10.Основные этапы становления психологического пола личности.
Половая идентификация – третье звено структуры самосознания (1 – идентификация с собственным именем; 2 – притязание на признание). Несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физиологическом, социальном и психологическом плане. Половая идентификация имеет свою специфику в истории развития человеческого рода и в наше время в зависимости от геоисторического пространства, традиций этноса, государства и религии. В мире представлено большое разнообразие стереотипов мужского и женского поведения. Соответствие ожиданиям общества, к которому принадлежит тот или иной мужчина или женщина, во многом определяет индивидуальную судьбу человека. Психологическое обретение пола происходит с раннего детства до взрослости. Уже в детстве человек представляет себя среди других людей как будущий мужчина или как будущая женщина, как мальчик или как девочка. Идентификация со своим полом, имеющая столь глубокое проникновение в самосознание личности, что она интегрирует по всем звеньям самосознание (неправильное определение доминирующего пола у гермафродитов и других) – тяжелая травма для человека, требующая тонкого психологического сопровождения. Депривация человека со стороны его половой тождественности приводит к эмоциональному напряжению, фрустрации и неврозам. Половая идентификация – единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающая на себя предписанную традициями соответствующую половую роль. Половая идентификация осуществляется на основе генотипных предпосылок и социальных условий развития и бытия человека. Генотипические предпосылки определяют половую дифференциацию человека по морфологическим и физиологическим признакам мужского и женского пола. Социальные условия определяют половую идентификацию на основе генотипических предпосылок. Родовая половая идентификация, – прежде всего разделенный труд мужчин и женщин. Человечество в период родовых отношений людей было вынуждено учитывать физические данные и навязанную с этим половую дифференциацию при распределении труда. Кроме того, родовая женщина несла в себе новую жизнь, что держало ее крепче всего у домашнего очага в определенной зависимости от условий. Родовая культура была ориентирована на воспитание мальчиков и девочек через непосредственное включение их в систему исконных профессий мужчины и женщины. За воспитание мальчика, поэтому всегда отвечали мужчины, за воспитание девочек – женщины. Родовая половая идентификация побуждала родового человека утверждать себя как мужчину (или женщину) в конкретной деятельности. В некоторых случаях природная половая принадлежность отдельного индивида и деятельность, в которой нуждалась родовая семья, вступали в антагонистические отношения. Так, когда не хватало женских рук для выполнения всех женских обязанностей, новорожденного мальчика путем шаманских обрядов идентифицировали с женщиной, давая ему женское имя, одежду и воспитание. Как сексуальные объекты эти люди теряли свою ценность, становясь предметом насмешек и пренебрежения. В современном цивилизованном обществе половая идентификация не предопределяется разделением труда на мужской и женский. Половые роли усваиваются через подражание представителям своего пола, через идентификацию с ними и обособлении от противоположного пола в определенные возрастные периоды. Механизмы идентификации – обособления очень тонко взаимодействуют в процессе развития половой тождественности человека: норма половой идентификации имеет большой разброс на протяжении всего онтогенеза и жизни человека. В онтогенезе к концу раннего возраста ребенок устанавливает для себя свою половую принадлежность, а на протяжении первых 7 лет интенсивно присваивает поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Стереотипы мужского и женского поведения входят в самосознание ребенка через подражание представителям своего пола. В то же время у ребенка развивается так называемая доброжелательная пристрастность к различным эмоциональным окрасам к детям своего и противоположного пола. Позиция ребенка, отрока, юноши как представителей пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой идентификации имеет наиважнейшее значение для развития человека: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать престиж своего пола в рамках культуры своего этноса, страны определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Негативные образования также могут быть связаны с культурными особенностями половой идентификации. Особое место занимает проблема половой идентификации людей, у которых совокупность генетических, морфологических, физиологических и психологических особенностей приводит к их рассогласованию, проявляющуюся в сексуальных перверсиях. В сексуальных перверсиях определенное место занимают наследственно - конституционные факторы. Однако врожденные извращения полового влечения встречаются сравнительно редко. Чаще всего перверсии возникают в онтогенезе из-за провоцирующей роли микросоциальной среды. К числу распространенных перверсий, связанных с половой идентификацией, можно отнести гомосексуализм и лесбиянство. Чтобы предупредить отклонения в половой идентификации у ребенка и подростка, следует уделять специальное внимание их отношению к своему телу, контролировать игры и общение со сверстниками, для того, чтобы правильно ориентировать на ценности половых ролей, с которыми им предстоит отождествлять себя по факту своего рождения. Так или иначе, у всех людей постепенно развиваются индивидуальные способы восприятия и понимания сексуальности, а также личные предпочтения, связанные с сексуальной ориентацией и поведением. Этот комплексный процесс именуется психосексуальным развитием и протекает при взаимодействии биологических факторов и научения в определенной социальной среде. В развитии человека существуют определенные критические периоды, когда биологическое развитие интегрируется в социальный контекст, т.