11. Особенности и динамика развития в различные периоды взрослого человека.

 

11.1.Классификация зрелости и взрослости в психогеронтологии.

         Одна из наиболее важных задач современной психологи – построение общей теории индивидуально-психического развития человека.

         До настоящего времени сложились лишь теории, одна из которых (генетическая психология) определяет закономерности психического развития ребенка и подростка. Другая теория (психогеронтология) характеризует психофизиологические синдромы старения и старости. Таким образом, «в центре» психологического познания развития человека оказались ранний и поздний период развития, а не «середина», именно те фазы человеческой жизни, которые являются наиболее продуктивными, творческими и социально активными. Благодаря почти вековому накоплению этих знаний обнаружены сдвиги:

- ускорение процессов созревания;        

- замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности человека;

            С 1920 г. прошлого столетия интенсивно развиваются прикладные аспекты психологии взрослых,  особенно  связанные с обучаемостью.

В 50-60 гг. – обобщены некоторые итоги сравнения экспериментальных данных о различных возрастных периодах взрослости.

           В последние десятилетия сравнительная характеристика  разных периодов жизни человека, позволила расчленить зрелость на определенные макропериоды: раннюю взрослость; средний возраст; пожилой возраст и ряд переходных состояний между ними.

          В современной антропологии и психологии имеются различные классификации, совпадающие лишь – признанием качественного своеобразия возрастных изменений зрелости и взрослости.

1. начало зрелости у мужчин – 16-18 до 22-24; у женщин – от 15-16 до 18-20; то есть ранняя юность 17-20 лет, поздняя – 20-25 лет или ранняя взрослость.

2. средний возраст или средняя зрелость: от 20-25 (по Векслеру), 25-40 (Бромлей), 25-50 (Биррей), 36-60  (международная классификация); в этот период  зрелость 40-55 (Гинзбург).

        Комплексное исследование в 1965 г. двумя циклами:

1 цикл, последовательно охватывая возрастной контингент год за годом – от 18 до 35 лет. Изучались основные интеллектуальные функции, общая  структура интеллекта в их взаимосвязи с более общими характеристиками (психомоторными). На их основе были построены микропериоды. В эксперименте приняли участие 1800 человек.

2 цикл строился по лонгитюдным принципам. На протяжении 5 лет их обучения в университете изучались одни и те же студенты (350 человек).

 

11.2.Природа и закономерность развития психофизиологических функций взрослого человека.

             Зрелость (взрослость) – есть завершение процессов развития и реализации уже сформировавшихся механизмов, свойств и структур поведения, заложенных в детстве.

           Зрелость – стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившейся ценностной ориентации.

Характеристики:

 1) - нарушающие стационарные процессы;

- инволюционные процессы (на разных уровнях и в разные периоды жизни взрослого человека);

2) постепенное развертывание этих инволюционных процессов (процесс…нарушение… процесс; спорт – травма); Педагогика – стресс, агрессия … восстановление.

3) противостояние инволюционным процессам;

Природа психофизиологического развития зрелости:

1. повышение функционального уровня различных механизмов деятельности;

2. стабилизация;

3. понижение;

Включая функции разных систем: элементарные и сложные (интеллект, тип личности).

         Таким образом, выделены годы, на которые приходится моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня.

 

микропериоды повышение стабилизация понижение
18-22 46,8 20,6 32,6
23-27 44,0 19,8 36,2
29-32 46,2 15,8 38,0
33-35 11,2 33,3 55,5

 

         Длительность стабилизационных состояний измеряется 2-3 годами, лишь в одном 4 года.  Наибольшая концентрация контрастных сдвигов характерна для раннего (18-22) и среднего (23-32), а отрицательных сдвигов (23-27), (33-35). Стабилизация в наибольшей мере характерна для 33-35 лет.

Эти изменения характеризуются:

1.                 общий вербальный и невербальный интеллект;

2. логические и мнемические функции;

3. теплообразование;

4. свойства индивида (нейродинамизм);

         Положительные сдвиги: насыщение крови кислородом, общем интеллекте,  динамичность торможений; общем интеллекте; вербальный интеллект.

Наименьшие: невербальный интеллект; динамичность возбуждения и теплообразования. Качественные характеристики отрицательных свойств:

наибольшая величина сдвигов           наименьшая

- память                                                  - мышление

- психомоторика                                    - насыщение кислородом

Моменты стабилизации (наибольшая величина):

1. область вербального интеллекта;

2. внимание;

3. теплообразование;

        Структурность общей природы развития в периоды зрелости проявляются в сложных противоречивых зависимостях одних функций от других и соотносительности.

 

11.3.Системный подход в описании развития человека.

         Ориентация комплексного исследования человека как  индивида, личности, субъекта деятельности в сложных взаимоотношениях с окружающей средой – есть системный подход онтогенетического развития.

         Начало системного подхода к описанию онтогенеза человека, заложенное в психологии (П.П. Блонский, Л.С.Выготский) явилось основой построения общей теории индивидуального развития.

1. Т.А. Косоревская выделяет группу признаков, на основании которых можно построить возрастную периодизацию: биологические и социальные.

2. Л.С. Выготский в качестве критериев выделения возрастных периодов предлагает возникновение новообразований в процессе развития – понимая под ними те психические и социальные изменения, которые на данной ступени возникают впервые, то есть имеются в виду появление нового качества,  ограниченного только психическим и социальным уровнем.

3. А.И. Аршавский и П.Г. Светлов пишут о том, что критерием следует считать изменение способа взаимодействия организма с соответствующими условиями среды. При этом изменение условий среды влечет за собой преобразование деятельности различных систем организма (адаптации).

          Опыт исследований многоуровневой организации человека, проведенного под руководством Б.Г. Ананьева (с 18 до 35) – свидетельствует о противоречивости и неравномерности развития функций в каждом из периодов взрослости.

