2.Период раннего возраста (от 1 года до 3 лет).

 

2.1 Развитие психических функций.

         Рассматривая развитие психических функций, отметили, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.

          Автономная речь ребенка довольно быстро (6 месяцев) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию и по смыслу слова заменяются взрослой речью. Быстрый переход возможен только при полноценном общении ребенка и взрослого. Например, близнецы имеют свой язык; замедление, если все пытаться сделать для ребенка. К 3-м годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него  предметное значение.                           

         Появляются первые обобщения: - быстро растет пассивный словарь (количество понимаемых слов); - сначала понимается  инструктивная речь; - 2-3 года -  понимание речи - рассказа;

       Интенсивно развивается и активная речь: - активный запас слов растет; - появляются первые фразы, вопросы; - к трем годам – 1000-1500 слов; - 1,5 года – предложения из 2-3 слов (субъект + действие: мама идет); - к трем годам – основные грамматические конструкции: Когда я буду большой, я Вову побью лопатой.

         Речевая активность возрастает между 2 и 3 годами, может общаться и с незнакомыми людьми.

        Восприятие.  Доминирует восприятие. Все поведение детей в этот период носит притягательный характер и импульсивный. Они максимально связаны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Например, камень, на него необходимо сесть. В раннем возрасте наблюдаются  элементарные формы воображения (предвосхищения), но творческого воображения еще нет.  К концу раннего детства возможность говорить о том, чего нет на самом деле.

         Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Главное в этот период – предметная деятельность.

         Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности (лопаткой достать игрушки).

1 – сначала пробует гонять по дну коробки;

2 – замедляет движения, подстерегая удобное положение;

3 – энергичные попытки создать удачные положения;

4 – целенаправленное действие;

         Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности.

         Не только мышление развивается благодаря внешней деятельности. Совершенствуется и сами предметные действия. Кроме того, они приобретают обобщенный характер, отделяясь от тех предметов, на которых они были первоначально усвоены. Совместная деятельность (взрослый + ребенок) начинает распадаться. У ребенка появляется новое отношение к действиям – как своим (мама кушает – Я кушаю). Эти действия называются личными. Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Начинается режиссерская игра.

          Эмоциональное развитие.  Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует  только на то, что непосредственно воспринимает (у врача плачет – вышел из кабинета врача, уже все хорошо). Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Ребенок в этом возрасте не в состоянии принять решение, например, выбор игрушек, ему нравятся все игрушки. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя и сохраняется чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.

         Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется  и не становится еще полноценным: 2 года – общение только с мамой; 3 года – играет с другим ребенком, но без правил;

          Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого, но и не умеет ему сопереживать.

         Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка (не получилось – рядом никого – эмоциональная вспышка; невнимание временное; ревность к другим детям).

        Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые спокойно на них реагируют, либо игнорируют (если наоборот – каприз). Достаточно переключить внимание на другое занятие.

        Самосознание. Например, в два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая форма самосознания.

         Второй этап в развитии самосознания: в первом лице: Я. У ребенка появляется первичная самооценка – осознание не только своего «Я», но того, что Я-хороший; Я-очень хороший, Я-хороший и больше никакой. Чисто эмоциональное образование. Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии (поэтому максимально завышенная самооценка).

По Запорожцу А.В. хватательный рефлекс оказывает влияние на развитие восприятия формы и величины предметов. Ребенок к одному году – познавательный интерес, он способен сосредотачивать внимание на деталях, цветах и т.д.

Речь развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека по его  мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур, их координации. В возрасте около 1 месяца ребенок начинает произносить какие-либо простые звуки (типа а-а, у-у, э-э). Около 2-4х месяцев возникает гукание, затем в 4-6 месяцев гуление, повторение простых слогов. Способность к хорошему пониманию речи взрослого младенец демонстрирует во второй половине первого полугодия  жизни (он на отдельные слова реагирует комплексом выразительных движений). В 6-6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая ориентированно-исследовательская реакция в ответ на название предмета. Примерно в 10 месяцев появляется предметное общение. В 8-10 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова.

