаметром 17 метров, что по тем временам было мировым
достижением в области гидравлики.
В 1791г. Алексеем Калмыковым была написана «Справочная книжка для вычисления
количества воды, протекающей через трубы». На рубеже 18-19 в.в. в нашей стране
было широко известно Николая Егоровича Жуковского (1847-1921), «отца русской
авиации», который наряду с исследованиями по газовой динамики, разработал теорию
гидроудара и вывел дифференциальное уравнение движения грунтовых вод. За свою
творческую жизнь он написал более 170 научных работ по механике, гидравлике и
аэродинамике.
После Октябрьской революции 1917 года гидравлика и гидроэнергетика в нашей
стране стали бурно развиваться. В 1921 году правительством был принят
Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), который предусматривал
строительство десяти, крупных по тем временам гидравлических и тепловых
гидроэлектростанций общей мощностью 1,5 млн.квт. и годовым производством
электроэнергии 8,5 млрд.квт.час.
Наряду со строительством ГЭС и производством мощных гидравлических турбин в это
время большое развитие получили различные гидравлические машины, такие как
лопастные и роторные гидравлические насосы и гидроприводы. В настоящее время
гидравлика находит всё более широкое применение в транспорте и машиностроении,
где имеют место закрытые русла и напорное движение жидкости с давлением,
отличным от атмосферного.
В современных мощных и скоростных машинах различных видов вместо механических
приводов и передач обычно используются гидравлические устройства (гидроприводы),
которые в сравнении с механическими имеют ряд преимуществ:
- возможность плавного (бесступенчатого) изменения соотношения скоростей
ведомого и ведущего звеньев;
- компактность конструкции;
- сравнительно малая масса гидромашин при одинаковой мощности.
** гидравлические устройства легкового автомобиля….
Инновационные разработки экспериментально-технологической лаборатории ФТП ТГПУ
по гидравлическим машинам:
- наплавная гидроэлектростанция;
- гидроударная электростанция;
- автоматизированная установка утилизации термопласта.
|