Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким.
Он продолжался менее четверти века: 1900 - 1922 гг. Начальная дата совпадает с
годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная -
с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей.
Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени
эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура -
пусть не вся, а только часть ее - первой осознала пагубность развития,
ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм,
безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного
позже.
Серебряный век включает в себя, прежде всего два главных духовных явления:
русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем "богоискательства",
и русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм.
На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской
живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы — это образы-символы. Они не
укладывается в рамки старых представлений. Художник — «гигант, мыслящий не
бытовыми категориями окружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в
поисках истины и красоты». Мечта Врубеля о красоте, которую так трудно было
найти в окружающем его мире, который полон безысходных противоречий.
Врубелевская фантазия, переносит нас в иные миры, где красота, однако, не
освобождается от болезней века, — это воплощенные в красках и линиях чувства
людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало пути к
нему.
В творчестве Врубеля фантазия соединилась с реальностью. Сюжеты некоторых его
картин и панно откровенно фантастичны. Изображая Демона или сказочную Царевну
Лебедь принцессу Грезу или Пана, он рисует своих героев в мире, словно созданном
могучей силой мифа. Но даже тогда, когда предметом изображения оказывалась
реальность, Врубель словно наделял природу способностью чувствовать и думать, а
человеческие чувства безмерно усиливал в несколько раз. Художник добивался того,
чтобы краски на его холстах сияли внутренним светом, светились, как драгоценные
каменья. Другой важнейший живописец рубежа столетий — Валентин Серов. Истоки его
творчества — в 80-х годах XIX века. Он выступил продолжателем лучших традиций
передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве.
Замечательный художник, он был блестящим педагогом. Многие видные художники
девятисотых годов нового века обязаны ему своим мастерством.
В первые годы своего творчества художник видит высшую сою цель художника в
воплощении поэтического начала. Серов учился в малом видеть большое и
значительное. В его замечательных портретах «Девочка с персиками» и «Девушка,
освещенная солнцем» не столько конкретные образы, сколько символы юности,
красоты, счастья, любви.
Позднее Серов стремился выразить представления о красоте человека в портретах
творческих личностей, утверждая важную для русской художественной культуры идею:
человек красив, когда он творец и художник (портреты К. А. Коровина, И. И.
Левитана). Поражает смелость В. Серова в характеристике его моделей, будь то
передовая интеллигенция или банкиры, великосветские дамы, высшие чиновники и
члены царской фамилии.
Созданные в первое десятилетие нового века портреты В. Серова свидетельствуют о
слиянии лучших традиций русской живописи и создании новых эстетических принципов.
Таковы портреты М. А. Врубеля, Т. Н. Карсавиной, позднее — «изысканно
стилизованный» портрет В. О. Гиршман и прекрасный, выдержанный в духе модерна,
портрет Иды Рубинштейн.
На стыке веков развивается творчество художников, ставших гордостью России: К.
А. Коровина, А. П. Рябушкина, М. В. Нестерова. Великолепные полотна на сюжеты
древнейшей Руси принадлежат Н. К. Рериху, искренне мечтавшему о новой роли
искусства и надеявшемуся на то, что «из порабощенного служащего искусство вновь
может обратиться в первого двигателя жизни».
Общая психологическая атмосфера послереволюционных лет вызвала у некоторых
художников недоверие к жизни. Усиливается внимание к форме, реализуется новый
эстетический идеал современного модернистского искусства. Развиваются ставшие
известными всему миру школы русского авангарда, в основе которых лежит
творчество В. Е. Татлина, К. С. Малевича, В. В. Кандинского.