Предисловие

Учебное пособие «Возрастная психология» может быть чрезвычайно полезным для любого возраста и любых профессий, но, прежде всего оно предназначается в качестве учебного руководства для студентов педагогического вуза, соответствует требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования содержания дисциплины психология общепрофессионального блока.
Авторы стремились дать в кратком и доступном изложении вопросы основ возрастной психологии, включающих в себя различные подходы к классификации возрастных этапов развития человека, его познавательной сферы и его личности. Особую актуальность для педагога представляет развитие познавательных процессов (внимания, ощущения, восприятия, памяти, мышления, речи) в различные возрастные периоды, чтобы использовать эту информацию для эффективного процесса усвоения на уроках. Очень важно для педагога знать и уметь прогнозировать поведение учеников в зависимости от периодов развития личности и интеллектуальных возможностей.
Наше пособие освещает важные проблемы возрастной психологии, как в функциональном плане развития человека, так и в личностном. При этом основной упор делается на общепринятые теории развития двух сфер личности человека.
Качество педагогической деятельности учителя зависит, в том числе и от того, насколько грамотно сможет он построить свою деятельность с учетом проявления развития познавательных процессов и возрастных особенностей ученика.