Михаил Фокин

Реформатором балетного театра начала ХХ века по праву считается Михаил Фокин. Выпустившись в 1898 году из Императорского училища, Фокин быстро занял положение одного из ведущих солистов петербургской труппы. Молодой танцовщик по своим внешним и профессиональным данным идеально соответствовал образу премьера (принца, аристократа, античного героя, волшебного духа) в балетах Петипа. Статная внешность, пропорциональная фигура, утонченные черты сочетались с великолепной техникой, чувством формы, легкими от природы прыжком и вращением. Фокин был разностороннее одаренным человеком, недостатки образования восполнял самостоятельно, много читал, изучал живопись, скульптуру, древние памятники в музейных собраниях Петербурга и во время заграничных поездок, занимался музыкой, внимательно следил за всем новым, что проникало на петербургскую сцену в драме и опере. Постепенно Фокин пришел к убеждению, что его собственное искусство – балет – нуждается в решительных переменах. Действительно, в условных спектаклях Петипа было мало жизнеподобия, а техника классического танца в посредственном исполнении походила на бессмысленную гимнастику. Всё это стало предметом критики. «Старому» балету Фокин противопоставил «новую» эстетику, которая сформировалась не сразу и самые ценные плоды принесла в условиях сотворчества с лучшими умами и «ногами» эпохи.
    Несколько первых постановок Фокина были лишь пробами пера, подступами к реформам. Суть «новой» эстетики впервые выразилась в трех одноактных балетах 1908-09 годов: «Павильоне Армиды» на музыку Николая Черепнина, «Египетских ночах» на музыку Антона Аренского и «Шопениане» на оркестрованные фортепианные пьесы Шопена. Соавтором первого был Александр Бенуа, он создал либретто и оформление спектакля, что предопределило поэтику утонченной стилизации (французский XVIII век причудливо соединялся здесь с нотками зловещего «гофманианского» романтизма: чаровница Армида с ожившего гобелена была орудием недобрых сил). Хореография Фокина, хотя и основывалась на вполне традиционном классическом танце, была стилистически выверена и полностью соответствовала визуальному образу, заданному художником.
    «Шопениана» поставлена также в традициях классического танца, но здесь Фокин самостоятельно проводил идеи балетного пассеизма: в облике танцовщиц, в легкости и воздушности танца хореограф воспроизводил романтический балет XIX века (не знавший «стального носка» и вихревых вращений), балерину тальониевского типа; на сцене словно оживала старинная гравюра, подернутая, впрочем, импрессионистическим флером. К тому же, балет был бессюжетным, строился по принципу сюиты, что вносило новую струю в понимание симфонизации танца (почему, вероятно, «Шопениана» и стала самым «живучим» созданием реформатора).
    Наиболее радикальным был балет «Египетские ночи». Фокин старался соединить пантомиму и танец, все жесты и движения должны были выглядеть действенными и весомыми. Но главное – Фокин отказался от выворотности, пальцевой техники, использовал пластику, заимствованную с древнеегипетских рельефов. Новшество эпатировало, резко разделило публику на приверженцев и яростных критиков, но и обозначило возможности иных, нежели прежде, художественных приемов в пластике и танце.