Владислав Старевич

    Экранное творчество Владислава Старевича принадлежит трем национальным культурам. Поляк по происхождению, он начал работать и добился первого признания в России, а покинув ее после революции, возобновил и приумножил свой творческий успех во Франции. Талантливый художник-любитель и фотограф, он оставил бы о себе память уже как изобретательный постановщик кинематографических трюков: игровые постановки Старевича (Ночь перед Рождеством, 1913) насыщены остроумнейшими решениями и оригинальными техническими приемами. Но подлинная слава ждала его в иной области — в объемной анимации, которую он материализовал на экране первым в истории мировой кинематографии. Страстный коллекционер-энтомолог, Старевич перенес свое юношеское увлечение в кинотворчество. После его дебютного фильма Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами (1912) рецензенты принялись обсуждать тайны дрессуры насекомых из "труппы" Старевича, не подозревая о том, что на экране их оживил талант волшебника-кукловода. Принципиальным достижением и "фирменным знаком" Старевича-аниматора была тщательная проработка кукольной мимики, до сих пор не знающая себе равных. Не менее поразительно и то, что все замыслы от начала и до конца он реализовывал сам, изготавливая порой до нескольких сотен физиономических масок каждого из своих героев. Оставаясь кинематографистом-одиночкой, он довел со временем технику и режиссуру своих постановок до совершенства, а его полнометражная экранная версия Романа о Лисе (1929—1930) была признана непревзойденным шедевром мировой анимации. Старевич никогда не останавливался в своем творчестве, но ретроспективный взгляд, открывающийся после знакомства с фильмами его "русского" периода, убеждает в том, что именно тогда художник обрел художественный метод, без которого его позднейшие творческие достижения были бы просто немыслимы.