е. сообразуется с окружающей реальностью, что и определяет особенности индивидуальной сексуальности. В критические периоды развития в результате взаимодействия биологических и социальных факторов у человека формируются особенности его сексуальности. Начало каждого такого периода означает, что человек достиг возраста, в котором процесс научения будет оптимальным, все необходимые для этого способности находятся в высшей точке своего развития и имеются идеальные внешние условия для выработки определенного навыка или усвоения каких-либо знаний. Психодинамическая теория. Младенцы от рождения обладают потенциалом сексуальной энергии – либидо. Вначале эта энергия, совершенно монолитна и может быть направлена куда угодно. Постепенно либидо локализуется в разнообразных эрогенных зонах тела и, в конечном счете – в области половых органов. Фрейд полагал, что не только индивидуальные сексуальные склонности, но и личность в целом формируется в ходе этого процесса, который протекает с различными вариациями. Теория обуславливании и социального научения. Если поведение подкрепляется за счет похвалы или вознаграждения, велика вероятность того, что человек повторит это действие. Негативные результаты поведения – отсутствие похвалы и поощрения – вызывают обратную тенденцию, такие действия производятся все реже. Отсюда возникает предположение о решающем влиянии позитивных и негативных стимулов на формирование сексуального поведения. Исследователи подчеркивают, что на процесс развития способов сексуального поведения оказывает влияние множество самых разнообразных факторов. Для описания перенесения специальных сексуальных реакций, усвоенных в процессе научения, на иные обстоятельства в теории обуславливания применяется термин «генерализация» – это перенесение специальных реакций, приобретенных путем научения, на другие ситуации и переживания. Процесс генерализации контролируется дискриминацией, которая позволяет индивиду не реагировать на определенные стимулы, сохранив реакцию на другие возбудители. Кроме того, сексуальные предпочтения и поведение формируются благодаря научению посредством наблюдения, паттерну подкрепления и образованию связи между стимулами и вызванными ими сексуальными реакциями. Взрослея, человек начинает замечать реакции людей, на основании которых он судит о «приемлемом» сексуальном поведении. Если сексуальные предпочтения и поведение индивудума по-прежнему не приветствуются социумом, то могут вызвать конфликты и аффективные расстройства. В 60 годы возникло новое направление – социальное научение – процесс научения сопровождается постоянным наблюдением за окружающими и идентификацией с ними, (главное значение имеет впечатление, полученное на раннем этапе развития). Дети и подростки предпочитают моделировать и имитировать поведение тех людей, которыми они восхищаются и с которыми себя идентифицируют. Потенциальными источниками мощного влияния является телевидение и кино, родители, друзья и другие люди. Теория развития – уделяет особое внимание влиянию на развитие ребенка социальных факторов, которые могут также влиять и на психосексуальное развитие. Пиаже подчеркивал важность когнитивных, интеллектуальных и аналитических способностей у детей, а Кольберг изучал многие аспекты нравственного развития. Значительный вклад в создании модели психологии развития, формирующей задачи, встающие перед человеком на разных стадиях развития, был сделан Эриком Эриксоном. Он выдвинул концепцию психосоциального развития (культурные и социальные влияния, способствующие идентичности человека). Эриксон утверждал, что на каждой стадии происходит кризис, который человек должен преодолеть. Последствиями кризиса могут стать как здоровье и позитивное самоощущение, так и плохая адаптация, беспокойство и заниженная самооценка. В подростковом и юношеском возрасте перед человеком стоит задача постичь себя как сексуальную личность и обрести чувство близости с другим человеком. Неудачи в достижении этой цели могут вызвать путаницу в половых ролях и замкнутость, отсюда патологический способ сексуального функционирования, сохраняется всю жизнь. Литература Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. (Пер. с фр.). - М., 1991. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1982.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Основные этапы становления психологического пола личности»: 1. Дайте определение половой идентификации. 2. Раскройте, как формировался процесс половой идентификации в различных психологических теориях (теория развития, психодинамическая теория, теория обуславливания и социального научения).
|