Около 1 года называет вещи своими именами. Имеется очень богатый опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. 1,5-2,5 года – научается комбинировать слова,  объединяя их в небольшие двух-трех словные фразы (от  таких фраз до  целых предложений  они прогрессируют  довольно  быстро). Вторая половина 2 года -  характеризуется переходом  к  активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

1,6-1,8 лет – развивается понимание речи при еще весьма  незначительном приросте активного словаря. С 11 месяцев  переход от дофонемной к фонемной речи и этот процесс продолжается на 2, 3 и 4м  году жизни. К 3м годам – в основном правильно применяет  падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается  грамматическое согласование всех слов. На 2м году  жизни – резко возрастает интерес к окружающему миру. После  1,5 -  появляется  собственная активность в речевом  общении. Около 3-х лет ребенок внимательно прислушивается к тому, что говорят взрослые между собой. В 3 года появляются первые признаки - эгоцентрическая речь.

К 2 годам – дети  могут играть  в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. У них хорошо  развита оперативная память со второго года жизни  в связи с овладением простейшим орудийным действием  меняется восприятие ребенка.  Получив возможность и научившись действовать одним предметом на другой,  ребенок оказывается способным к предвидению динамических взаимоотношений между  предметами.

На 3м году – ребенок может различать такие простые формы: круг, овал, квадрат и т.д. 0т 1 до 2х лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению. От 1,5 до 2х лет – ребенок начинает решать задачи путем догадок. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность: способность к обобщению, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запомнить их и использовать при решении задач. Основную роль играет восприятие.

После полуторагодовалого возраста формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, прежде всего по форме. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Идет развитие интеллектуальных операций и формирование понятий. К концу данного возраста развивается воображение.

 

2.2.Кризис 3-х лет.

         Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления.

Семь характеристик по Выготскому Л.С.:

1. Негативизм. Отказ не на действия, а на требование или просьбу. Игнорирует одного члена семьи, с другими – нормально. Главное – сделать наоборот: мальчик хотел рисовать – разрешение – отказ – поплакал, попросил запрета – получил – рисовать. Из этого примера видно, как меняется мотивация поведения ребенка. В три года он впервые способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другими (взрослый человек). Мотив уже находится вне ситуации, данной ребенку.

2. Упрямство. Чтобы с его мнением считались: должен делать не из желания.

3. Строптивость. Против всей системы отношений, против норм.

4. Своеволие.

5. Протест – бунт.

6. Деспотизм (власть над окружением) или ревность.

7. Обесценивание того, что раньше было привычно, интересно, дорого (сломать любимую игрушку).

      Он психологически отделяется от близких взрослых. Активно познает мир; общается совместно со взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность (Я-сам; центральное новообразование этого периода); завышенное эмоциональное самооценка.

                                                      Литература

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

Выготсткий Л.С. Кризис трех лет // Собр. Соч.: В 6 т. М.,1984. Т.4

        Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.

Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

          Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Период раннего возраста (от 1 года до 3 лет)»:

1.Какой познавательный процесс очень эффективно развивается в раннем возрасте?

2. Какой вид мышления характерен для раннего возраста.

3. Чем характеризуется общение в раннем возрасте.

4. В чем проявляется самосознание ребенка в период раннего возраста.

5. Назовите основные характеристики кризиса 3 лет по Л.С. Выготскому.

         

            Тестовые задания по теме «Период раннего возраста (от 1 года до 3 лет)»:

1. Сколько лет ребенку, который ведет диалог?

- Я дядьку посажу в машину.

- А как его зовут?

- Человек.

- А я - человек?

- Нет, ты бабушка.

а) 7 лет, б) 3 года, в) 5 лет.

2. Выберите ответы, являющиеся показателем кризиса 3-х лет:

а) самостоятельность, б) негативизм, в) тревожность, г) упрямство.

3. Органы чувств ребенка начинают функционировать  а) у большинства до рождения, б) с момента рождения, в) в первые недели рождения.

4. Основные причины кризиса 3-х лет:

а) развитие самосознания, б) половая идентификация, в) Эдипов комплекс, г) несформированность внутренней речи.

5. Какие психологические новообразования характерны для раннего возраста:

а) открытие «Я», б) комплекс оживления, в) чувство взрослости.

6. Определите характерную особенность познавательной сферы в раннем возрасте: а) ориентировочные реакции, б) сенсомоторный интеллект, в) наглядно-действенное мышление.