1. Лимфоциты в крови усиливаются с 20 лет до 49, затем снижаются к 50-59 годам, достигая уровня 20-летних à снижение.

2. Жизненная емкость легких – пороговое значение у человека 50 лет.

3. Сила мышц кисти – 50 лет.

         Зрелость человека как индивида (умственная) и труда (трудоемкость) во времени не совпадает:

1. прогрессивная (до 21 года);

2. стационарное состояние (с 21 до 60 лет);

3. регрессивная (после 60 лет); 

       В.Н. Никитин, принимая за исходную характеристику рост тела, выделяет три основных периода: I- прогресс роста (нарастание роста, объема до 20 лет); II – стабильность роста (до 60 лет); III – инволюция (длина и масса уменьшается; после 60 лет).

Социальные характеристики: семья, уход из родительского дома, рождение ребенка, освоение профессиональных ролей.

 

11.4.Уровни активности взрослого человека.

         Два периода – до 35 лет и после: это возраст максимальных достижений по показателям физического развития: роста, веса, силы, емкости легких,

- динамичность торможения;

- оптимум объема и избирательности внимания;

- пик интеллектуального развития;

        В процессе изменения основных видов деятельности человека формируется характер и способности, общая одаренность и трудоспособность.

         Человек – субъект деятельности – обладает определенным потенциалом: работоспособностью, специальными способностями, активностью в форме ценных ориентаций, мотивов, сформированным жизненным опытом. Б.Г. Ананьев, рассматривая структуру человека как субъекта деятельности, выделил четыре уровня активности:

1. уровень ценностной деятельности как исторически сложившейся системы программы;

2. уровень отдельного акта деятельности;

3. уровень макродвижений, из которых строятся действия;

4. уровень микродвижений, их которых строятся макродвижения;

1 и 2 – в системе связей «субъект – личность»; 3,4 – в системе связей «субъект – индивид».

     На всех этапах периода взрослости выделяются сензитивные и критические периоды психофизиологического развития. Техническое перевооружение производительности и возникновение новых профессий требует:

1. особого интеллекта взрослого;

2. его мобильности и переключаемости;

Так логическая способность:

20-летние – 100%                  50 лет – 80%

30 лет – 96%                60 лет – 75%

40 лет – 87 %

          Интеллект определяется двумя факторами: внутренними (одаренность); внешними (образование). Интенсивное интеллектуальное развитие возможно с 19 до 30 лет. Критические периоды в развитии интеллекта – 20 лет, 23 года, 31 год, 42 года, 43 года. Сензитивные периоды: 19 лет, 24 года, 25 лет, 30 лет, 44 года, 49 лет. Сам процесс учения (образования) является фактором оптимизации интеллектуального потенциала. Анализ возрастных особенностей производительности активности свидетельствует о наличии возрастных констант в разных  видах труда.

1. 18-25 лет – активная работа в конвейерном производстве;

2. 26-30 лет – управление;

3. люди пожилого возраста – другие виды работы;

         Таким образом, регресс моторного научения в 27-33 года – прогресс вербального научения.

         Исследования по педагогам:

1 этап – с 23 до 33 лет – этап вхождения в профессию; профессиональная адаптация; создание семьи; высокое эмоциональное напряжение;

2 этап – с 30 до 50 лет – социально-психологические особенности развития; этап коррекции: три периода:

- нормативный кризисный (33-40 лет);

- кризис середины жизни (40-45 лет или 37 – 43 года);

- стабильный период  (43 – 50 лет);

Нормативный: пересмотр системы ценностей;

Стабильный – ставит цели и добивается; профессиональное и общественное признание;

Серединный – переосмысление жизненных целей, попытка обрести новое значение;

         Имеются интересные данные о динамике творческой активности. Творческая активность  ученых разных специальностей в периоде зрелости имеет ряд чередующихся периодов подъемов и спадов.

                                                              

         Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Особенности и динамика развития в различные периоды взрослого человека»:

1. Расскажите о классификации зрелости.

2.  Как развиваются психологические функции у взрослого человека?

3. Общая теория индивидуального развития и ее роль в организации деятельности взрослого человека.

4. Дайте характеристику уровней активности взрослого человека.

         

           Тестовые задания по теме «Особенности и динамика развития в различные периоды взрослого человека»:

1.Основные причины кризиса взрослости: а) профессиональные неудачи, б) проблемы в семье, в) одиночество, г) несозданная собственная семья, д) отсутствие высшего образования, е) богатство.

2. Основные противоречия поздней взрослости: а) целостность – против отчаяния, б) самоанализ-критичность ума, в) хочу-могу, г) альтруизм – эгоизм,

д) гедонизм-аскетизм.

 

 

 

Ключ к тестовым заданиям:

    Глава 1:  Тема 1- 1 б, 2 а,  Тема 2 – 1 а, в, Тема 3 – 1 а, 2 б, Тема 4- 1 б, 2 а, 3 б, 4 б, 5 в, 6 в, Тема 5 – 1 б, 2 а, 3 в, Тема 6- 1 а,2 а.

   Глава 2: Тема 1- 1 а, 2 а, 3 а, 4 б,  Тема 2- 1 б, 2 б, в, 3 б, 4 а, в, 5 а, 6 б,  Тема 3- 1 а, б, 2 а, 3 а, 4 в, Тема 4 – 1 г, д, 2 б, 3 б, 4 в, 5 б, г, 6 а, в, 7 а, 8 а, 9 б, 10 а, Тема 6- 1 а, 2 б, Тема 7- 1 б, 2 в, 3 а, 4 а,  Тема 8 – 1а, 2 а, 3 а, 4 б, Тема 11- 1 а, б, в, г, 2 а, в.